А1. Ученые-обществоведы определяют общество как
Вариант 1
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий с выбором ответа этой части об~ ведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на деятельность людей?
1) ликвидация последствий стихийного бедствия
2) загрязнение реки промышленными отходами
3) высадка на пустыре деревьев и кустарников
4) административное ограничение охоты на оленей
А2. Антон — жизнерадостный общительный человек, всегда готовый придти на помощь своим многочисленным друзьям. Все это характеризует Антона как
1) индивида
2) гражданина
3) личность
4) профессионала
A3. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности человека?
А. Целью познания является получение информации об окружающем мире и самом человеке.
Б. В процессе познания человек использует органы чувств и интеллект.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Пианист сел за рояль и зазвучали дивные звуки. Его игра вызвала бурю эмоций слушателей: они переживали тоску по родине, открывали, подчиняясь музыке, новые земли, любили, надеялись. Этот пример иллюстрирует деятельность в сфере
1) науки
2) религии
3) морали
4) искусства
А5. Интересующийся программированием десятиклассник Иван планирует по окончании учебы профессионально разрабатывать компьютерные игры. На какой ступени образования находится Иван?
1) основное общее
2) среднее профессиональное
3) полное (среднее)
4) высшее профессиональное
А6. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль опирается на представления человека о прекрасном и безобразном.
Б. Человек усваивает моральные нормы в процессе воспитания.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. Что свойственно командной экономической системе?
1) многообразие форм собственности
2) свобода предпринимательской деятельности
3) преобладание сельского хозяйства
4) централизованное ценообразование
А8. С апреля по октябрь население приморского региона Z занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на морском побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако в период с ноября па март среди местного населения наблюдается значительная безработица. К какому типу относится безработица в регионе Z?
1) застойная
2) структурная
3) временная
4) сезонная
А9. Государство выполняет различные функции в экономической жизни общества. Так, оно является производителем общественных благ. Какой из приведенных ниже примеров иллюстрирует эту функцию?
1) правительство изменило порядок налогообложения фирм
2) в рамках государственной программы развития здравоох
ранения открылись три новых больницы
3) центральный банк отозвал лицензии двух коммерческих
банков
4) правительство и центральный банк осуществили комп
лекс антиинфляционных мер
АЮ. Верны ли следующие суждения о затратах производства?
А. Часть факторов производства, которую предприниматель вынужден приобретать по рыночным ценам, составляет внешние затраты фирмы.
Б. Стоимость факторов производства, не зависящая от количества производимой продукции, составляет переменные затраты фирмы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
АН. Что отличает семью от других малых групп?
1) совместное проведение досуга
2) сходный социальный статус
3) наличие групповых правил и норм
4) совместное ведение хозяйства
А12. А. работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени А. тратит на общение с родителями своих учащихся. В действиях А. проявляется
1) социальная роль
2) социальный конфликт
3) социальная структура
4) социальная политика
А13. Верны ли следующие суждения об этнических группах? А. Этнические группы выделены по национальному признаку. Б. Разновидностями этнических групп являются племена и народности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14. К функциям политических партий в демократическом обществе относится
1) разработка и принятие законов
2) предложение программ развития общества
3) управление предприятиями
4) осуществление судопроизводства
А15. Главой государства Z является наследственный правитель. Он издает законы, руководит деятельностью правительства, участвует в деятельности судебных органов. Какова форма правления страны Z?
1) конституционная монархия
2) парламентская республика
3) президентская республика
4) абсолютная монархия
А16. Верны ли следующие суждения о референдуме?
А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам.
Б. Референдум, в отличие от выборов, не предполагает голосование за кандидатуры или партии.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17. Гражданин приобрел для домашнего пользования стиральную машину. Сервисная служба магазина доставила, установила и подключила машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Данная ситуация регулируется нормами права
1) административного
2) гражданского
3) трудового
4) конституционного
А18. Органом законодательной власти в РФ является
1) Федеральное Собрание
2) Правительство РФ
3) Совет Безопасности
4) Общественная Палата
А1Я. Неправительственная экологическая организация провела в парках города акцию по очистке территории от мусора. Активисты организации смогли привлечь к участию в акции горожан разных возрастов и профессий. В этом примере отразилось функционирование
1) органов местного самоуправления
2) государственного аппарата
3) гражданского общества
4) муниципальных органов власти
А20. Верны ли следующие суждения о преступлении?
А. Преступление влечет за собой административную ответственность.
Б. Преступлением называют противоправное деяние, создающее угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.
