Таким образом, налогообложение выполняет не только фискальную функцию.
В рамках регулирующей функции выделяют две подфункции - стимулирующую и дестимулирующую.И та, и та направлены на воздействие на поведение налогоплательщика. В этом смысле наличие у налога регулирующей функции является отступлением от принципа нейтральности налогообложения, то есть есть один полис - налогообложение должно быть экономически нейтральным, то есть поведение налогоплательщика не должно быть ни в коей мере мотивировано соображениями, связанными с налогами он должен принимать свои хозяйственные решения по причинам, не связанным с налогами, и государство в это не должно вмешиваться посредством налоговой системы .Это идеал, даже не идеал, а то, чего никогда не было и к чему ни одно государство уже и не стремится, потому что если налоговая система будет абсолютно нейтральной, то единственным рычагом регулирования будет административное управление: прямые запреты, предписания. А это зачастую хуже, чем экономическая мотивация.
Другое дело, что наряду с этой регулирующей функцией, связанной с воздействием на поведение, есть еще одна функция (это специфика налогообложения уже 20 столетия), которая тоже широко распространена - перераспределительная функция. Речь идет о том, что посредством налогообложения происходит перераспрелеление имущественных, материальных благ между более состоятельной частью налогоплательщиков и менее состоятельной, между богатыми и бедными. Если говорить о нашей налоговой системе, то эта функция не ярко в ней выражена, потому что у нас отсутствует по существу прогрессивное налогообложение как прибыли компаний, так и доходов физических лиц, а также по существу и имущества физических лиц.
Что такое прогрессивное налогообложение? Это система взимания налогов, основанная на возрастании налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Вы получаете в год 1 млн — платите 13%, вы получаете в год 5 млн — платите % и тд. То есть увеличивается база и сама ставка. У нас налогообложении доходов и имущества прогрессии нет.
Но сейчас появляются отдельные элементы учета индивидуальной платежеспособности и уровня благосостояния.
Если мы говорим о налоге на имущество физических лиц,то дифференциация основана на таком параметре, как кадастровая стоимость. То есть налоговой базой объявляется кадастровая стоимость. Кадастровая стоимость — это показатель условный, но стремящийся к рыночной стоимости соответствующего объекта. Поэтому если в собственности физического лица находится более дорогостоящий объект, то налог будет больше. Но это не прогрессия строго говоря. У вас может быть 100-200-300 дорогостоящих объектов, от этого ставка налога у вас не вырастит.
Есть элементы прогрессии в обложении транспортных средств транспортным налогом в зависимости от транспортного средства, его стоимости. Не так давно ввели повышенные коэффициенты в отношении ставок налога на транспортные средства при стоимости ТС свыше 5 млн рублей, от 3 до 5 млн рублей. И установили, какие именно ТС относятся к той и иной категории. Эта дифференциация ТС никак не связана, например, с нагрузкой, которую испытывает транспортная инфраструктура, она не связана с причиняемым вредом, эта дифференциация сугубо основана на учете индивидуальной платежеспособности. То есть какие-то элементы перераспределительной функции тоже присутствуют, но они не ярко выражены в нашей налоговой системе.
Налоговые сборы.
Мы должны коротко сказать о налоговых сборах, их отличиях от налогов. Налоговое законодательство (в статье 1 об этом говорится) регулирует, наряду с отношениями по уплате налогов и сопутствующими им отношениями, также и отношения по уплате сборов( пункт 3 статьи 1 НК). Что же такое сборы и чем они отличаются от налогов? Это очень сложный вопрос. Заглянем в историю: традиционно государства формировали свои доходы за счет разных частно-правовых источников. Как собственник, как обычный коммерсант государство сдавало в аренду имущество, продавало его и тд., такие доходы и сейчас остались в бюджетной системе, традиционно они назывались домены. Второй вид доходов, который возник, заключался в том, что государство какой-то вид деятельности монополизировало, не допускало туда никого и объявляло это какой-то публичной функцией, хотя недавно может это и не являлось публичной функцией. Для того, чтобы получить соответствующее право заниматься какой-то деятельностью, торговать, вступать в какие-то отношения с государством, получить какое-то благо, нужно было получить разрешение государства, то есть чтобы государство совершило какое-либо действие, а за это государство устанавливает таксу, плату. Так появились регалии. Они основаны на исключительном суверенном праве государства оказывать какие-то, как мы сейчас говорим, публичные услуги. Это особого рода услуги конечно, это не часно-правовые услуги. Эти регалии это предшественники тех самых налоговых сборов, о которых мы сейчас говорим.
