Направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
Функции контроля за ОРД.
Результаты ОРД предоставляются по инициативе органов, осуществляющих ОРД, либо при выполнении ими отдельных поручений органа дознания, следователя, или.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 11 Закона «Об ОРД» эти результаты могут использоваться в следующих направлениях:
· для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;
· для проведения ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих и совершающих, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших;
· для проведения ОРМ по розыску имущества, подлежащего конфискации;
· для принятия решения о достоверности представленных государственным и муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений;
· в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела;
· в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных Законом об ОРД.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Негласный, конспиративный характер ОРД, сопряженность ряда оперативно-розыскных мероприятий с ограничением конституционных прав и свобод граждан требуют контроля за порядком ее осуществления в рамках действующего законодательства. В настоящее время данную функцию в сфере ОРД выполняет государственный контроль: президентский, парламентский, органов исполнительной власти, судебный и ведомственный.
С функцией государственных органов связывается избирательное воздействие системы (структуры, целого) на определенные стороны социальной среды. Контрольная функция государственных органов в сфере ОРД — это назначение конкретного представителя уполномоченного органа, осуществляемое посредством реализации прав или исполнения обязанностей для оказания воздействия на оперативно-розыскные правоотношения.
В сфере ОРД выделяют следующие функции государственного контроля:
· корректирующий функция, которая заключается в приведении деятельности органов, осуществляющих ОРД, в соответствие с поставленными перед ними задачами (выявление и фиксация нарушений законодательства, отклонений от управленческих решений, корректировка и воздействие на субъект ОРД );
· предупредительная функция, которая состоит в профилактической деятельности по предупреждению возможных правонарушений в сфере ОРД, проверке соблюдения органами правовых норм, приказов, правил и т.п.;
· охранительная функция, направленная на устранение выявленных нарушений и прекращение неправомерных действий со стороны должностных лиц оперативно-розыскных органов;
· диагностическая функция — одна из ведущих функций контроля за деятельностью органов, осуществляющих ОРД, позволяющая предвидеть состояние дел (сделать реальный прогноз) в сфере ОРД.
Билет 24.
Функции государственных органов, осуществляющих контроль за оперативно - розыскной деятельностью.
Цели ведомственного контроля.
В соответствии со ст. 20 Закона «Об ОРД»контроль за ОРД осуществляют следующие субъекты:Президент РФ; Федеральное собрание РФ; Правительство РФ.
Президент России.
Президент РФ как глава государства в соответствии с Конституцией РФ (ст. 80, 85, 90) обладает всей полнотой полномочий по осуществлению стратегического контроля за законностью деятельности различных государственных органов, в том числе оперативно-розыскных. По указанию Президента РФ разрабатывается и после утверждения под его контролем осуществляется федеральная программа по усилению борьбы с преступностью, предусматривающая наряду с иными и меры оперативно-розыскного характера по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений. По представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, ведающих вопросами обороны и безопасности, и назначает руководителей силовых ведомств.
Президент РФ осуществляет на федеральном уровне подбор и расстановку кадров министерств и ведомств, являющихся субъектами ОРД.
Одной из главных функций Президента РФ является то, что он выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина. В круг его основных полномочий в сфере обеспечения безопасности входит:
· формирование Совета Безопасности РФ, который решает проблемы безопасности страны, в том числе оперативно-розыскными мерами;
· введение при обстоятельствах, предусмотренных законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.
Обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, Президент РФ вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения, касающиеся осуществления ОРД.
Президент в рамках контроля за деятельностью оперативно-розыскных органов вправе заслушивать их руководителей, в том числе по вопросам ОРД.
Федеральное собрание.
Федеральное Собрание РФ наделено правом парламентского контроля за органами, осуществляющими ОРД, т.е. за соблюдением ими законов и других правовых актов, а также за эффективностью их деятельности, которое оно реализует на основании ст. 101-104 Конституции РФ.
Федеральное Собрание РФ контролирует:
1. соблюдение законов, нормативных актов в деятельности органов, осуществляющих ОРД, вносит необходимые коррективы в осуществление борьбы с преступностью;
2. эффективность работы оперативно-розыскных органов, правовую защищенность сотрудников, особенно тех, чья деятельность связана с профессиональным риском;
3. эффективность использования государственных денежных средств, выделяемых на осуществление ОРД.
Правительство России.
Правительство РФ как внешний субъект государственного контроля осуществляет исполнительную власть в России. Полномочия Правительства определены ст. 114 Конституции РФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Оно наделено полномочиями по руководству федеральными министерствами и определению основных направлений деятельности федеральных министерств и комитетов, в число которых входят и те, которые правомочны осуществлять ОРД. Кроме того, правительство РФ осуществляет контроль в сфере ОРД для обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка. Правительство РФ вправе требовать от МВД России исполнения федерального бюджета в плане обоснованности финансирования ОРД, а также сведений о результативности деятельности оперативных подразделений.
Одним из направлений контролирующей деятельности Правительства РФ является проверка соответствия ведомственных нормативных актов, касающихся ОРД, Конституции РФ и федеральным законам. Механизмом данного контроля является государственная регистрация нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан.
Следует отметить, что в предмет контроля Президента РФ, Федерального собрания РФ и Правительства РФ не может входить законность и обоснованность деятельности субъектов ОРД по конкретным делам. Данные органы государственной власти не праве вмешиваться в технологию ОРД, контролировать правомерность проведения ОРМ, оперативной разработки, а также работу с негласным (специальным) аппаратом. Никто из них не вправе по этим направлениям ОРД давать какие-либо обязательные указания. Этим обеспечивается необходимая автономия правоохранительного механизма ОРД и в то же время исключается использование возможностей спецслужб вразрез с целями и задачами, указанными в Законе об ОРД.
Невмешательство указанных органов государственной власти в вопросы организации проведения конкретных ОРМ закреплено в оперативно-розыскном законодательстве (ч. 2 ст. 16 Закона об ОРД).