В1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и религии и отличия науки от религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) объяснение природных и общественных явлений
2) вера в сверхъестественные силы
3) быстрое изменение содержания знаний, отказ от устаревших
теорий
4) влияние на формирование мировоззрения человека
Черты сходства | Черты отличия | ||
В2. В стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Как вы храните свои сбережения?»
Результаты опроса представлены в диаграмме.
Проанализируйте данные диаграммы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.-
1) Хранят свои деньги на банковском счете и покупают цен
ные бумаги менее половины опрошенных граждан.
2) Вложения в недвижимость менее популярны среди опро
шенных, чем открытие банковских счетов.
3) Хранят деньги дома около трети опрошенных граждан.
4) Дает деньги в долг друзьям больше опрошенных, чем
приобретает драгоценности.
5) Вкладывает средства в приобретение драгоценностей на
именьшее число опрошенных.
Ответ:________________________________ .
ВЗ. Установите соответствие между примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
84. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением
одного, относятся к основам конституционного строя России.
1) Демократия, 2) ценность прав человека, 3) федеративное устройство, 4) однопартийная система, 5) разделение властей.
Найдите и выпишите номер понятия,выпадающего из этого ряда.
Ответ: j_______________________________ .
85. Укажите правильную последовательность действий изби
рателя в период проведения выборов в органы государственной
власти.
1) знакомство с программами кандидатов
2) участие в опросе на выходе с избирательного участка
3) получение при необходимости открепительного талона
4) заполнение избирательного бюллетеня
5) принятие решения об участии в голосовании
Ответ:
ЧАСТЬ 3
Для ответов на задания этой части (С1 — С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочтите текст и выполните задания С1 — Сб.
Язык, культура, нравственность, весь духовньш капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.
Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность — это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.
Для поверхностного восприятия общество состоит из людей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил — единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.
(По материалам энциклопедии для школьников)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Найдите в тексте два объяснения того, почему социальная (общественная) жизнь — внутренняя форма человеческой жизни.
СЗ. Какие уровни восприятия общества существуют, по мнению авторов текста? Используя содержание текста, определите сущность каждого уровня.
С4. Почему человек «лишь в качестве члена общества может состояться как человек»? С опорой на текст и обществоведческие знания дайте три объяснения.
С5. Рассказывая на уроке о формировании личности, ученик отметил значительное влияние на эт'от процесс семьи и ближайшего окружения человека. Не все учащиеся класса согласились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
Сб. Согласны ли вы с тем, что «в каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Вариант 2
ЧАСТЫ
///?« выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружкам номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1.Что свойственно обществу традиционного типа?
1) преобладание сельского хозяйства в экономике
2) высокий уровень развития промышленности
3) распространение компьютерных технологий
4) интенсивное развитие науки и техники
А2. Десятиклассник Иван интересуется математикой. Он много занимается, принимает участие в математических олимпиадах школьников, хотя пока ему не удавалось занять призовое место. Как можно назвать качества Ивана, проявляющиеся в этой деятельности?
1) задатки
2) способности
3) талант
4) гениальность
A3. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного мира?
А. Глобальные проблемы успешно решаются наиболее развитыми странами мира.
Б. Наименее развитые страны мира не подвержены влиянию глобальных проблем.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Отражение действительности в художественных образах свойственно
1) науке
2) искусству
3) морали
4) религии
является резуль-
А5. Вывод: «Все познается в сравнении» татом
1) обобщения жизненного опыта
2) научного исследования
3) интуитивной догадки
4) религиозной веры
А6. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Главным контролером человека в вопросах морали является его совесть.
Б. Соблюдение моральных норм является проявлением свободы человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А7. Фирма Р. производит чистку ковров. К капиталу фирмы относятся (-ится)
1) ковры, которые чистит фирма
2) руководство фирмы
3) оборудование и чистящие средства
4) налоговые отчисления
А8. Рынок спортивного инвентаря в стране Z поделен между пятью крупнейшими фирмами-производителями, продукция других фирм не представлена. Какой тип рыночной конкуренции отразился в данном примере?
1) совершенная конкуренция
2) монополия
3) неполная конкуренция
4) олигополия
А9. Гражданка А. обнаружила, что коробочка йогурта, стоившая раньше 15 рублей, подорожала до 20 рублей, а еще через месяц — до 30 рублей. То же произошло и с другими товарами и услугами, причем их качество не улучшилось. С каким экономическим явлением столкнулась гражданка А.?
1) конкуренция
2) инфляция
3) перепроизводство
4) безработица
А10. Верны ли следующие суждения об экономических системах?