Сбор в пункте 2 статьи 8 НК определен так:
____________
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
____________
Что является отличительным признаком сбора ? Сбор это платеж, уплата которого является одним из обязательных условий, предварительных условий, для совершения в отношении плательщика государством или иным уполномоченным органом какого-то юридически значимого действия, включая выдачу лицензий, разрешений, совершения регистрационных действий, принятия искового заявления или жалобы. В этом смысле мы видим некоторую разницу в технике взимания налога и сбора. Налог является следствием возникновения у налогоплательщика объекта налогообложения, какого-то имущества, дохода и тп. Сбор - это, напротив, предварительное условие вступления в соответствующие отношения. Чтобы реализовывать алкогольную продукцию, нужно получить лицензию, а прежде чем ее получить, нужно уплатить соответствующую пошлину, то есть сбор.
На самом деле налог и сбор имеют много общего, разница в основном больше технического характера, техники исчисления и взимания этих платежей. По природе своей и налог, и сбор определяются в статье 8 как обязательные платежи. Это именно публичные обязательные платежи. Их объединяет то, что они устанавливаются государством в одностороннем порядке, воля плательщика не учитывается, здесь отсутствует элемент добровольности. Хотя КС и доктрина в некоторых случаях по-разному несколько понимают принудительность и добровольность в смысле налогов и сборов: то есть уплаты налога никак нельзя избежать, а вот избежать уплаты сбора можно не обращаясь к государству за совершением какого-либо действия. Поэтому механизм взимания налога и сбора несколько разный, поскольку если вы не заплатили налог, то с вас начинают его взыскивать, начислять пени и тд. А если вы не уплатили сбор, то просто действие не будет совершено: не примут исковое заявление и тп. То есть другой механизм взимания.
Это вовсе не означает, что сбор связан с добровольностью уплаты и является эквивалентом, равноценным предоставлением за соответствующую услугу. Добровольность это возможность выбора, но выбора нет, чтобы осуществить свой какой-то интерес, вы не можете его осуществить иначе, кроме как обратившись , например, в регистрирующий орган. Если вы хотите, чтобы ваше изобретение охранялось законом, вы не можете поступить иначе, как обратиться в Роспатент за выдачей патента. А между тем КС в известном Определении от 14 декабря 2002 года 283-0 сказал, что патентная пошлина это не налоговый сбор (это сбор, но он не является налоговым), потому что там присутствует элемент добровольности (вы можете обращаться за патентной защитой, а можете не обращаться), но это конечно не добровольность в рамках финансовых отношений: вы не можете получить патентную защиту иначе, как заплатив этот самый сбор.
Это добровольность в гражданских отношениях, когда вы можете выбирать, совершать вам то или иное действие или нет.
В рамках публичных отношений у вас нет выбора, вы не можете влиять на размер сбора, сроки его уплаты, обязательность, круг плательщиков. Это все устанавливается государством в одностороннем порядке.
Можно ли рассматривать этот сбор как плату, как эквивалент? Если мы понимаем специфику той публичной услуги, того юридически значимого действия, которое совершается государством, то мы должны признать, что это все-таки не услуга в экономическом смысле. Для плательщика не сама эта публичная услуга представляет ценность, а те возможности, которые открываются в связи с совершением этих юридически значимых действий.
