Понятие, классификация и задачи автоматизированных информационных систем и автоматизированных рабочих мест в юридической деятельности
Автоматизированная информационная система (АИС) – совокупность информационных ресурсов и автоматизированных информационных технологий, реализующих информационные процессы с использованием математических методов и технических средств (ЭВМ, средств связи, устройств отображения информации и т.п.).
Создание АИС способствует повышению эффективности как производственных, финансовых, так и управленческих процессов, повышая качество управления. Процесс управления любым объектом при наличии АИС основывается на математических моделях, отражающих свойства объекта.
Классификация АИС осуществляется по рядку признаков: область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, назначение, структура и т.п.
Схема 3. Общегосударственная классификация
автоматизированных информационных систем
АИС могут подразделяться и по географическому принципу. Например, существует Государственная автоматизированная система «Выборы», позволяющая обрабатывать бюллетени для голосования, сводить их в общий результат, просчитывать итоги в разрезе избирательных участков, регионов, партий и т.д. Эта АИС является федеральной. Однако АИС может быть создана для нужд муниципального образования, для нужд отдельного предприятия или учреждения.
Схема 4. Территориальная классификация
автоматизированных информационных систем
В юридической сфере преобладает ведомственный и отраслевой характер классификации АИС. В частности они эксплуатируются в системе МВД России, в органах прокуратуры, в федеральной службе судебных приставов.
По сфере применения АИС подразделяются на административные, производственные, учебные, медицинские, военные, метеорологические, экологические, криминалистические и др.
Схема 5. Классификация локальных автоматизированных
информационных систем
АИС различаются также по уровню развития в зависимости от поколений ЭВМ и программных средств, на которых они базируются.
В настоящее время можно выделить две тенденции развития АИС. Во-первых, это тенденция к усилению децентрализации управления. Она влечет за собой распределенную обработку информации с децентрализацией применения средств вычислительной техники и совершенствованием организации непосредственно рабочих мест пользователей. За счёт такого вектора развития возникла необходимость создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) и приложений для удалённой работы.
С другой стороны, федеративная государственно-территориальная организация России, основных отраслей законодательства, судебной и правоохранительной систем диктуют необходимость централизации правовой информации, возможности её сбора в масштабах страны для изучения, обобщения, приведения к единому знаменателю.
С этим связано развитие федеральных АИС и банков данных правовой информации, как государственных (администраторами являются государственные учреждения), так и частных (администраторами являются частные компании).
В целом АИС создаются на основе баз данных с возможностью их пополнения, запросов, поиска, представления отчётов. В большинстве случаев обеспечивается защита АИС от несанкционированного вмешательства: создаются учётные записи пользователей с разными уровнями прав, защищаются каналы связи (установкой специального программного обеспечения для шифрования передаваемой информации либо связь обеспечивается по физически отдельным каналам).
Автоматизированное рабочее место (АРМ) – рабочее место специалиста-оператора, оснащенное средствами вычислительной техники для автоматизации процессов переработки и отображения информации, необходимой для выполнения профессиональных задач.
Создание АРМ предполагает, что основные операции по накоплению, хранению и переработке информации возлагаются на вычислительную технику, а работник выполняет часть ручных операций и операций, требующих творческого подхода при подготовке управленческих решений. Практически реализуется система «человек-машина».
Система «человек-машина» - сложная система, в которой специалист-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе управления, обработки информации, производства материальных ценностей.
Персональная техника применяется пользователем для контроля производственно-хозяйственной или управленческой деятельности, изменения значений отдельных параметров в ходе решения профессиональной задачи, а также ввода исходных данных в АИС для решения текущих задач и анализа функций управления.
Наиболее простой функцией АРМ является информационно-справочное обслуживание. АРМ имеют проблемно-профессиональную ориентацию на конкретную предметную область и могут реализовываться в виде автономных рабочих мест, рабочих станций в локальных сетях и персональных компьютерах (ПК), имеющих удаленный доступ к главной ЭВМ.
