Правовое регулирование деятельности третейских судов в Российской Федерации. Место третейского суда в системе юрисдикционных органов.
НПА:
Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О третейских судах в Российской Федерации"
Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.
АПК РФ Глава 30. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ И О ВЫДАЧЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЛИСТОВ НА ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ
ГК РФ Статья 11. Судебная защита гражданских прав
1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд).
В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.
Третейские суды не входят в судебную систему Российской Федерации, и соответственно не имеют полномочий осуществлять правосудие.
В основу формирования и деятельности третейского суда положен принцип добровольности и доверительности сторон к органу, рассматривающему их спор по существу. Его содержание выражено не только в праве сторон передать возникший или могущий возникнуть между ними спор на разрешение третейского суда, но и в праве участвовать в формировании третейского суда и определении порядка разрешения спора в нем, а равно в выборе постоянно действующего третейского суда и согласовании процедуры рассмотрения спора, закрепленной в его регламенте (положении, уставе).
Однако третейские суды входят в юрисдикционную систему государства, поскольку этим органам предоставлено право разрешать споры о праве. Государственные же суды по отношению к третейским наделены лишь полномочиями по отмене решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение их решений.
Третейские суды имеют частный характер, поскольку образуются, как правило, самими участниками гражданско-правовых отношений. Государство не участвует непосредственно в процессе их формирования и деятельности, ограничиваясь определением общих правил их создания и деятельности, то есть устанавливает законодательство, регулирующее третейское разбирательство.
В силу ст. 10 и 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее — ГК РФ) третейский суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, наряду с государственными судами осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, а также может в зависимости от обстоятельств дела отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
Цель третейского разрешения дел — урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств. Передача спора, который возник или может возникнуть между сторонами какого-либо конкретного правоотношения, на рассмотрение третейского суда остается альтернативной формой защиты права и не превращает сам по себе порядок третейского разбирательства в собственно судебную форму защиты права, равно как и не порождает иных юридических последствий помимо предусмотренных законом именно для третейского решения, которое принимается третейским судом от своего имени, обязательно для сторон на основе добровольного исполнения, а обеспечение его принудительного исполнения находится за пределами третейского рассмотрения и является задачей государственных судов и органов принудительного исполнения.
Решение третейского суда можно отличить от решения, принимаемого государственным судом,по следующим признакам:
1) в отличие от решения государственного суда решение третейского суда не является общеобязательным актом;
2) принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны государственного суда;
3) решение третейского суда не обладает преюдициальным эффектом (в том смысле, как это понимается действующим процессуальным законодательством);
4) по формально-юридическим признакам решение третейского суда, в отличие от решения государственного суда, не может быть пересмотрено в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.
Указание на гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения посредством третейского разбирательства означает, что в системе действующего правового регулирования не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также дел, рассматриваемых в порядке особого производства, не отвечающих традиционным признакам споров о праве (дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и др.). Такое ограничение сферы компетенции третейских судов связано с природой гражданских правоотношений, которые, как следует из ст. 8, 19, 34 и 35 Конституции России и конкретизирующей их положения ст. 1 ГК РФ «Основные начала гражданского законодательства», основаны на признании равенства участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Так, например, предметом третейского разбирательства не могут быть споры, связанные с не исполнением акта арбитражного суда, поскольку такие споры относятся к сфере публичных отношений и подлежат рассмотрению в государственных судах, равно как и требования об индексации присужденных к взысканию третейским судом денежных средств (см., например, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 1120/07 по делу № А72-4378/06-25/216).
Обратим особое внимание, что дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд (часть третья ст. 33 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Спор возможно передать на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Данное соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено федеральным законом. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в государственном суде (суде общей юрисдикции или арбитражном суде), может быть заключено до принятия решения по спору государственным судом. Спор невозможно передать на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки.
Рассмотрение спора в третейском суде имеет следующие преимущества:
• возможность выбора самого суда. Стороны не связаны местом жительства гражданина, местом нахождения юридического лица. При этом судебное разбирательство не обязательно будет проходить в месте нахождения третейского суда. В случае необходимости спор может быть рассмотрен выездной сессией третейского суда в любом месте России или на территории иностранного государства;
• возможность выбора конкретного третейского судьи. Стороны выбирают в качестве третейских судей лиц, в чьих нравственных и профессиональных качествах они не сомневаются. Это позволяет быть уверенным, что спор будет разрешен квалифицированно;
• стороны вправе по согласованию с третейским судом выбрать не только место, но и время рассмотрения спора;
• конфиденциальность содержания разбирательства дела (закрытый для третьих лиц характер процедуры рассмотрения спора, сохранение в тайне третейскими судьями информации, полученной в ходе разрешения спора);
• оперативность рассмотрения спора. Спор разрешается на практике в среднем от одной недели до двух-трех месяцев;
• отсутствие жестких процессуальных и доказательственных правил. Стороны спора вправе предусмотреть свои правила разрешения спора, за исключением отдельных вопросов, по которым законом сторонам не предоставлено права договариваться;
• окончательность вынесенного решения. Стороны могут предусмотреть, что решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Так, например, в удовлетворении заявления об отмене решения третейского суда, принятого по иску о взыскании долга по договору о предоставлении возобновляемой кредитной линии и о взыскании процентов за пользование кредитом, отказано правомерно, поскольку в соответствии с третейским соглашением сторон решение третейского суда является окончательным и оспариванию не подлежит (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.01.2010 по делу № А43-30512/2009). А в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.01.2010 по делу № А58-7656/09 указывалось, что производство по делу об отмене решения третейского суда прекращено правомерно, поскольку решения данного третейского суда признаются сторонами окончательными и обязательными для исполнения;
• реальная ответственность третейских судей. Третейские судьи получают за свою деятельность соответствующий гонорар, который напрямую зависит от количества дел, рассмотренных судьей, и качества их разрешения, а значит и от его репутации. Это дает дополнительные гарантии беспристрастности судей;
• возможность принудительного исполнения решения третейского суда (государственный суд выдает исполнительный лист, в случае если решение третейского суда не исполняется ответчиком добровольно).