Для вас не сама лицензия представляет собой ценность, а та экономическая деятельность , которую вы можете осуществлять с этой лицензией. Экономическую ценность представляет не сама услуга, а та деятельность, право на осуществление которой вам дает лицензия. А это уже гражданский оборот, поэтому нельзя говорить о том, что государство оказывает здесь в реальности рыночную услугу. Это не цена услуги конечно более того, КС не раз уже обращаясь к природе сбора, указывал на то, что сбор, который является условием совершения этих действий, выполняет не фискальную, а компенсационную функцию. Сбор устанавливается, потому что совершение этих действий связно для государства в определенными издержками. Эти издержки необходимо переложить на то лицо, в интересах которого оно осуществляется. Вы заинтересованы — вы и заплатите.
Сбор является способом переложения на заинтересованное лицо тех специфических издержек, которые связаны с реализацией какой-то государственной функции. Но они не подаются точному математическому исчислению, поэтому сбор носит только условно компенсационный характер, но это не цена услуги, поскольку эти действия должны осуществляется без создания какой-то дополнительной прибыли для государства.
Сегодня мы будем говорить о квалификации налогов. До этого мы говорили о понятии и признаках налогов, а также о том, чем налоговый платеж отличается от сборов, от платежей не налогового характера, но тем не менее имеющих фискальную публично-правовую природу. Мы должны вспомнить, что налог, как и сбор являются платежами обязательными, их обязательность носит публично-правовой характер; они основаны не на воли плательщика, а на односторонней воли законодателя, но особенность взимания налогов и сборов отличаются. Если налог - это следствие участия налогоплательщика в имущественных, экономических правоотношениях (получение дохода, приобретение или отчуждение имущества), то сбор - это условия допуска плательщика к определенным публичным услугам. То есть это условия совершение государством юридически значимых действий (удостоверительных, регистрационных, лицензионных) и уплата сбора носит такой характер одного из условий совершения этого действия. В связи с этим отличаются и функции налога и сбора. Когда мы говорим о налоге, то речь идет о приоритетной фискальной цели - налог предназначен для мобилизации денежных средств в казну, для покрытия бюджетных расходов. Это основная цель, но также есть и регулирующая цель, связанная с воздействием на поведение налогоплательщика с точки зрения стимулирования и сдерживания от каких-либо действий плательщика. Что касается сбора, то приоритетной для сбора является функция компенсационная - покрытие тех издержек публичной власти, которые связаны с совершением юридически значимых действий, оказание публичной услуги плательщику.
Виды налогов
Законодатель использует лишь одну единственную классификацию, которую можно обнаружить в НК, этому посвящены статьи 12-15 НК РФ. Эта квалификация известна нам из курса Финансового права: федеральные, региональные и местные налоги. Эта классификация называется административной и в ее основе лежит критерий, связанный с полномочием, с полномочиями соответствующих уровней государственной власти. Если мы говорим о федеральных налогах, то предполагается, что регулирование федерального налога, то есть установление всех его элементов, включая ставки налога, льготы и так далее - это прерогатива федерального законодателя, ну а, соответственно, региональные и местные налоги находятся в сфере совместного ведения РФ, субъектов РФ и муниципальные образований. Почему мы здесь говорим о совместной компетенции? Дело в том, что региональные и местные налоги нельзя назвать областью, где местные власти могут проявлять полную дискрецию; их полномочия в сфере региональных и местных налогов носят ограниченный и производный характер от федеральных полномочий. В свое время Конституционный суд в 1998 году решал вопрос - вправо ели федеральный законодатель установить исчерпывающий перечень региональных и местных налогов и осуществлять регулирование в этой сфере? Конституционный суд постановил, что федеральный законодатель вправе определить исчерпывающий перечень всех налогов включая региональные местные, что федеральный законодатель и сделал НК в 1-15 статьях, а также установил основные элементы такие как: круг налогоплательщиков, виды объектов налогообложения, общие правила определения налоговой базы, предельные налоговые ставки. А полномочия субъектов РФ и муниципальных образований носят производный характер. Например, в пределах ставки федеральной может уменьшать ставку по региональным налогам, но учитывая дефицит бюджетов понятно, что реальной возможности уменьшать ставки - нет.
