Злоупотребления приставов-исполнителей. Как бороться?

Поэтому, в случаях выявления фактов незаконных действий (бездействий) со стороны приставов предлагается следующий механизм защиты:

-административные жалобы;

-судебное оспаривание;

-прокурорский надзор.

Наиболее результативным из предлагаемых инструментов защиты является судебное оспаривание в порядке ст. 128 ФЗ «Об исполнительном производстве». Эффективность данного метода обусловлена рассмотрением заявлений в довольно сжатые сроки (10 дней). Кроме того, судебный порядок гарантированно позволит избежать формальной «отписки» по соответствующему обращению.

PROЗЕМЛЮ, ЗИМА-ВЕСНА 2017

Дарья Ускова

Младший юрист

Оформить права на земельный участок поможет правильный способ защиты права

Лицо могло приобрести участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если там располагалось его здание (ст. 36 ЗК РФ). С 1 марта 2015 года данное положение утратило силу. Значит ли это, что собственник потерял возможность зарегистрировать право на землю под своим объектом недвижимости?

Нет, закон не отменил такое право. Теперь оно регулируется статьей 39.20 и п. 6 ч.2 статьи 39.3 ЗК РФ. Собственник строения на земельном участке, который принадлежит государству или муниципальному образованию, имеет преимущественное право на приобретение участка в собственность. Главное – выбрать правильный способ защиты. Например, заявителю пришлось пройти три процесса, чтобы оформить право собственности на участок. Он достиг цели, только когда заявил иск об установлении границ по фактически сложившемуся порядку пользования (решение АС Амурской области от 29.08.2016 по делу № А04-9961/2015).

Чтобы оформить права на землю, которая находится в государственной или муниципальной собственности, заявителю нужно подготовить необходимые документы и обосновать позицию. Например, подтвердить площадь истребуемого участка. Бремя доказывания размера участка возлагается на лицо, которое желает его выкупить (определение ВС РФ от 26.04.16 № 64-КГ16-2). Если не предоставить такие документы, риск получить отказ будет выше, а судебный спор затянется. Так, дело вернулось на новое рассмотрение, поскольку суд не определил, совпадают ли границы участка с площадью, которая выделена под строительство (постановление АС суда Волго-Вятского округа от 14.06.16 № Ф01-1843/2016 по делу № А43-25079/2015). Наоборот, оспорить отказ помогут документы, которые докажут использование земли по целевому назначению, соответствие границ участка и т.д. (постановление АС Московского округа от 15.08.16 № Ф05-11145/2016 по делу № А41-6551/16). Закон не указывает предельные размеры участка (определения ВС РФ от 20.04.10 № 18-В10-2). Они определяются с учетом используемой площади участка, в соответствии с требованиями ЗК РФ и ГрК РФ. В границы участка, предназначенного для эксплуатации объекта недвижимости, должна входить не только земля под недвижимостью, но и участок, необходимый для использования объекта.

Не получится оформить в собственность земли первого и второго пояса зон санитарной охраны вод объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (Федеральный закон от 19.06.07 №102-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16 и 19 ВК РФ и ст. 27 ЗК). Так, истец не смог оформить право на участок, который приобрел по договору купли-продажи. Причиной стало Постановление совета министров 1977 года, которое вносило спорные земли в зону второго пояса санитарной охраны водохранилища. Истец просил признать недействующим указанный акт, но суд отказал в иске (апелляционное определение ВС РФ от 21.07.16 № АПЛ16-233). Однако если участок не находится в такой зоне, лицо вправе оформить права на него. Например, суд удовлетворил иск ИП. Спорный участок не относился к зоне санитарной охраны водных объектов. Река, у которой находился участок, не была источником питьевого водоснабжения (постановление АС Московского округа от 05.05.16 № Ф05-4758/2016 по делу № А41-79747/15). Приобретать участки, находящиеся в первом и втором поясах указанных зон, не рекомендуется. Закон ограничивает права владельца на строительство (с ч. 2 ст. 43 ВК РФ).

ЮРИСТ КОМПАНИИ №11, НОЯБРЬ 2016

Юлия Бузанова

Партнер, руководитель практики

«Межевание, кадастр, регистрация»

Элита Закиян

Заместитель руководителя практики

«Межевание, кадастр, регистрация», ведущий юрист

Что за страшный зверь ЕГРН?

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

Вместе с тем Закон не содержит положений о признании утратившими силу действующих в настоящее время законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

Как было ДО?

Вы, будучи законопослушным человеком, после создания / получения объекта недвижимости либо после получения информации о том, что объект (участок, жилой дом или иная недвижимость) не прошел кадастровый учет или внесенные в реестр сведения об объекте утратили свою точность, обращались за помощью к кадастровому инженеру. Тот, в свою очередь, руководствуясь нормами Федерального закона РФ от 24 июля 2007 г. № 221 – ФЗ, выходил к Вам на объект, если в этом была необходимость, затем готовил соответствующую документацию в виде межевого плана, если работы велись в отношении земельного участка, или технического плана, если речь шла об объекте капитального строительства. После чего данные технические документы силами Заказчика работ или самого кадастрового инженера подавались в орган, осуществляющий кадастровый учет, именуемый Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Кадастровая палата). Срок рассмотрения вопроса о постановке на учет объекта недвижимости, учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или снятии с учета объекта недвижимости и дальнейшей регистрации прав на него в настоящий момент составляет 10 рабочих дней на каждую из процедурсо дня получения государственными органами соответствующего заявления. Вместе с тем действующим законодательством предусмотрена возможность приостановления данного срока, что влечет за собой увеличение общего периода рассмотрения до трех месяцев. Таким образом, только регламентированный общий срок рассмотрения данного вопроса может составлять шесть месяцев.

Важно: согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы. Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ. Данное нововведение позволит не просто сократить сроки на кадастровый учет и государственную регистрацию, но и уменьшить число бюрократических проволочек, вызванных необходимостью двойной самостоятельной подачей документов, что можно наблюдать в подавляющем большинстве случаев.

Наши рекомендации