Наиболее простой вариант АРМ – это АРМ на базе ПК. Такое АРМ рассматривается как система, которая предоставляет конкретному пользователю все виды обеспечения монопольно на весь сеанс работы. Пользователь сам выполняет все функциональные обязанности по преобразованию информации.
Создание АРМ на базе ПК обеспечивает: простоту адаптации к конкретным функциям пользователя; компактность размещения и невысокие требования к условиям эксплуатации; высокую надежность; простую организацию технического обслуживания.
Более эффективный вариант – рабочая станция в рамках локальной сети. Такой вариант целесообразен, когда требуется распределять информационно-вычислительные ресурсы между несколькими пользователями.
Более сложный вариант – АРМ с использованием ПК с удаленным доступом к центральной ЭВМ или внешней сети. В данном случае несколько ПК подключаются по каналам связи к главной ЭВМ, при этом каждый ПК может работать как самостоятельное устройство.
В наиболее сложных системах АРМ могут подключаться не только к ресурсам главной ЭВМ сети, но и к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным информационно-поисковым системам, базам данных и знаний, библиотечным системам и т.п.).
Существуют требования к обеспечению АРМ.
Информационное обеспечение АРМ ориентируется на конкретную, привычную для пользователя, предметную область. Обработка документов должна предполагать такую структуризацию информации, которая позволяет осуществлять необходимые операции по ее обработке и быструю корректировку данных в массивах.
Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организацию удобных для пользователя режимов работы (автономный, с распределенной БД, информационный и т.д.), способность обработать в заданное время необходимый объем данных. АРМ также должно обеспечивать высокие эргономические свойства и комфортность обслуживания.
Программное обеспечение прежде всего ориентируется на профессиональный уровень пользователя, сочетается с его функциональными потребностями, квалификацией и специализацией. При взаимодействии машины и человека предусматривается максимальное обеспечение удобств работы человека за счет совершенствования программных средств.
В настоящее время в юридической деятельности существуют такие РАМ как АРМ-статистика в органах внутренних дел и в органах прокуратуры, АРМ «Дежурная часть» и др.
Основные принципы построения и использования автоматизированных информационных систем в юридической деятельности
К общим принципам построения и функционирования АИС в юридической деятельности:
Принцип первого лица – определяет право принятия решения и порядок ответственности на различных уровнях управления.
Принцип системного подхода – предполагает в процессе проектирования данных АИС проведение анализа объекта управления в целом и системы управления им, а также выработку общих целей и критериев функционирования объекта в условиях его автоматизации. Данный принцип предусматривает однократный ввод информации в систему и многократное ее использование, единство информационной базы, комплексное программное обеспечение.
Принцип надежности – характеризует надежность работы автоматизированных систем, которая обеспечивается, например, дублированием структуры элементов системы или их избыточности.
Принцип непрерывного развития системы – требует возможности ее расширения без существенных организационных изменений. Предусматривается возможность наращивания вычислительных мощностей АИС, оснащение новыми техническими и программными средствами, а также способность постоянно расширять и обновлять круг задач и информационный фонд, создаваемый в виде баз данных.
Принцип экономичности заключается в том, что выгоды от новых АИС в юридической деятельности не должны превышать расходы на их создание, не должны усложнять повседневную деятельность (если взять её без автоматизации).
Принцип совместимости предполагает, что проектируемые АИС будут учитывать организационную структуру органа или учреждения, а также интересы и квалификацию работников.
Принцип стандартизации и унификации заключается в необходимости применения типовых, унифицированных и стандартизированных элементов функционирования АИС, т.е. максимально возможное использование накопленного опыта в формировании проектных решений.
Специфические черты АИС в юридической деятельности:
Принцип обратной связи. АИС являются источниками достоверной информации для принятие решений. Эту информацию руководители используют для принятия решений.
Принцип автоматизации информационных потоков и документооборота – предусматривает комплексное использование технических средств на всех стадиях прохождения информации от момента ее регистрации до получения результативных показателей и формирования управленческих решений.
Соблюдение приведенных принципов необходимо при выполнении работ на всех стадиях создания и использования АИС в течение всего их жизненного цикла.