Исследование устной и письменной речи: общая характеристика автороведческих и семантических исследований.
Письменная речь – это мысль, зафиксированная в письме (документе). Письменная речь — это содержание документа и языковые средства его выражения. При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку — его исполнитель. Признаки письменной речи подразделяются на три группы:а) грамматические; б) вокабулярные, т. е. связанные с объемом словарного запаса автора; в) стилистические. По признакам письменной речи можно определить, как автор владеет грамматическими правилами письма. Несоблюдение таких правил ведет к следующим типам ошибок:а) орфографические; б) синтаксические; в) пунктуационные. Орфографические, синтаксические и пунктуационные ошибки могут рассматриваются в качестве идентификационных признаков. В письменной речи различают содержание и форму. При ознакомлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о себе.!!!Содержание документа не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Автороведческое исследование документов проводится с целью установления автора текста, получения максимально возможной информации о навыках письменной речи исполнителя. Каждый автор обладает индивидуальными особенностями письменной речи, стилистическими, лексическими, грамматическими навыками. Это может выражаться в наличии повторяющихся слов, неправильном употреблении фразеологизмов, присутствии в тексте диалектизмов, профессионализмов, наличии однотипных орфографических и пунктуационных ошибок и т.д. В письменной речи выделяют общие и частные языковые навыки. К общим языковым навыкам относят: стилистические навыки; синтаксические навыки; лексико-фразеологические навыки; орфографические навыки; пунктуационные навыки.
К частным признакам письменной речи относят устойчивые нарушения речи, индивидуальные лексические, грамматические навыки, свойственные конкретному исполнителю. Среди основных признаков, указывающих на автора текста, обычно выделяют следующие. Семантические признаки — тема документа, лейтмотив (основная мысль), фактические данные в документе (профессиональные знания, знание людей, мест, событий), архитектоника (общее построение документа, наличие вступления, разделов, заключения, логической связи между отдельными элементами документа). Стиль изложения — официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный, разговорный. Фразеологические признаки — использование междометий, вопросительных и восклицательных предложений, крылатых слов и т.п. Лексические признаки — использование автором общеупотребляемых слов и слов ограниченного употребления, свойственных определенной группе лиц. Лексические признаки — это использование: архаизмов — устаревших или вышедших из употребления слов; неологизмов — новых слов, появившихся в языке для обозначения новых понятий; профессионализмов — профессиональных слов и выражений; диалектизмов — слов и оборотов, свойственных для проживающих в определенной местности лиц; варваризмов — слов, заимствованных из других языков, не свойственных для языка, на котором написан документ; жаргонизмов — слов и выражений, характерных для определенной группы людей (преступный жаргон, молодежные кружки); вульгаризмов — слов, оборотов речи, которые не употребляются в литературном языке; слов-паразитов, привычных, сокращенных слов, использование уменьшительных слов и т.д. Грамматические признаки — соблюдение правил русского языка, согласованность слов в падежах, написание сложных слов. Топографические признаки — размещение текста на странице. Топографические признаки — это: поля — размер, конфигурация (сужение, расширение); абзацы — наличие, частота, способ выделения; строки — наличие наклона, расположение относительно линовки бумаги, промежуток между строками; переносы слов; расположение (наличие) подписи, даты. Для проведения автороведческой экспертизы необходимо наличие текста объемом не менее 500 слов. Это могут быть письма, служебные записки, статьи, доклады и т.д. Экспертизой решаются следующие задачи: диагностические — установление факта намеренного искажения письменной речи, определение уровня образования исполнителя текста, его родного языка, регион формирования навыков и т.д.; идентификационные — отождествление автора текста, отдельных его фрагментов (является ли автором одно лицо или несколько). Процесс автороведческой экспертизы разделяют на четыре стадии. Предварительное исследование — осмотр документа, материала письма, содержания текста, определение достаточности предоставленных документов для проведения экспертизы. Раздельное исследованиепредоставленных образцов, выявление общих и частных признаковых письменной речи, особенностей письменных навыков — стилистика, синтаксис и т.д.). Сравнительное исследованиевыявленных общих и частных признаков, навыков письменной речи. Оценка полученных результатов.