В системе чувственных и логических оценок следует отдать предпочтение оценкам логическим. В оценках следователя не должны брать верх его эмоциональные побуждения.
Оценка – установление достоверной ценности результатов познания – в значительной мере субъективно-психологическое понятие. Она связана с ценностной ориентацией оценивающего субъекта, со значимостью материальных и идеальных объектов для деятельности субъекта. Но в то же время оценка является не только субъективной категорией. Она основывается на объективной значимости фактов.
Объектами оценки должны быть все доказательства, образующие состав преступления, а также все тактические и технические средства получения доказательств. Никакие вероятностные методы не могут лежать в основе итоговых следственных и судебных решений.
Внутреннее убеждение следователя должно быть обосновано системой доказательств. Для определения значимости, достоверности и достаточности доказательств существуют объективные критерии.
Однако следователь не должен и подавлять критическое мышление отдельных членов группы (оперативных работников, специалистов). До принятия решения целесообразно придерживаться нейтральной позиции, допуская в равной мере все аргументы «за» и «против».
Таким образом, профессионально направленная наблюдательность, способность к концептуальному сопоставлению фактов, к реконструкции явлений по их косвенным признакам, умение охватить существенные стороны практической ситуации.Возможность анализировать сложные жизненные переплетения, намечать правильный план действий, а по мере обнаружения новых фактов оперативно изменять его, самокритичность, принципиальность, высокая гражданственность и справедливость – таковы основные профессионально-психологические качества следователя.
Лекция 10
Тема: Психологические особенности судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе
Форма проведения: лекция
Цели: теоретическое рассмотрение психологических особенностей судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе
Глоссарий: судебно-психологическая экспертиза, валидность, психологическая диагностика, лонгитюдное исследование, тест, аффект
План лекции:
1.Предмет, методы, компетенция и организация судебно-психологической экспертизы
2.Поводы обязательного назначения СПЭ и постановка вопросов перед СПЭ
3.Комплексна судебно-психиатрическая и судебная медико-психологическая экспертиза
Ход лекции:
Предмет, методы, компетенция и организация судебно-психологической экспертизы
Судебно-психологическая экспертиза (СПЭ) является одним из видов судебных экспертиз и, следовательно, – одним из средств установления истины в судопроизводстве, источником доказательств.
Следователь должен распознавать поводы и правильно формулировать вопросы для экспертного разрешения, а для этого ему необходимо знать предмет, возможности и компетенцию данного вида экспертизы.
СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей. В отличие от судебно-психиатрической экспертизы СПЭ исследует психические проявления, не выходящие за пределы нормы, т.е. не являющиеся патологическими.
В следственной практике и в юридической литературе имеет место необоснованное расширение возможностей СПЭ. Между тем возможности СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.
Пределы возможностей СПЭ определяются основным принципом – принципом научной объективности, СПЭ может разрешать только те вопросы, которые связаны с психическими явлениями, подлежащими объективному анализу.
Не все психические явления охватываются конкретными диагностическими методиками. Некоторые психические явления могут быть изучены только в лонгитюдном исследовании (в течение длительного периода) или в условиях естественного эксперимента.
Многие, на первый взгляд, психологические понятия по существу не являются понятиями научной психологии (озорство, мальчишество, хулиганство и т.п.). Некоторые психологические явления настолько широки и всеобъемлющи, что не могут быть охвачены экспертным исследованием.
СПЭ не компетентна, решать вопросы юридического содержания: определять достоверность показаний, мотивы и цели преступного деяния, устанавливать форму вины и т.п.