Таким образом ясно, что гармония красок может основываться только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души.

Эту основу следует назвать принципом внутренней необходимости.

В. Кандинский. О духовном в искусстве. - М., 1992, стр.41-45.

Г.Фрилинг, К.Ауэр

ЦВЕТОВАЯ ДИНАМИКА

Систематизация цветов

"Цветовая динамика", т.е. целенаправленная цветовая окраска помещений есть только часть практической цветопсихологии, одним из источников которой является учение Гете о цвете. Если физик интересуется цветами спектра, которые он связывает с определенной длиной световых волн, то практик - цветом различных тел.

В практике цветовая окраска тел оценивается следующим образом:

1. Основные цвета - это желтый, синий, красный, т.е. те, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета. Смешение этих трех основных цветов в определенных отношениях всегда даст бесцветность, т.е. серый цвет.

2. Составные цвета первой степени - цвета, полученные смешением двух основных цветов. Это, например, оранжевый, получаемый от смешения желтого и красного; фиолетовый - получаемый от смешения красного и синего.

3. Составные цвета второй степени - цвета, образованные путем смешения составных цветов первой степени. Это, например, красно-бурый, получаемый от смешения оранжевого и фиолетового, серо-синий - от смешения фиолетового и зеленого; цвет охры - от смешения зеленого с оранжевым и т.д.

"Естественный цветовой круг" Гете строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета - желтый, синий и красный. В построенный по этим вершинам круг вписывается такой же равносторонний, но перевернутый треугольник. На вершинах второго треугольника располагаются составные цвета первой степени. Оба треугольника образуют вписанный шестиугольник.

На таком круге, на противоположных его точках, соединенных тонкими тройными диаметрам, будут, следовательно, взаимно противостоять два цвета, один из которых - основной и другой - составной первой степени. Эти цвета мы называем противоположными, или дополнительными цветами. Каждая цветовая пара противоположных состоит всегда из трех основных цветов. Таким образом, в цветовой паре представлен весь цветовой круг.

Интересные опыты

Если в течение полминуты рассматривать на белой бумаге оранжево-красный круг, вокруг него появится светлый сине-зеленый ореол. Если также всматриваться в чисто красный круг, то ореол будет почти зеленым. И наоборот: стоит всмотреться в зеленый треугольник, как сейчас же на белом поле появится цвет красного персика. Таким образом, порядок противоположных цветов появляется и в наших глазах, так как в сетчатке отражаются три цветовых субстанции, которые вызывают смешение рассматриваемых цветовых тонов. Если на зрение действует только синий цвет, то способность зрительного восприятия этого цвета постепенно как бы теряется, а воспринимаются только красный и желтый цвета. Из-за этого и возникает красно-желтая копия (отображение) синего цвета. От аналогичного воздействия на глаза черного цвета в них ощущается белое остаточное отображение - копия.

Следовательно, в этих опытах каждый цвет после длительного и пристального рассмотрения превращается в свою противоположность.

Нейтральный серый цвет на красном фоне воспринимается уже не как нейтральный, а как зеленоватый. Серый цвет на синем фоне воспринимается как серый с оранжевым оттенком, а серый цвет на зеленом фоне - как серый с красным оттенком. Так цвета взаимно связаны друг с другом. Здесь речь идет об единовременном контрасте, в то время как в первом случае речь шла о контрасте последовательном. (Оба эти явления (и единовременный, и последовательный контрасты) говорят о том, что глаз изначально обладает свойством как бы "подставлять" дополнительный цвет и тем самым "уравновешивать" цветовой сигнал, симультанно создавая гармонически развитую пару основного и дополнительного цветов.)

Нечто подобное наблюдается, когда к бесцветному свету примешивается цветной свет, например, к белому свету примешивается красный. Тогда тени кажутся не серыми, а зелеными, т.е. наблюдается явление, возникающее по принципу противоположности цветов. Точно так же, если в комнате уже зажжена лампа, а в окно проникает еще дневной (более бледный) свет, мы видим тени синими из-за оранжевого искусственного света лампы.

Противоположные цвета создают всегда резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты. Чтобы помидоры выглядели красными, нужно уложить их на зеленые овощи; если же мы уложим их на красную бумагу, то они будут казаться бледно-коричневыми, потому что на густом красном фоне они воспринимаются относительно бесцветными.

Если мы хотим, например, для большей яркости рекламного шрифта использовать контраст основного и дополнительного цветов и выберем средне-яркий зеленый цвет на средне-ярком красном фоне, то будем разочарованы результатом - начнется борьба обоих "соперников", и у нас зарябит в глазах. В результате шрифт "читаться" не будет. Для достижения необходимого эффекта следует силу тона одного из цветов уменьшить.

Интересен тот факт, что в разных районах страны внутреннее, свойственное людям отношение к выбору цвета различно.

Внутренние склонности человека к тому или иному цвету связаны с цветом, доминирующим в пейзаже этого района. В непромышленном районе, богатом лесами, не тянутся к зеленому цвету, потому что им насыщена окружающая среда; человек же, работающий на производстве, тоскует по зеленому цвету. На него этот цвет действует активно, в то время как для сельского жителя зеленый цвет является повседневным: он вошел в его "плоть и кровь"*. Таким образом, человек ощущает цвета и вне себя, и в себе. Поэтому та или иная цветовая окраска должна оцениваться с психологических позиций. Известно, что в лабораторных условиях зеленый цвет успокаивает, красный возбуждает, а синий усыпляет. К каждому цвету человек относится, исходя из своего внутреннего ощущения. На этой основе можно составить шкалу излюбленных цветов, но один или два цвета будут занимать в этой шкале доминирующее положение. Это и есть так называемые предпочтительные цвета.

/* Характерную зарисовку на эту тему приводит в своих воспоминаниях художник К.Петров-Водкин.

"Наш кумачевый цвет рубах, излюбленный крестьянами, является тем же защитным, дополнительным, дающим выход зеленому. И такого красного не встретить у народов среди другой пейзажной расцветки. Кто видел после длинного пути через пустыню песков цвет Аральского моря, тот, наверно, подивился его бирюзе, такой специфичной, что она даже перестает характеризовать воду. И после этого, когда столкнешься с человеческой бирюзой куполов и стен самаркандских и ташкентских мавзолеев, то поражаешься мудрости человека, так же тонко, как в природе, разрешившего выход из однообразия цвета пустыни"./

Наши рекомендации