Исковое заявление о признании незаконным решения ДК АНО КХЛ

Дисциплинарный Комитет АНО «КХЛ» 5 декабря 2010 года было вынесено решение, согласно которому Янне Энгстром подвергается дисквалификации, то есть лишается права занимать любые должности. Данная мера юридической ответственности по своей правовой природе соответствует дисквалификации по смыслу КоАП РФ. Согласно ст. 3.11. КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать, в том числе, должности в исполнительном органе управления юридического лица, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

ДК АНО «КХЛ» не является судебным органом, поэтому применение такой меры ответственности как дисквалификация незаконна.

Возражения Ответчика на предъявленные требования

Следует указать, что субъекты правоотношения равны. КХЛ не имеет властных полномочий, поэтому и не следует говорить о административно-правовой природе корпоративной дисквалификации. Между ООО «КХЛ» и Я. Энгстром возникли гражданско-правовые отношения, и корпоративная дисквалификация является мерой гражданско-правовой ответственности, установление которой не запрещается гражданским законодательством Российской Федерации.

Заявление о признании факта вынесения недействительного решения ДК АНО КХЛ

ДК АНО «КХЛ» вынес недействительное решение о корпоративной дисквалификации Янне Энгстрома. Решение недействительно, поскольку ограничивает правоспособность Янне Энгстрома.

Истец в порядке особого производства в соответствии со ст. 264 ГПК РФ просит установить факт вынесения недействительного решения ДК АНО «КХЛ».

Возражения на предъявленные требования

В порядке особого производства уславливаются факты, в данном случае факт

вынесения решения ДК АНО «КХЛ» о корпоративной дисквалификации. Данный факт не требует установления, необходима лишь его правовая квалификация. В порядке особого производства данное действие не допускается. Помимо этого, имеется спор о праве.

В связи с этим решение ДК АНО «КХЛ» можно признать недействительным только в порядке искового производства.

Просительная часть

На основании вышеизложенного просим отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Команда В 25/11

Янтыков Рустем Азатович

Теймуров Эльвин Сахават оглы

Правовая позиция истца

1. В 2008 году Янне Энгстром подписал Трудовой договор с профессиональным хоккейным клубом Юргорден. В тексте подписанного договора содержалось обязательство гр. Энгстрома по соблюдению Регламента КХЛ, который представляет собой договор присоединения, возможность заключения которого предусмотрена ст. 428 ГК РФ. Одна сторона данного обязательства – ООО «КХЛ» выразило свою волю на заключение договора путем составления и утверждения регламента, таким образом, разместив оферту, в соответствии с п.1 ст. 435 ГК РФ. А другая сторона – гр. Энгстром, присоединился к указанному обязательству и, согласно ст.438, совершил полный и безоговорочный акцепт Регламента КХЛ сезона 2008-2009 г.

2. Заключенный между ООО «КХЛ» и гр. Энгстромом Договор не предусмотрен ГК РФ и заключен в соответствии с п.2 ст. 421 ГК РФ. В Регламенте проведения Открытого Чемпионата России по хоккею – Чемпионата Континентальной Хоккейной Лиги сезона 2008/2009 в разделе «Термины и сокращения» раскрывается суть заключенного соглашения: «Регламент КХЛ – это утвержденный Лигой документ, определяющий условия и порядок участия команд хоккейных клубов, хоккеистов, тренеров, судей, руководителей и иных должностных лиц клубов и Лиги в Чемпионате Континентальной хоккейной Лиги». Ч.1 ст.431 ГК РФ предписывает, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Путем буквального толкования условий заключенного обязательства и сопоставлением их со смыслом договора в целом следует вывод, что в качестве предмета договора стороны согласовали – проведение чемпионата КХЛ, регламентацию правил проведения чемпионата и контроль за их соблюдением. Цель договора и воля сторон направлена на проведение чемпионата КХЛ на должном уровне, обе стороны заинтересованы в обеспечении порядка, четкой регламентации проведения чемпионата и пресечении противоправных и недобросовестных действий со стороны участников, а также в наличии эффективных и четко регламентированных процедур контроля за исполнением заключенного обязательства.

3. В заключенном между ООО «КХЛ» и гр. Энгстромом договоре в соответствии с п.1 ст. 313 ГК РФ предусмотрено, что структурное подразделение АНО «КХЛ» - Дисциплинарный комитет, исполняет часть обязанностей ООО КХЛ по заключенному договору. В частности, Дисциплинарный комитет осуществляет контроль за исполнением обязательства сторонами и в случае нарушения вправе в одностороннем порядке налагать предусмотренные договором санкции.