Необходимо обратить внимание, что в последнее время наша сверх централизованная налоговая система претерпела некоторые изменения. В частности, по некоторым федеральным налогам установлены 100 процентные отчисления доходов в региональные бюджеты. Например, налог на доходы физических лиц (НДФЛ). НДФЛ - это федеральный налог, все его элементы определяются федеральным законодательством, но все поступления от этого налога зачисляются в бюджеты субъектов РФ. То есть нельзя критерием классификации налогов на федеральные, региональные и местные принимать тот бюджет, в который зачисляются доход…ошибкой будет утверждать, что раз федеральный налог, то и поступает он в федеральный бюджет - это зачастую может быть и не так! Федеральные налоги могут зачислять либо полностью либо по определенным процентным соотношениям в субъекты РФ.
Необходимо отметить, что эта квалификация налогов не является единственной. Есть квалификации, которые напрямую могут быть не закреплены в законе, не содержаться в какой-то статье, а путем отражения соответствующих особенностей в разных нормах НК и вывести мы их можем на основе системного анализа норм налогового законодательства. Например, традиционной классификацией налогов является разделение таковых на налоги прямые и косвенные. Эта квалификация является не определенной и неоднозначной. Дело в том, что было подмечено еще в 17 веке экономистами, что налог, который гос-во возлагает на один круг налогоплательщиков, перекладывается ими на других лиц - на потребителей, на производителей, на землевладельцев. Тот юридический налогоплательщик, на кого законодатель возложил обязанность уплачивать налог не всегда и не в полной мере несет все издержки, бремя этого налога, потому что в рамках экономических отношений в рамках отношений обменных, такой налогоплательщик перекладывает бремя несения расходов на других лиц. Простой пример - повысили ставки на транспортный налог для владельцев грузового транспорта. Что сделали такие налогоплательщики? - они повысили тарифы на перевозки и вот те расходы были возложены государством на владельцев транспортных средств, были переложены на грузоотправителей, на грузополучателей, а те в свою очередь - на потребителей. Это ситуация называется эффектом переложения налога и этот эффект может использоваться законодателем, например, при установлении налоговых льгот, при определении объекта налогообложения, при определении механизма взимания налога. И сейчас у нас некоторые налоги не просто с экономической, но и с юридической точки зрения перелагаемые - это Налог на добавленную стоимость и акцизы. Дело в том, что юридическими плательщиками этих налогов, то есть плательщиками в силу закону по этим налогам, являются те организации, предприниматели, которые реализуют товары, работы или услуги.