А. Традиционной экономической системе свойствен высокий уровень развития товарно-денежных отношений.
Б. Командная экономическая система предполагает директивное распределение факторов производства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
социальных групп выделена
All. Какая из перечисленных по экономическому признаку?
1) москвичи
2) инженеры
3) мусульмане
4) землевладельцы
А12. Совершеннолетние юноша и девушка обратились в ЗАГС с заявлением о регистрации брака, однако им было отказано. Что могло послужить причиной отказа?
1) недолгий срок знакомства
2) отсутствие у них жилья
3) недееспособность юноши
4) несогласие родителей на брак
А13. Верны ли следующие суждения о социальном статусе? А. Социальный статус — это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности. Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4 Зак 2064
А14. Что отличает государство от других политических организаций?
1) разработка программ развития общества
2) представление интересов отдельных групп общества
3) выдвижение политических лидеров
4) исключительное право принимать правовые нормы
А15. Государство Z разделено на провинции по территориальному признаку. Главы провинций назначаются правительством государства. В провинциях нет собственных парламентов, конституций. Какова форма государственного устройства страны Z?
1) монархия
2) унитарное государство
3) федеративное государство
4) республика
А16. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Принцип разделения-властей состоит в том, что выделяются три ветви власти со строго определенными функциями.
Б. Принцип разделения властей предполагает наличие системы «сдержек и противовесов».
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17. Гражданское право регулирует
1) имущественные и личные неимущественные отношения
2) отношения граждан с органами исполнительной власти
3) права и обязанности членов семьи
4) порядок предоставления трудовых услуг
А18. Президент РФ
1) руководит внешней политикой
2) разрабатывает государственный бюджет
3) управляет федеральной собственностью
4) разрабатывает и принимает законы
А19. Антон припарковал свой автомобиль на газоне под окнами своей квартиры. Какое правонарушение он совершил?
1) уголовное
2) административное
3) дисциплинарное
4) гражданское
А20. Верны ли следующие суждения о правовом государстве?
А. Правовое государство предполагает взаимную ответственность государства и личности.
Б. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ЧАСТЬ 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В5) ответ необходимо записать в месте, указанномв тексте задания.
В1.В приведенном списке указаны черты сходства большой и малой социальных групп и отличия большой социальной группы от малой. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) обязательные личные контакты между членами группы
2) наличие у людей сходных социальных признаков
3) наличие социальных норм, регулирующих деятельность
группы
4) количество членов группы
Черты сходства | Черты отличия | ||
В2.В стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Кому из участников политической жизни страны вы доверяете больше всего?»
Результаты опроса представлены в гистограмме.
лидерам политических партий |
Проанализируйте данные гистограммы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Правоохранительные органы вызывают наименьшее дове
рие опрошенных граждан.
2) Лидерам политических партий и депутатам парламента
доверяют большинство опрошенных граждан.
3) Главе государства опрошенные граждане доверяют боль
ше, чем другим участникам политической жизни.
4) Главе правительства опрошенные граждане доверяют
больше, чем депутатам парламента.
5) Лидерам политических партий доверяют около трети оп
рошенных граждан.
Ответ:
ВЗ. Установите соответствие между ситуацией и отраслью права, которая призвана ее регулировать. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
A) гражданин нарвал на городской
клумбе цветов для своей девушки
Б) гражданин приобрел в магазине мебельный гарнитур
B) гражданка была оштрафована
контролером за безбилетный про
езд в автобусе
Г) группа граждан ночью ограбила случайного прохожего
Д) гражданка открыла счет в коммерческом банке
Запишите в таблицу выбранные цифры.
Отрасль права
1) гражданское
2) административное
3) уголовное
А | Б | В | Г | д |
84. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением
одного, относятся к институтам, осуществляющим социализа
цию индивида.
1) Семья, 2) природа, 3) система образования, 4) государство, 5) церковь.
Найдите и выпишите номер понятия,выпадающего из этого ряда.
Ответ:___________________________ -
85. К. — гражданин России, руководитель крупной компа
нии. Установите правильную последовательность прохождения
им ступеней образования.
1) окончание основной школы
2) получение высшего профессионального образования
3) обучение в средней (полной) школе
4) посещение занятий по подготовке к начальной школе
5) защита диссертации и получение ученой степени
Ответ:
ЧАСТЬ 3
Для ответов на задания этой части (С1 — С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
Прочтите текст и выполните задания С1 — Сб.
