Особенности поведения подростков
Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам.
Отдельные действия подростков, внешне схожие с кражей и другими преступлениями, по своей субъективной стороне не образуют состава преступления, так как они носят характер озорства.
Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность – такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в следственно-судебной практике.
Поведение несовершеннолетних (подростков) отличается рядом особенностей – недостаточность жизненного опыта и связанный с этим низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения.
Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода.
1. Реакция оппозиции вызывается завышенными претензиями к деятельности и поведению подростка, излишними ограничениями, невниманием к его интересам окружающих его взрослых. Эти реакции проявляются в прогулах, в бравировании опьяненным состоянием, в побегах из дома, а иногда и в антисоциальных действиях.
2. Реакция имитации проявляется в подражании определенному лицу, образцу. Иногда образцом может стать и антисоциальный герой. Известно, какое влияние оказывает на подростковую преступность возвеличивание преступника-супермена. Пропаганда уголовного романтизма, распространившаяся в последнее время, может оказать косвенное отрицательное влияние на самосознание подростка.
3. Реакция отрицательной имитации – поведение, нарочито противопоставленное навязываемой модели. (Если модель отрицательна, то эта реакция является положительной.)
4. Реакция компенсации – восполнение неудач в одной области подчеркнутым успехом в другой области. (Неуспехи в учебе могут компенсироваться «смелым» поведением.)
5. Реакция гиперкомпенсации – настойчивое стремление к успеху в наиболее трудной для себя области деятельности. Присущая подростку робость может побудить его к отчаянному поведению, к вызывающему поступку. Крайне чувствительный и застенчивый подросток выбирает мужественный вид спорта (бокс, карате, бодибилдинг и т.п.).
6. Реакция эмансипации – стремление высвободиться от навязчивой опеки старших, самоутвердиться. Крайнее проявление – отрицание стандартов, общепринятых ценностей, норм закона, бродяжничество.
7. Реакция группирования – объединение в группы сверстников. Подростковые группы отличаются одноплановостью, однородной направленностью, территориальной общностью, борьбой за господство над своей территорией (во дворе, на своей улице), примитивной символикой (клички и т.п.). Реакцией группирования в значительной мере объясняется то, что подавляющее большинство преступлений совершается подростками в составе группы.
Лидерство в подростковых группах обычно принадлежит типам стеническим (сильным), возбудимым, контактным и постоянно готовым к агрессивным действиям.
Иногда лидерство захватывается истероидным типом, демонстративно выражающим общее настроение группы и использующим для поддержания своей «власти» физически сильного, но конформного, нередко отстающего в психическом развитии сверстника.
8. Реакция увлечения проявляется в самых разнообразных подростковых хобби: поп-музыка, стиль в одежде, стремление к получению легкой информации, не требующей больших размышлений и используемой для самого процесса общения (пустые, многословные разговоры у подъезда); увлечения, связанные с чувством азарта; увлечения, обеспечивающие всеобщий успех, внимание (артист, гитарист, чемпион, модница, знаток в престижной области знаний); увлечения, связанные с физическим самоусовершенствованием, овладением престижными навыками (водитель мотоцикла, автомашины), коллекционирование.
Неуспеваемость, семейные конфликты, праздность, обстановка интеллектуально-эмоциональной недостаточности, несформированность полезных интересов подростка потенциально опасны для общества. Основная форма профилактики преступности среди подростков – это организация интересной и социально полезной их жизнедеятельности.