В соответствии с НК РФ юридический налогоплательщик, то есть любое лицо, которое в предпринимательских целях реализует товары, работы, услуги, обязано выделить сумму НДС или сумму акциза в цене реализуемого товара, то есть в цене товара выделяется сумма налога. Это связано именно с тем, что законодатель требует, чтобы продавец выделил в цене товара сумму начисленного налога, таким образом покупателю предъявляется составе цены товара сумма НДС или акциза. Такие налоги, которые перекладывают на других лиц юридическими налогоплательщиками, налоги, где плательщик в силу закона и в силу экономических отношений не совпадают - называются косвенными налогами. А прямые налоги - это те налоги, которые не перекладываются на других лиц, то есть бремя по уплате такого налога несет непосредственно юридический налогоплательщик. Но такая классификация законом прямо не закреплена по одной простой причине - критерий переложения налога носит неопределенный, условный характер. Ведь точно предсказать, будет налог переложен в конкретном случае или в полной мере или нет - можно сказать только после экономического анализа постфактум, после того как соответствующие сделки совершались и цена сформировалась. Дело в том, что не всегда юридический налогоплательщик может полностью переложить бремя расходов по уплате налога на своих контрагентов. Почему не всегда он это может сделать? - в силу законов экономических. Экономический закон закон спроса и предложения может требовать понижения цены, потому что покупательская способность, например, упала, соответственно упали доходы, оборот налогоплательщика, и для того, чтобы вообще компенсировать свои расходы и получить какую-то прибыль налогоплательщик должен увеличить оборот. А как он может его увеличить? - понижая цену, или по крайней мере не повышая ее. Поэтому в некоторых случаях налогоплательщик даже в отношении косвенных налогов вынужден принять на себя дополнительные издержки - не перекладывать на потребителя эту сумму налога, а принять ее на себя и уменьшить свою прибыль. Это уже закон экономический, а не юридический. Поэтому наверняка сказать, что бремя расходов было переложено на потребителя во всех случаях невозможно, а поэтому законодательно и не закреплено. Но почему мы тогда говорим об этой классификации, какое она может иметь юридическое значение? Дело в том, что в правоприменительной практике есть ссылки судов на то, что тот или иной налог является косвенный, а значит имеется не совпадение плательщика юридического и плательщика фактического. Например, ВАС однажды столкнулся со следующим (пример про мороженое). Налогоплательщик осуществлял реализацию мороженого и столкнулся с проблемой определения налоговой ставки по НДС в отношении этого товара. Дело в том, что есть 2 ставки: 18% и 10%. Пониженная ставка в 10% установлена для продовольственных товаров, в том числе молочной продукции. С точки зрения наших классификаторов не всегда мороженое является молочной продукцией. Налогоплательщик обратился в налоговую службу за разъяснением как платить налог. Налоговая служба сказала, что платить стоит 18 процентов и налогоплательщик добросовестно уплачивал эти проценты. В последствии суд признал такую позицию налоговой службы незаконной. И как быть налогоплательщику - он платил налог исходя из ставки в 18%, получается, что налогоплательщик переплачивал? Спала налогоплательщик обратился с требованием в налоговую службу, которая ему отказала, потом он пошел в суд и три судебные инстанции вернули ему излишне уплаченную сумму, но ВАС вспомнил о том, что НДС - это налог косвенный, а значит бремя расходов по его уплате перекаливается налогоплательщиком на контрагентов, а значит до тех пор, пока наш продавец мороженого не произведет перерасчет с покупателями (речь шла об оптовой продажи), возврат налога юридическому налогоплательщику не может быть произведен, так как это тогда приведет к его неосновательному обогащению. Такая же позиция отражена в действующем Постановлении Пленума ВАС №33 от июля 2014 «По применению законодательства о налоге на добавленную стоимость». С другой стороны, есть проблема - насколько в данном случае налогоплательщик смог переложить расходы, он то мог вообще не включать в стоимость продукта сумму налога и принял на себя бремя. Потому однозначно утверждать, что косвенные налоги во всех случаях перекладывают на контрагентов не приходиться. Поэтому, повторимся, законодатель не использует такое разделение, однако судебная практика очень часто пользуется такой возможностью.
Есть также и другая классификация. Классификация налогов по объекту обложения, в зависимости от тех экономических отношений, в которые вступает налогоплательщик, вызывая налоговые обязательства. Ведь налогоплательщик вступает в разные отношения - он может получать доходы, может осуществлять расходы и приобретать материальные блага, он может владеть имуществом. И вот в зависимости от того, в какие отношения вступает налогоплательщик и какие из них признаются объектом налогообложения, выделяют следующие виды налогов:
· Налоги на доходы - НДФЛ, налог на прибыль организаций, спец режимы, которые заменяют собой общие налоги (единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения - это тоже налоги на доходы, но просто по-другому исчисляемые).
· Налоги на потребление - налоги на расходы; - НДС, акцизы. Чем больше мы приобретаем, тем больше платим налог.
· Налоги на имущество - транспортный, земельный.