Товар — это продукт труда, произведенный с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке. Товары могут быть материальными и нематериальными. Материальный товар представляет собой какую-либо вещь: автомобиль, туфли, хлеб, холодильник и т. п. Нематериальный товар — это, как правило, услуга или какая-либо полезная деятельность: посредничество, страхование, услуги связи, медицинские услуги и т. п.
Существование товара связано с последовательным прохождением четырех стадий. Для начала товар должен быть произведен. Производство — это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения каких-либо общественных потребностей.
Следующая стадия — распределение. Как правило, в производстве каждого товара задействовано множество участников. Значит, необходимо определить долю каждого участника в созданном товаре. В современном обществе распределение чаще всего осуществляется по затратам и результатам труда или по вложенному в производство капиталу.
Наемный работник, выполнив работу, получает заработную плату. Чем лучше он выполняет поставленную перед ним задачу, чем большее количество продукции он производит, тем выше его заработная плата. Это и есть распределение по затратам и результатам труда.
С другой стороны, собственник фирмы может сам не работать в своей фирме. Но прибыль, которую приносит фирма, принадлежит ее владельцу, поскольку фирма создана на его деньги. Так осуществляется распределение по вложенному капиталу.
Третья стадия движения товара — обмен. С целью обмена товар передается на рынок, где у него возникает два важнейших свойства: свойство удовлетворять какие-либо человеческие потребности, быть полезным для покупателя, то есть обладать потребительной стоимостью; свойство обмениваться на другой товар или деньги в определенном количественном соотношении, то есть обладать меновой стоимостью.
Завершающая стадия — потребление, то есть использование товара для удовлетворения потребностей.
Приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности. То, какую пользу принесет товар его покупателю, определяет сумму, которую покупатель готов за нее заплатить.
(По материалам энциклопедии для школьников)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что такое товар? Какие виды товара названы в тексте? Объясните различие между этими видами товара.
СЗ. Используя содержание текста, заполните таблицу:
Пример | Стадия существования товара |
Модельер разработал новую коллекцию женской одежды. | |
Мэрия предоставила очередникам новые квартиры. | |
Ученик съел обед в школьной столовой. | |
Инспектор ГИБДД регулирует дорожное движение. | |
Бизнесмен продал свою яхту. |
С4. Какие два важнейших свойства товара приведены в тексте? Покажите каждое из этих свойств на примере любого товара.
С5. Недовольные низкой зарплатой работники супермаркета обратились к директору с требованием повысить зарплату и улучшить условия труда. Директор отказал им, сославшись на то, что решить этот вопрос может только владелец супермаркета, постоянно проживающий в другой стране. Какие основания (принципы) распределения отразились в данном примере? Приведите фрагмент (-ы) текста, помогающий (-е) решить эту задачу.
Сб. В тексте говорится, что «приобретая товар для личного потребления, покупатель определяет его ценность, исходя из полезности». Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Вариант 3
ЧАСТЬ 1
При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1. Совокупность социально значимых качеств человека ученые обозначают понятием
1) индивид
2) личность
3) индивидуальность
4) талант
А2. В обществе Z большинство населения живет в крупных городах. Во всех сферах жизни общества используются компьютерные технологии, интенсивно развивается наука, достижения которой широко используются в экономике и социальном управлении. К какому типу относится данное общество?
1) аграрное
2) индустриальное
3) традиционное
4) постиндустриальное
A3. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Обществом называют всех людей, ныне живущих на Земле.
Б. Обществом называют исторические периоды развития человечества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Науке свойственно
1) стремление к объяснению событий и явлений
2) обращение к сверхъестественным силам
3) образное отражение действительности
4) использование обрядов и ритуалов
А5 |
относится к сфере
А5. Принцип: «Спешите делать добро!»
1) искусства
2) науки
3) морали
4) права
Аб. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Произведения искусства неодинаково воспринимаются и оцениваются разными людьми.
Б. Произведения искусства обращены к эмоциям, переживаниям человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5 Зак 2064
А7. Существуют различные значения понятия «экономика». Что относится к экономике как науке?
1) производство косметических средств
2) прогнозирование цен на энергоносители
3) продажа объектов недвижимости
4) постепенное обесценивание денег
А8. В результате поглощения или вытеснения с рынка услуг сотовой связи других фирм в стране Z осталась только одна фирма, оказывающая подобные услуги. Какое экономическое явление отразилось в данном примере?
1) спрос
2) безработица
3) инфляция
4) монополия
А9. Международная финансовая организация предоставила кредиты нескольким странам, другие страны выплатили организации проценты по ранее предоставленным кредитам. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1) средство платежа
2) средство обмена
3) средство накопления
4) мировые деньги
АЮ. Верны ли следующие суждения t>6 экономических системах?