4. 5 декабря 2010 г. АНО «КХЛ» в лице Дисциплинарного комитета КХЛ совершило одностороннюю сделку путем вынесения Решения о корпоративной дисквалификации гр. Энгстрома в системе КХЛ сроком на 1 год. Решение о дисквалификации является сделкой, так как в соответствии со ст.153 ГК РФ, представляет собой волевое действие АНО «КХЛ», направленное на установление или прекращение гражданских прав и обязанностей для гр. Энгстрома и клубов, входящих в систему КХЛ. В качестве основания вынесения решения было указанно нарушение Регламента Чемпионата КХЛ, утвержденного 17 мая 2010 года, в частности, п.10 ст.16 Правового Регламента и п. 4 ст.23 Дисциплинарного регламента. Тем самым АНО «КХЛ» запретило занимать любые должности в профессиональных хоккейных клубах и наложило меру гражданско-правовой ответственности, не предусмотренную заключенным в 2008 года между ООО «КХЛ» и гр. Энгстромом обязательством.

5. Вышеуказанная сделка АНО «КХЛ», направленная на применение меры ответственности в отношении гр. Энгстрома, в соответствии с п.2 ст. 154 ГК РФ является односторонней сделкой и в соответствии с ст. 155 ГК РФ может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами. Но в заключенном между ООО «КХЛ» и гр. Энгстромом договоре не предусматривалось совершение по отношению к гр. Энгстрому такой меры ответственности как корпоративная дисквалификация. Более того, в Регламенте КХЛ сезона 2008/2009, к которому присоединился гр. Энгстром, не имелось упоминания о таком виде ответственности, а ст. 310 ГК РФ устанавливает недопустимость одностороннего изменения обязательства.

6. Таким образом, односторонняя сделка, совершенная АНО «КХЛ» в нарушение ст. 155 ГК РФ, создала обязанности для других лиц в случае, не предусмотренном законом или соглашением, тем самым нарушив права гр. Энгстрома, в том числе право на труд, провозглашенное в ст. 2 ТК РФ. В соответствии со ст.168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

7. Из вышесказанного следует, что АНО КХЛ грубо нарушило права гр. Энгстрома, совершив ничтожную одностороннюю сделку, наложила на него не предусмотренную ни договором, ни законом меру ответственности.

Просительная часть

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 153, 154, 155, 166, 168, 310, 313, 421, 428, 431, 435, 438 ГК РФ и ст. 2 ТК РФ,

ПРОШУ:

Признать недействительным одностороннюю сделку - Решение о дисквалификации от 05.12.10.

Правовая позиция ответчика

АНО «КХЛ» является организацией, проводящей Чемпионат КХЛ, поскольку «Федерация Хоккея России» делегировала ей данные права в соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». ООО «КХЛ» на основании заключенного с ФХР соглашения от 13 марта 2008г. выступает в качестве организатора Чемпионата, разрабатывает и утверждает Регламент Чемпионата КХЛ, в соответствии с п.6 ст. 20 ФЗ от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Заключаемый между ООО «КХЛ» и профессиональными хоккейными клубами, входящими в систему КХЛ, в том числе и с ООО «Юргорден», Договор об участии в чемпионате КХЛ представляет собой обязательство, не предусмотренное действующим законодательством, и заключен в порядке, установленном п.2 ст. 421 ГК РФ. Руководствуясь ч.1 ст. 431 ГК РФ, принимая во внимание буквальное значение условий договора, сопоставляя его с другими условиями и смыслом договора в целом, следует однозначный вывод, что Договор об участии в чемпионате КХЛ представляет собой ничто иное, как договор присоединения, регламентированный в ст. 428 ГК РФ. Признаки заключенного договора, а именно:

существенные условия данного обязательства устанавливаются в Регламенте КХЛ, принимаемом ООО КХЛ в одностороннем порядке,

обязательство может быть принято клубами не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом, включая регламент,

отсутствие у присоединившейся стороны возможности участвовать в определении ряда существенных условий договора,

- в полной мере совпадают с признаками договора присоединения, указанными в п.1 и п.3 ст. 428 ГК РФ. Регламент КХЛ - это неотъемлемая часть Договора об участии в чемпионате КХЛ, заключаемого между ООО КХЛ и профессиональными хоккейными клубами. Регламент содержит основные условия и порядок участия команд хоккейных клубов, хоккеистов, тренеров, судей, руководителей и иных должностных лиц клубов в Чемпионате КХЛ. Также в Регламенте указывается на возможность вынесения АНО КХЛ суждений о тех или иных фактах нарушения порядка проведения Чемпионата КХЛ, установленном Регламентом КХЛ, и о деловых качествах работников клубов, входящих в систему КХЛ.

