ОРО уголовного судопроизводства состоит из ряда структурно- содержательных элементов, которые, исходя из их организационно-тактического содержания, требуют детального рассмотрения.

Первый элемент.

Выявление признаков преступлений, а также лиц, их совершивших.

Основными задачами оперативных подразделений при выявлении неочевидных преступлений являются:

· оперативный поиск;

· оценка обнаруженных и закрепленных доказательств;

· активное обнаружение источников информации (очевидцев, свидетелей, - располагающих сведениями о преступном событии);

· налаживание оперативного поступления информации о совершенном преступлении;

· фиксация оперативно-розыскной информации для последующего ее использования в уголовном судопроизводстве.

Второй элемент.

Создание оптимальных условий для раскрытия преступлений и осуществления процесса расследования.

Одним из путей повышения эффективности раскрытия преступления до и после возбуждения уголовного дела являются (ст. 163, 164 УПК РФ):

· взаимодействие оперативного сотрудника со следователем;

· создание специализированных следственно-оперативных групп (СОГ) по расследованию преступлений.

Создание СОГ в рамках следствия и ОРО позволяет решать следующие задачи:

· организовать работу по совместно составленному и согласованному плану, предусматривающему проведение следственных действий и ОРМ;

· ускорить процесс обмена оперативно-значимой информацией между следователем и оперативным сотрудником;

· обеспечить четкое разграничение компетенции следователя и оперативного сотрудника;

· тактически грамотно использовать результаты ОРД для подготовки и проведения следственных действий.

Третий элемент.

Нейтрализация противодействия криминальной среды исполнению правоохранительной функции государства на стадии расследования и судебного разбирательства.

Эта задача нередко успешно решается с использованием двух рассмотренных выше элементов ОРО.

Под противодействием криминальной среды понимается умышленное совершение действий, направленных на воспрепятствование осуществлению контроля за преступностью, эффективному выполнению задач правоохранительной функции государства в целях уклонения от ответственности виновных за содеянное или смягчение ответственности.

Нейтрализация действий криминальной среды на всех стадиях уголовного судопроизводства и ОРО включает:

· выявление через спецаппарат и путем проведения ОРМ лиц, предпринимающих попытки оказать воздействие на ход расследования;

· использование спецаппарата для внедрения в среду лиц сообщников преступников, оставшихся на свободе;

· применение оперативно-технических средств для контроля за поведением подозреваемых лиц и документирование их деятельности, связанной с организацией противодействия осуществлению уголовного судопроизводства;

· оперативный контроль за лицами, привлекаемыми к уголовной ответственности, их связями с сообщниками и окружением;

· обеспечение сохранности объектов — носителей доказательственной информации для их последующего приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств.

Четвертый элемент.

Государственная защита участников уголовного судопроизводства.

Государственная защита участников уголовного судопроизводства — это реализация в соответствии с законодательством уполномоченными государственными органами комплекса мер безопасности, направленных на обеспечение состояния защищенности жизни, здоровья или имущества потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, в целях создания необходимых условий для надлежащего отправления правосудия.

Государственная защита осуществляется:

· непосредственно оперативными подразделениями (личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специальных средств связи и оповещения об опасности, оружия, обеспечение защиты сведений о лице);

· оперативными подразделениями во взаимодействии с другими субъектами ОРД, например ФСИН России (перевод с одного места содержания под стражей в другое; раздельное содержание защищаемого лица);

· оперативными подразделениями различных субъектов ОРД во взаимодействии с государственными учреждениями (изменение внешности, предоставление другого места жительства, изменение места работы, замена документов

.

Билет 19.

Наши рекомендации