А. В рыночной экономической системе преобладает централизованное распределение ресурсов.
Б. В командной (плановой) экономике необходимый минимум жизненных благ гарантирован государством.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
All. К этническим группам относится
1) племя 3) каста
2) сословие 4) класс
А12. Мать троих несовершеннолетних детей А. обратилась в органы ЗАГСа для расторжения брака со своим супругом, являющимся отцом ее детей. Какое обстоятельство делает возможной подобную процедуру развода?
1) согласие обоих супругов на расторжение брака
2) пятилетнее тюремное заключение супруга А.
3) отсутствие у супругов взаимных имущественных претензий
4) согласие супругов в определении места проживания детей
А13. Верны ли следующие суждения о социальных конфлик-
тах?
А. Социальные конфликты отражают противоречия в интересах различных социальных групп.
Б. Социальные конфликты оказывают только негативное влияние на развитие общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А14. Для какого политического режима характерны свободные выборы в органы государственной власти, уважение прав человека?
1) авторитарного
2) тоталитарного
3) демократического
4) диктаторского
А15. Организация Р. распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги. Данная организация — это
1) государство
2) политическая партия
3) общественная организация
4) ведомство
А16. Верны ли следующие суждения о политической власти? А. Политической властью обладает только государство. Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А17. Что отличает Конституцию от других ^законов государства?
1) высшая юридическая сила
2) обеспечение принудительной силой государства
3) обязательность исполнения
4) письменная форма
А18. Высшим органом исполнительной власти в РФ является
1) Федеральное Собрание
2) Генеральная прокуратура
3) Государственная Дума
4) Правительство РФ
А19. Иван, в пятилетнем возрасте оставшийся без попечения родителей, стал воспитанником детского дома. Какое право ребенка нарушено в данной ситуации?
1) право на жизнь
2) право знать своих родителей
3) право жить и воспитываться в семье
4) право на социальное обеспечение
А20. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
А. Гражданское общество представляет собой совокупность
негосударственных отношений и организаций граждан в
различных сферах. Б. Гражданское общество требует высокого уровня правовой
культуры граждан, осознания ими своей ответственности
за принимаемые решения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ЧАСТЫ
При выполнении заданий с кратким ответам (В1—В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания.
В1. В приведенном списке указаны сходные проявления задатков и таланта человека и отличия проявлений задатков от таланта. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) способности человека
2) получение принципиально новых результатов деятель
ности
3) успешность в какой-либо деятельности
4) нахождение нестандартных способов деятельности
Черты сходства | Черты отличия | ||
В2. В одном из регионов социологической службой был проведен опрос выпускников основной школы. Им задавали вопрос: «Какой профиль обучения вы выберете в старшей школе?»
Результаты опроса представлены в таблице.
Варианты ответа | Мальчики (в%) | Девочки (в%) |
Естественно-научный | ||
Социально-гуманитарный | ||
Социально-экономический | ||
Математический |
Проанализируйте данные таблицы.
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.
1) Социально-экономический профиль выбрало больше де
вочек, чем мальчиков.
2) Социально-гуманитарный профиль наиболее популярен
среди обеих групп опрошенных.
3) Социально-экономический, математический и естествен
но-научный профиль выбирает приблизительно одинако
вое количество мальчиков.
4) Математический профиль более популярен у девочек, чем
естественно-научный.
5) Социально-гуманитарный профиль выбрало менее двух
третей опрошенных девочек.
Ответ:
ВЗ. Установите соответствие между примером и структурным элементом налога. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Пример
A) гражданин
Б) заработная плата
B) автомобиль
Г) 13%
Д) наследуемое имущество
Структурный элемент налога
Объект налога
Субъект налога
Ставка налога
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г | Д |
84. Ниже приведен ряд примеров. Все они, за исключением
одного, относятся к малым социальным группам.
1) Семья, 2) рок-группа, 3) бригада скорой помощи, 4) футбольные фанаты, 5) группа близких друзей.
Найдите и выпишите номер примера,выпадающего из этого ряда.
Ответ:________________________________ .
85. Установите правильную последовательность этапов фор
мирования Правительства согласно Конституции РФ.
1) Представление Президентом кандидатуры Председателя
Правительства в Государственной Думе.
2) Консультации Председателя Правительства с Президен
том о структуре и составе Правительства.
3) Консультации кандидата на пост Председателя Правитель
ства с партийными фракциями в Государственной Думе.
4) Вступление нового Президента в должность.
5) Указ Президента о назначении членов Правительства.
Ответ:
ЧАСТЬ 3