· Рентные налоги - налоги на сверх доходы. Эти сверх доходы являются следствием не предпринимательских усилий налогоплательщика, а извлечение выгоды из использования природных объектов. таким образом, к числу таких налогов можно отнести налог на добычу полезных ископаемых и водный налог.
Элементы налогообложения
Эта категория налогового права отражает важнейший принцип, а именно определенность налогового обязательства. В правовой оборот категория была введена КС РФ, в порядке детализации принципа определенности налогового обязательства и нормы статьи 57 Конституции РФ о законно установленном налоге. Конституционный суд РФ указал, что установить налог, это не просто упомянуть его в законе, но это значит - определить все его существенные элементы и боле того Конституционный суд РФ в своих разных решениях упоминает эти элементы, которые сейчас сведены в единый перечень в статье 17 НК РФ. Проводя условную аналогию с гражданским правом, можно сказать, что элементы налогообложения - это как в гражданском праве существенные условия договора. Если не определен объект налогообложения, то не ясно в отношении каких операций, каких фактов уплачивать налог. Также необходимо определить и круг плательщиков, то не ясно, кто несет ответственность, кто является налоговым должником. Если не определена налоговая ставка, то не известно в каком размере налоговое обязательство должно быть исполнено. В общем это те базовые условия, при неопределенности которых налог считается не установленным. Каковы же основные элементы?
1) Обязательные элементы(характерны для всех налогов). Должны быть определены налогоплательщики и существенные условия - говорит нам 17 статья НК РФ. Налогоплательщики, конечно, - это элемент налогообложения, как признак, который характеризует плательщика как такового. Нужно сказать, что налоги, которые у нас установлены можно разделить на налоги физических лиц, налоги на организации и смешенные налоги. Смешанные налоги уплачивают и те, и те (земельный налог, транспортный налог, специальные налоговые режимы). Таким образом - налогоплательщики - это совокупность 2-х видов субъектов: физические лица и организации. Для целей налогообложения, если мы говорим о физических лицах, статус гражданина здесь не имеет значение, он не влияет на объем налоговых обязательств. Объем налоговой обязанности физического лица зависит в РФ не от гражданства, а от статуса резиденства. Этот статус зависит от продолжительности пребывания физического лица на территории государства. Критерием служит период в 180 дней и более, в течение 12 последовательных календарных месяцев. Если физическое лицо постоянно или временно находятся на территории РФ в течение последовательных 12 месяцев (обратить внимание - НЕ календарного года, а последовательных 12 месяцев, которые могут начинаться с любого месяца) не менее 183 дней, то такое лицо автоматически приобретает статус налогового резидента, и такое лицо со всех доходов должно платить налоги Российской Федерации по ставке 13% (и не важно, где ты получаешь доходы - в РФ или в другой иной стране). Если лицо имеет статус не резидента, то такое лицо платит налоги только с доходов, которое лицо получило исключительно на территории РФ, но по ставке 30%.
Также, вопрос резидента стоит и для организаций. Дело в том, что для налоговых целей не важно, где компания зарегистрирована, важно, где налогоплательщик осуществляет свою деятельность, где получает доход и где владеет имуществом. Эти экономические факторы должны в первую очередь играть роль при определении объема налоговой обязанности. Поэтому в большинстве своем нормы НК РФ не дифференцируют налоговую обязанность между юридическими лицами по российскому праву или иностранными юридическими лицами. Раньше критерием служило определение по месту регистрации организации. Если организации зарегистрирована в РФ, то значит она признавалась российским резидентом. Но этот признак формальный и не отражает действительность. Поэтому законодатель пошел на ужесточение. С 1 января 2015 ввел такое понятие как «место эффективного управления». Что это означает? - если компания в основном управляется из РФ, то не важно, где она зарегистрирована, эта организация будет считаться резидентом РФ и должна будет платить налоги.
