Сравнительная характеристика конституционного регулирования налогообложения России и Франции
Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан НДС. Французская система применения данного налога была взята за основу при введении НДС в нашей стране.
На сегодняшний день налоговая система Франции располагает устойчивостью в отношении перечня взимаемых налогов, сборов и правил их применения. Ставки налогов каждый год переоцениваются, с учетом экономической ситуации и целей социально-экономической политики государства. Социальная направленность, преобладание косвенных налогов, важная роль НДФЛ, учет территориальных аспектов, обширная система льгот и скидок, непредвязность для международных налоговых согласий, являются лидирующими качествами системы налогообложения Франции. Отличительная черта высокая доля взносов в фонды социального назначения.
Налоговая система Франции это двухуровневая централизованная система, построенная на государственном и местном уровнях. Налоги и сборы составляют примерно 90 % бюджета государства. Первенствующие федеральные налоги: НДС, НДФЛ, налог на прибыль предприятий, пошлины на нефтепродукты, налог на собственность, таможенные пошлины, налог на прибыль от ценных бумаг и др. Ведущие местные налоги: туристский сбор, налог на семью (состоит из трех. налогов: на жилье, земельный налог на здания и постройки, налог на землю), налог на профессию, налог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу зданий. В целом, местные налоги представляют собой 30 % общего налогового бремени и 40 % местных бюджетов. Французские налоги собраны в единую систему, в которой находится механизм защиты от двойного налогообложения.[6] Уникальностью налогообложения Франции является пониженный уровень прямых налогов и в то же время повышенный уровень косвенных. Косвенные налоги это примерно 60 % налоговых доходов общего бюджета, из них 72,3 % налог на добавленную стоимость. В общей сложности, в налоговых. доходах общего бюджета НДС составляет 45%.[2, c 67]
Следует отметить, побуждающую функцию налогов Франции. Льготы по НДФЛ стимулируют людей к вкладам в сбережения, недвижимость, покупку акций; льготы по НДС призваны поощрять предприятия делать инвестиции, т.к. НДС уменьшается на сумму, направляемую на инвестиции. Для России, крайне важный данная льгота, потому как на сегодняшний день в нашей стране существует проблема привлечения зарубежных и удержания отечественных инвестиций.
В России расходы на содержание Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов составляют не более 1 % в доходной части федерального бюджета и 0,5 % консолидированного бюджета. Относительно налоговых доходов бюджета в консолидированном бюджете – 0,6 %, федеральном – 1,5 %.
В последнее время распространено использование работы дистанционных сотрудников. Дистанционные сотрудники могут выполнять свои трудовые обязанности, как на территории РФ, так и за ее пределами. Дистанционная работа представляет собой выполнение работником трудовой обязанностей за пределами места нахождения работодателя, его филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения. Необходимым условием выполнения данной трудовой функции является использование информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.[4]
Сравним ставки налогов в России и Франции (таблица 1).
Таблица 1 Ставки налогов в России и Франции
Налог | Страна | |
Россия | Франция | |
НДФЛ | 13 %; 30 %; 35% | 0 56,8 % |
Налог на прибыль корпораций | 20% | 39 42 % |
НДС | 10 %; 18 % | 5,5 %; 7 %; 18,6 %; 33,33 % |
Страховые взносы (налоги) | 30% | 4,5 %; 8,5 %; 13,6 % |
Налог на наследство и дарение | - | - |
Налог на имущество физических лиц | 0,1 %; 0,3 %; 2 % | 1,5 % |
В современном представлении налоговые системы зарубежных стран сформировались к середине 20 века и в настоящее время некоторые элементы трансформируются. Налоговая система России получила свое начало после распада СССР и до сих пор ее формирование продолжается. С помощью продуктивно структурированных элементов налоговых систем правительство зарубежных стран благополучно направляют экономическое и социальное развитие и внешнеэкономические связи. Налоговые системы являются трехуровневыми или двухуровневыми. При этом местные бюджеты, как и в России, не справляются со своими обязательствами по обеспечению социальных гарантий и работают за счет федеральных дотаций, субсидий и субвенций. Таким образом, можно сказать, что система налоговых органов России и Франции является однотипной. Во главе стоит Министерство финансов, далее в иерархической последовательности следуют налоговые управления и территориальные отделения.
Заключение
Итак, для налоговой системы Франции характерно четкое разделение налогов на центральные и местные; высокая налоговая нагрузка, которая достаточно равномерно распределена между физическими и юридическими лицами; превалирование прямых налогов; большая доля социальных взносов (значительно увеличивающих трудовые издержки) и налогов на имущество в структуре налогообложения; преобладание социальных налогов в структуре налогообложения физических лиц при низкой доле подоходного налога.
В странах с развитой рыночной экономикой стоит во главе прямое налогообложение с высокими прогрессивными налоговыми ставками, и с расширенной системой льгот и вычетов. Вычетыюпо НДФЛ растут в соответствии с составом семьи и количеством детей в ней. Уровень ставок образующих бюджет налогов зарубежных стран намного превышает ставки российских налогов. Высокие ставки акцизов на табак и табачную продукцию установлены контролировать его потребление. Некоторые налоги отсутствуют в системе налогообложения России. Также, в российской налоговой системе отсутствует инвестиционная составляющая.Нет массовых льгот для поощрения и стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в развитие собственного производства.
Список литературы
1 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017)