Преступное поведение отличается от социально положительного поведения не столько по структуре его регуляции, сколько по содержанию своей направленности.

Поступки человека – это не прямые реакции, ответы на внешнее воздействие. Внешнее воздействие опосредуется внутренними системами и взаимосвязями и в конечном итоге - социальными качествами человека.

Антисоциальное поведение обусловлено не только рассудочным отношением к действительности, но и такими механизмами, как подражание, психическое заражение, внушение, поведенческие стереотипы.

Этот комплекс активных психических процессов и образований, не входящих в данный момент в поле смысловой деятельности, оказывает влияние на осуществление сознательных процессов. Все то, что актуально не осознается в данный момент, но является фоном сознательного поведения, является сферой подсознания.

Стереотипные антиобщественные действия – это социально опасные «полуавтоматизированные» действия без осознания их антисоциального значения. Это действия импульсивные, основанные на укоренившейся готовности действовать определенным образом.

Асоциальные и антисоциальные установки – это субдоминанты, скрытые, латентные тенденции к противоправному действию при определенных ситуативных обстоятельствах. Ломка стереотипа очень длительный и трудный в нейрофизиологическом плане процесс.

У подростков и молодежи во многих случаях стереотипы асоциального поведения формируются под влиянием заражения, подражания, внушения. Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет групповой характер.

В ряде случаев поведение человека обусловливается ситуативными обстоятельствами, регулируются на эмоциональном уровне. Человек в таких обстоятельствах может принять нетранзитивные решения, т.е. решения без анализа предпочтительности различных вариантов действия, без обоснованного их планирования.

В преступлениях, совершаемых при доминировании в поведении эмоциональной сферы, определенные действия возникают внезапно и носят импульсивный характер. В структуре таких действий оказываются свернутыми такие звенья, как сознательная мотивация, постановка цели, сознательный выбор средств, учет обстоятельств. При этом резко возрастает роль моторных компонентов действия и снижается роль его оценочно-ориентировочных компонентов. Такие поведенческие акты осуществляются на низком уровне саморегуляции.

Многие правонарушения связаны с неумением социально адаптированно выходить из сложных, напряженных ситуаций.

В жизни каждого человека бывают острые, конфликтные ситуации. Социально адаптированные выходы из этих ситуаций осуществляются путем нейтрализации мотивов конфликта. Это требует соответствующей нравственной культуры, гибкости позиций, владения соответствующими умениями.

Застойные конфликтные состояния – одна из причин социальной деградации личности, возникновения цинизма, правового нигилизма и т.п.

Поведение человека не детерминируется однозначными факторами, оно имеет вероятностную детерминацию. Быстрое принятие решений в напряженных и конфликтных ситуациях часто бывает не обоснованным выбором, а статистически-вероятностным актом.

Субъективными причинами преступления являются социальные позиции личности, система ее ценностей, ее интересы, иерархия мотивов, уровень социализации и правосознания, установки и поведенческие стереотипы.

Субъективные условия – это демографические, этнографические и психодинамические особенности личности, временные психические состояния.

Объективными причинами правонарушений являются противоречия в социально-экономических отношениях.

Объективные условия правонарушений – это недостатки организационного, административно-управленческого характера.

Правонарушения чаще всего характеризуются сочетанием субъективных причин с объективными условиями.

Преступное поведение – это поведение конфликтное, оно всегда основано на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностью и социальной группой, между отдельными личностями и, наконец, внутри самой личности. Человеческое поведение - явление наивысшей сложности. Детерминированность человеческого поведения нельзя понимать по аналогии с причинностью в природных явлениях.

Человеческое поведение не бывает прямым следствием непосредственно воздействующих факторов – социально-экономических условий, ситуативных обстоятельств, факторов наследственности и т.п.

В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется в системе внутренних условий. Поэтому нельзя обособлять ни объективные, ни субъективные факторы человеческой жизнедеятельности. В преступлении проявляется единство объективных и субъективных факторов. Ни одно внешнее обстоятельство и ни одно внутреннее обстоятельство сами по себе не порождают поведенческого акта.

В психике человека преломляются материальные условия его жизнедеятельности. Под материальными условиями следует понимать все те внешние, социально обусловленные обстоятельства, в которых осуществляется формирование личности, реализуется ее жизнедеятельность.

Наши рекомендации