Следующий элемент налогообложения - это объект налогообложения. Объект является важным элементом, поскольку он характеризует те отношения, в которые вступает налогоплательщик, вызывая, порождая налоговую обязанность. Законодатель может признавать объектом налогообложения широкий круг отношений, имеющих экономическое содержание. Например, могут быть объектом налогообложения доходы, операции по реализации товаров, работ услуг, владение имуществом на различных правоты основаниях. Каждый налог имеет свой самостоятельный объект - это важное правило, которое необходимо учитывать. То есть не допустимо, чтобы два налога имели одинаковый объект обложения. В свое время Конституционный суд РФ «дисквалифицировал», признал не соответствующим Конституции РФ налог с продаж, который существовал в нашей налоговой системе, на том основании, что его объект не был четко определен. Например, было указано, что объектом налога с продаж являются операции по розничной продажи товаров, работ и услуг, но при этом критерия розничной продажи товаров и услуг не был определен, также было не понятно, что считать розничной продажей товаров и услуг.
2) Факультативные элементы (необязательные) - налоговая льгота. Законодатель может ее как устанавливать, так и не устанавливать. Ее становление и сферы применения - это дискреция законодателя и Конституционный суд вмешиваться не может. Однако, не всегда такой подход является обоснованным с точки зрения конституционных принципов налогообложения. Ведь налоговая льгота - это по сути отступление от принципа равенства налогообложения, установление каких-то исключительных статусов, изъятие из общих правил, и такое отступление должно быть оправдано некоторыми существенными объективными характеристиками и если это отступление носит произвольный характер, если круг адресатов льготы определен произвольным образом, то в этом случае можно говорить о нарушении принципа равенства. В практике Конституционного суда был один случай, по которому суд прекратил производство, в котором в речь шла о транспортным налоге, когда законодатель освободил от уплаты транспортного налога организации, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских перевозок, но забыл упомянуть физических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые могут осуществлять тот же самый вид деятельности. Дело в том, что никаких существенных экономических различий между организациями и ИП с точки зрения характера деятельности - нет. Более того, ИП также несет большую ответственность, имея ввиду объем имущества, и тем не менее КС не принял дело к производству, но и законодатель исправился и включил ИП в сферу этих льгот. Установление льгот - это усмотрение законодателя. А вот определение других элементов налогообложения - это обязанность законодателя.
Налоговая база
- это характеристика объекта налогообложения: стоимостная, количественная, физическая. Есть некий имущественный объект - транспортное средство. Ведь то что это транспортное средство принадлежит налогоплательщику образует объект налогообложения, но этого не достаточно, чтобы определить размер налоговой обязанности. Необходимо каким-то образом этот объект измерить. Как можно измерить объект: можно брать налог исходя из стоимости ТС. А на самом деле стоимость, стоимостная характеристика - это самая тонкая материя, так как она зависит от воли налогоплательщика, имя ввиду что цену за товар определяют стороны, поэтому имея ввиду цель занизить налоговую базу налогоплательщик может купить соответствующий товар по цене, которая явно будет ниже рыночной. Поэтому законодатель понимает, что определить налоговую базу исходя из стоимости было бы не правильно и пришел к физической характеристики - мощность двигателя. В других случаях, где не избежать стоимостную характеристику, используются механизмы, которые не позволяют налогоплательщику изменить стоимостную характеристику. Например, невозможно изменить кадастровую стоимость и тут не важно за сколько мы купили или продали объект. В некоторых случаях налогоплательщику позволяется для целей определения налоговой базы использовать цену совершенной сделки (НДС, налог на прибыль), когда учитывается цена, по который товар был продан конкретным налогоплательщиком, но в тоже время вводятся механизмы, которые позволяют налоговым органам контролировать рыночный характер цены. То есть налоговые органы в конкретных случаях могут опровергнуть презумпцию рыночной цены.