В 2008 году дополнительным соглашением в Трудовой договор, заключенный между гр. Энгстромом и ООО «Юргорден» в соответствии со ст. 72 ТК РФ было включено условие о соблюдении гр. Энгстромом Регламента КХЛ. Данное условие не создавало новых правоотношений и было включено сторонами в Трудовой договор ввиду того, что Регламент, как неотъемлемая часть заключенного договора, содержит правила проведения Чемпионата и существенные условия участия ООО «Юргорден» в системе КХЛ. Несоблюдение Регламента со стороны исполнительного органа хоккейного клуба могло повлечь негативные последствия и санкции для клубов, предусмотренные договором об участии в чемпионате КХЛ. А также могло повлечь дисквалификацию клуба, что послужило бы основанием для расторжения Договора об участии в Чемпионате КХЛ согласно п.2 ч.2 ст. 450 ГК РФ в случаях, предусмотренных в Регламенте КХЛ.

В период исполнения гр. Энгстромом обязанностей Генерального директора ООО «Юргорден» им от имени клуба были заключены контракты, не являющиеся стандартными контрактами КХЛ. Что является прямым нарушением условий Договора об участии в чемпионате КХЛ, заключенного между ООО КХЛ и ООО «Юргорден», а именно нарушает п.10 ст.16 Правового Регламента Чемпионата КХЛ. Ненадлежащее исполнение гр. Энгстромом своих обязанностей повлекло причинение имущественного вреда ООО «Юргорден». Вследствие чего 5 октября 2010 г. гр. Энгстром был уволен из ООО «Юргорден» в связи с принятием необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации, вызванное ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей, в соответствии с п.9 ст.81 ТК РФ. Как следует из вышесказанного, гр. Энгстром оказался не способен исполнять принятые на себя обязанности руководителя хоккейного клуба, входящего в систему КХЛ, и, ввиду своей не должной квалификации и не способности следовать положениям регламента, нанес имущественный вред своему работодателю.

5 декабря 2010 г. Дисциплинарный Комитет АНО «КХЛ» вынес решение о корпоративной дисквалификации гр. Я. Энгстрома. Данное решение содержит оценку его деловых качеств и выражает суждение о его неспособности на должном уровне осуществлять трудовую деятельность в клубах, входящих в систему КХЛ. При этом под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных и личностных качеств.

На успешное проведение Чемпионата КХЛ оказывают влияние все клубы, входящие в систему КХЛ, и кадровая политика клубов имеет немаловажное значение для организаторов Чемпионата. Одним из способов обеспечения своих интересов относительно достойного проведения Чемпионата и должного поведения клубов является возможность АНО «КХЛ» в установленном порядке выражать суждения относительно деловых качеств работников профессиональных хоккейных клубов, участвующих в Чемпионате КХЛ.

Указанное Решение о дисквалификации гр. Энгстрома, не является односторонней сделкой, как ошибочно заблуждается в этом истец. Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В данном же случае, между гр. Энгстромом и АНО КХЛ – каких-либо гражданско-правовых отношений не существовало, и гражданские права и обязанности гр. Энгстромом Решение о дисквалификации не затронуло.

Данное Решение о дисквалификации гр. Энгстрома не нарушает и не может нарушать его прав, ввиду того, что не имеет юридической силы и носит только лишь рекомендательный характер. Гр. Энгстром вправе трудоустроиться на любую должность в любой из клубов, входящих в систему КХЛ, в том случае если клуб сочтет его деловые качества приемлемыми, в полном соответствии со ст.3 и ст.64 ТК РФ.

В случае, если клубы, входящие в систему КХЛ, откажут гр. Энгстрому в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, то такой отказ будет обоснованным. Исходя из содержания ст.8, ч.1 ст.34, ч.ч.1 и 2 ст.35 Конституции РФ и абз.2 ч.1 ст.22 ТК РФ работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя. Подобные выводы сформированы судебной практикой, в частности, нашли отражение в постановлении Пленума ВС РФ от 17 марта 2004г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Разосланные гр. Энгстромом резюме в соответствии с действующим трудовым законодательством не могут рассматриваться в качестве заявлений о приеме на работу. Возврат резюме не может трактоваться в качестве отказа в приеме на работу по смыслу ст. 64 ТК РФ, так как сам факт представления резюме не влечет правовых последствий для потенциальных работодателе и не обязывает их к мотивированному ответу. Таким образом, Решение Дисциплинарного комитета АНО «КХЛ» представляет собой ничто иное как суждение о деловых качествах гр. Энгстрома, и право истца на труд со стороны АНО «КХЛ» никоим образом не нарушает.

Наши рекомендации