Основные тенденции развития информационных технологий в юридической деятельности в России
Анализ нормативно-правовых актов в сфере информатизации позволяет определить основные тенденции развития государственной политики в области внедрения информационных технологий в сферу юриспруденции[9]. Среди них можно выделить следующие:
Ø развитие систем правовой информатизации на основе компьютерных сетей с возможностью удаленного доступа к информационным ресурсам (базам данных);
Ø защита информационных ресурсов государства и обеспечение безопасности в информационной сфере;
Ø формирование единой государственной научно-технической политики в сфере информатизации, отвечающей мировому уровню;
Ø создание в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства;
Ø поддержка проектов информатизации, обеспечение развития правовых информационно-справочных и поисковых систем;
Ø внедрение отечественных информационно-телекоммуникационных систем, средств связи, навигации на основе спутниковой системы ГЛОНАСС в правоохранительную сферу;
Ø внедрение систем электронного документооборота в сферу государственного и муниципального управления, юридическую деятельность, функционирование конкретных правоохранительных органов.
Важной особенностью современного этапа внедрения информационных технологий является неуклонное обеспечение реализации конституционных прав граждан на информацию, защиту сведений о частной жизни (персональных данных). Большое значение отводится компьютеризации правоохранительной деятельности при одновременном соблюдении принципа законности при использовании специальных технических средств и информационных технологий.
При этом развитие информационных технологий сопровождается правовым регулированием информационной сферы: создаются концепции информационного развития государственных структур, алгоритмы и технологии предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, разработана нормативная база для выделения в особую сферу правового регулирования так называемой критической информационной инфраструктуры Российской Федерации[10].
Концепции развития правоохранительных структур и систем разрабатываются и утверждаются во исполнение законов, постановлений Правительства Российской Федерации, а также Доктрины информационной безопасности Российской Федерации[11]. В таких документах, как правило, определяются направления развития информационных технологий, роль и значение информационных систем в борьбе с правонарушениями, а также при выполнении иных задач правоохранительных органов[12].
Наиболее общими направлениями развития информационного обеспечения в правоохранительной деятельности являются:
Ø разработка единых правовых, методических, программных, технических подходов при организации информационного обеспечения;
Ø формирование банков данных коллективного пользования криминалистической, оперативно-справочной и розыскной информации с организацией быстрого доступа к ним сотрудников со своих автоматизированных рабочих мест, как стационарных, так и в мобильном режиме при непосредственном выполнении служебных обязанностей;
Ø создание по единой технологической схеме локальных вычислительных сетей с объединением их в региональные информационно-вычислительные сети правоохранительных органов;
Ø внедрение технологий спутниковых навигационных систем;
Ø постепенный переход на безбумажные технологии сбора, обработки, хранения и передачи служебной информации;
Ø совершенствование правового, организационного и технического обеспечения мероприятий, направленных на укрепление режима защиты конфиденциальной информации правоохранительной в сфере.
В ближайшем будущем крупные корпорации планируют и вовсе существенно сократить штат юристов, передав часть рутинной работы специальным автоматизированным системам, которые на основе собираемой информации могут готовить иски и даже направлять их в суд[13].
Небезынтересными являются развиваемые юридическим и бизнес-сообществом проекты оказания юридических услуг с абонентской платой (благодаря в том числе возможностям электронных платежей и развитием криптовалюты): по средствам мобильной связи, Интернету и с возможностью выезда специалиста к клиенту. Такая сетевая организация юридической помощи существенно нивелирует географические расстояния между участниками правоотношений, позволяя создавать виртуальный и достаточно большой рынок юридических услуг как в пределах страны, так и на международном уровне.
2. Технология подготовки текстовых документов