Как устроить вечеринку на крыше и не нарушить закон

Чтобы законно арендовать крышу, для начала нужно найти ее настоящего владельца. Крыша совсем не обязательно принадлежит владельцу последнего этажа: обычно она является частью общего имущества в здании, говорит старший юрист Содружества земельных юристов Юлия Бузанова. Чтобы оформить ее в собственность, нужно заручиться согласием двух третей владельцев помещений в здании. «Споры о правовой природе правоотношений по передаче в пользование крыш не утихают с 2002 года. Согласно определению Высшего арбитражного суда крыша представляет собой конструктивный элемент здания и не является предметом аренды, поэтому регистрация долгосрочного договора аренды невозможна», — поясняет Бузанова. Проще всего арендовать крышу в здании, у которого есть единственный владелец. По словам Бузановой, для проведения мероприятий на крыше организаторам стоит заключить с владельцем здания договор возмездного пользования кровлей с полным перечнем полномочий.

Многие видовые крыши оказываются непригодными для эксплуатации, предупреждает генеральный директор юридической компании «Дзотов и партнеры» Чермен Дзотов. Перед тем как заключать договор с владельцем, нужно удостовериться, есть ли на площадке ограждение не ниже 1,2 м, огнетушители и пожарные выходы, подходящее напольное покрытие, и выяснить, какова разрешенная нагрузка на 1 кв. м. В зависимости от этого нужно рассчитать, сколько гостей на ней можно разместить. Но даже соблюдение всех этих условий не гарантирует легальности мероприятия: например, использовать крыши домов вдоль федеральных трасс категорически запрещено. В центре Москвы, как правило, очень плотная жилая застройка, поэтому шуметь и включать музыку с 23:00 до 7:00 тоже запрещено. За нарушение режима тишины предпринимателям грозит штраф до 80 тыс. руб.

Джаз на крыше

Настоящим прорывом для Roof Events стал 2017 год. В начале июня Василий решил осуществить давнюю мечту и устроить вечер джаза на крыше, как в Нью-Йорке. В Facebook он нашел джаз-банд The Jazz Prisoners и открыл регистрацию на мероприятие за добровольное пожертвование. «Я создал анкету для посетителей, отошел чаю попить, возвращаюсь — 300 человек! Срочно жму кнопку «стоп», и первая мысль — е-мое, где их всех размещать?» — смеется Даниловский. На первую джаз-вечеринку 11 июня пришли 230 человек, которые с горем пополам разместились на 270 кв. м крыши возле метро «Таганская». «Гармоничное сочетание формата мероприятия (крыша, закат) и его контента (живая музыка) естественно привлекает интерес аудитории, поэтому джаз и вид на город в теплый вечер стали залогом успеха проекта», — подтверждает Виктория Шахова, руководитель event-отдела агентства Louder.

После аншлага на первой музыкальной вечеринке на Даниловских посыпались просьбы организовать подобные мероприятия еще. Теперь они работали уже не за пожертвования, а установили фиксированные цены — 550 руб. за вход и 1,2 тыс. руб. за место на диване.

В итоге, несмотря на аномально дождливое лето и работу в будни (выходные на крышах были заняты частными вечеринками), за три месяца Roof Events провели пять джазовых вечеров. «И каждый раз я получал шквал писем с просьбой выложить еще пару билетов. Люди были готовы платить сумасшедшие деньги, но нам просто негде было их размешать», — говорит Даниловский.

Помимо джазовых вечеринок Roof Events провела мероприятия для Singapore Airlines, МТС, Huawei, театральный перформанс и бесшумную дискотеку (посетители танцуют в радионаушниках, а обычная звуковая система не задействована) на крыше музея Парка Горького. Обороты компании по итогам лета достигли 3 млн руб., а чистая прибыль — 1,7 млн.

«Для владельцев сдача крыш в аренду не основной бизнес, они просят немного, и мы в свою очередь держим демократичные цены, — говорит Анна. — Например, свадьба на 30 человек вместе с пространством, оформлением и едой обойдется молодоженам в 150–200 тыс. руб. Это недорого, не заезжено, это шикарный вид на Москву и невероятные фото на закате».

Правда, тем, кто хочет устроить праздник на крыше, приходится мириться с правилами безопасности. Например, с крыши нельзя запускать фейерверки и летающие фонарики, на праздничном столе не должно быть крепкого алкоголя, а если кто-то из гостей изрядно наберется, организаторы имеют право вывести его, — все это прописано в договоре.

Сейчас Roof Events постоянно работает на пяти крышах в предела. Третьего кольца Москвы: дальше клиенты ехать не хотят. Все площадки расположены не выше седьмого этажа. Опыт показал, что на большей высоте гости мерзнут, а предметы интерьера и посуда разлетаются из-за ветра.

Лето в Москве короткое, и заработать за два-три месяца на весь оставшийся год сложно, жалуются Даниловские и продолжают искать варианты для развития бизнеса в холодное время года. Сейчас они в поисках утепленной площадки с выходом на крышу. Это позволит проводить новогодние вечеринки и привлекать туристов. «Новый год — это вообще золотая жила, — мечтает Анна. — Только представьте: китайцы в шапках-ушанках, вид на Кремль, бой курантов и ночное небо в салютах».

В планах Даниловских на следующее лето — устроить масштабный джазовый фестиваль на несколько сотен гостей и выйти за пределы Москвы. Первый на очереди — Санкт-Петербург, где культура отдыха на крышах

исторически развита лучше​, чем в столице.

Взгляд со стороны

Кирилл Даровских, генеральный директор Roof Music Fest:
«Мы начали делать концерты и экскурсии на крышах в 2011 году в Санкт-Петербурге, стартовали с концертами небольших питерских групп новой волны. За шесть лет концерты прошли на 11 крышах Петербурга, на нашем музыкальном фестивале выступило более 60 коллективов. На московский рынок мы пришли только в 2017-м и теперь конкурируем с Roof Events. Маржинальность нашего бизнеса колеблется от нуля до сотен тысяч рублей за мероприятие: можно легко уйти в минус не только из-за погоды, но и из-за завышенных гонораров, неправильно выбранной даты или самонадеянности».

«Концерты на крыше — это тренд будущих двух лет»

Екатерина Комарова, руководитель группы маркетинга и продвижения Конгресс-центра Центра международной торговли:

«Московская публика всегда в поиске новых развлечений и охотно принимает нестандартные форматы мероприятий. Все тренды подхватываются мгновенно, будь то квесты, антикафе или концерты на крышах. Другой стороной медали является быстрое пресыщение потребителей, поэтому предпринимателям нужно постараться получить максимальную прибыль за два-три года активности. Далее популярность и доход идут на спад».

«Бизнес непрозрачный и низкорентабельный»

Игорь Строганов, доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова:

«Это в значительной мере непрозрачный бизнес: подходящих крыш, вход на которые официально разрешен, очень мало, и с их владельцами договориться не так-то просто. К тому же он зависит от взаимоотношений с владельцем здания, с проверяющими органами, от затрат на проведение мероприятия и приглашение артистов и, главное, от погоды. Свадьба или джазовый концерт в дождь — не самый привлекательный вариант, а ведь этим летом такая погода стояла весь июнь и часть июля».

КОММЕНТАРИЙ ОПУБЛИКОВАН В СТАТЬЕ И. ГАЙСИНОЙ, Н. ГРИШИНА//РБК, СЕНТЯБРЬ 2017

Денис Литвинов

Управляющий партнер, адвокат

Наши рекомендации