Налоговый период
Он характеризует период времени, в течение которого возникает объект налогообложения и формируется налоговое обязательство. Законодатель учитывает, что налогообложение является, как правило следствием не единичных сделок, а совокупности сделок, операций налогоплательщика. Действительно, как мы можем определить прибыль компании на основе одной сделки? Налогоплательщик продал готовую продукцию по определенной цене. Можно ли на основе этой сделки определить прибыль? - определять прибыль таким образом совершенно неправильно и необходимо это понимать. Ведь что такое прибыль? - это экономическая выгода налогоплательщика. А экономическую выгоду просчитать можно только на основе анализа как сделок по продаже, так и тех сделок, в связи с которыми налогоплательщик несет расходы. Соответственно, необходимо опередить тот период времени, в течение которого этот объект налогообложения формируется - это налоговый период. Как правило - это календарный год.
В прошлый раз мы успели с вами рассмотреть некоторые элементы налогообложения. Мы коротко поговорили о субъектах налогообложения – о налогоплательщиках. Затем рассмотрели объект налогообложения.
____________
Объект налогообложения – это те юридические факты (если говорить языком научным), это те фактические обстоятельства, с которыми налоговый закон связывает возникновение обязанности по уплате налога.
____________
Но эти фактические обстоятельства – это, как правило, вступление налогоплательщика в какие-то имущественные отношения (гражданские, трудовые, земельные), которые в свою очередь порождают налоговые последствия в виде возникновения обязанности по уплате налога. Вы приобретаете имущество, вы получаете доход, вы ведете какую-то предпринимательскую деятельность, облагаемую, например, ЕНВД, – и вот эти фактические обстоятельства именуются объектом налогообложения, поскольку с ними связано возникновение налоговой обязанности. Затем мы говорили о налоговой базе.
____________
Налоговая база – это измеритель объекта налогообложения. Это стоимостная, натуральная, физическая, количественная характеристика объекта.
____________
То есть как этот объект измерить: в стоимости, в рублях, в лошадиных силах, в объеме и так далее. Это может быть измерение в квадратных метрах. Скажем, есть специальные налоговые режимы, такие, как ЕНВД, патентная система, где налоговая база определяется площадью помещения, где осуществляется та или иная деятельность: площадь торгового зала, площадь зала обслуживания и так далее. Затем мы говорили о налоговом периоде.
____________
Налоговый период – это период времени, в течение которого возникает налоговая обязанность, накапливаются юридические факты.
____________
Как правило, объект налогообложения – это не единичный какой-то факт, это не одна сделка какая-то, а это совокупность сделок, которые могут и приносить доход, и влечь для налогоплательщика расходы, убытки. В совокупности все это оценивается за определённый период, который по общему правилу составляет календарный год, но могут быть из этого общего правила сделаны исключения, если законодатель стремится обеспечить более ритмичное поступление налоговых платежей, поскольку не всегда достаточно, чтобы налоги поступали по истечении календарного года, ведь бюджетные расходы возникают непрерывно, и важно избежать кассового разрыва в бюджете, когда расходы уже надо осуществлять, а доходы еще не поступили. Поэтому налоговый период может составлять и квартал, и месяц. Скажем, по НДС – квартал.
Следующий элемент налогообложения – это налоговая ставка. Мы с вами говорили о том, что история налогообложения знает различны виды налоговых ставок. Я имею в виду не размер сам по себе, а способ установления налоговой ставки. Налоговая ставка может быть вообще твёрдая, то есть налогоплательщик платит единый размер налога независимо от величины налоговой базы, независимо, скажем, от полученного дохода. Но такой механизм налогообложения является достаточно примитивным, связан с недостаточно эффективной организацией налогового контроля и свойствен первоначальным стадиям налогообложения, когда все платят равный налог. На следующем этапе развития налогообложения, налоговых систем появляется пропорциональная налоговая ставка. Пропорциональная налоговая ставка появилась в конце XVIII – начале XIX столетия под лозунгами конституционных обновлений в различных странах. В некоторых конституциях была закреплена идея пропорционального налогообложения, скажем, в первых французских конституциях. Идея пропорционального налогообложения означает, что налоговая ставка ус<