Статья 5.3. Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением действие, совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для предотвращения или устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, правам и законным интересам данного лица или других лиц, интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный.

Состояние крайней необходимости признается также в случае, если действия, совершенные с целью предотвращения опасности, не достигли своей цели и вред наступил, несмотря на усилия физического лица, добросовестно рассчитывавшего его предотвратить.

Статья 5.4. Обоснованный риск

Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом законным интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

№ 24. Административная ответственность: понятие, отличие от иных видов юридической ответственности. Цели административной ответственности

Административная ответственность – такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Административная ответственность носит личный характер. Однако в случаях совершения административного проступка лицом, не достигшим возраста административной ответственности, к ней могут привлекаться законные представители этого лица за отсутствие должного воспитания своего ребенка.

Административная ответственность характеризуется следующими основными чертами:

1)имеет собственную нормативную правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права;

2)основанием административной ответственности является административное правонарушение;

3)за административные правонарушения предусмотрены административные взыскания;

4)административные взыскания применяются широким кругом органов и должностных лиц;

5)административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им нарушителей;

6)применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

7)меры административной ответственности применяются в соответствии с административно-процессуальным законодательством.

Статья 6.1. Понятие и цели административного взыскания

Административное взыскание является мерой административной ответственности.

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

№ 25. Принципы административной ответственности

По КоАП Республики Беларусь (ст. 4.2) к принципам административной ответственности относятся:

1.законность;

2.равенство перед законом;

3.неотвратимость ответственности;

4.виновная ответственность;

5.справедливость;

6.гуманизм;

7.личная ответственность;

8.целесообразность ответственности;

9.гласность;

10.оперативность ответственности.

Наши рекомендации