Отграничение трудового права от смежных отраслей российского права.

Предмет трудового права.

Предмет трудового права образуют трудовые и непосредственно с ними связанные (производные) отношения.

Основное — трудовые отношения. В ст 1 ТК сформулирован перечень производных: те, что предшествуют трудовым /п/, сопутствуют /с/, приходят на смену трудовым отношениям /з/.

Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом; /с/

трудоустройству у данного работодателя*; /п/

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; /с/

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; /с/

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; /с/

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; /с/

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права**; /с/

разрешению трудовых споров; /с/ /з/ /п (обжалование незаконного отказа в приеме на работу)/ делятся на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, последние всегда сопутствующие. Гл 60 — 61 ТК.

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Связаны с трудовыми по таким вопросам как продолжительность страхового стажа, характер работы. Данные вопросы урегулированы отдельными фз, Закон Об обеспечении пособиями по временной нетрудопспособности, по беременности и родам.

*ТК имеет определенный пробел: отношения по трудоустройству регулируются ФЗ от 19 апр 91 г О занятости населения и рядом подзаконных актов.

** выделяется также предварительный контроль, например, в строительстве. Отношения по надзору и контролю могут предшествовать трудовым.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Все эти положения конкретизируются в ст2 ТК и последующих нормах.

Социальное государство. Право на образование. Право на медицинское обслуживание.

ФКЗ.

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении". Режим работы работодателей в период чп, работы органов. Приостановление забастовок, отстранение и увольнение руководителей.

ФЗ.

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ.

Состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав, 424 статьи. Не делится на Общую и Особенную часть. К первой можно отнести ч. 1 и 2.

Имеет приоритет над всеми ФЗ. Не должны противоречить ТК. Обеспечивается единство правового регулирования.

Указы Президента.

Не должны противоречить вышестоящим по юридической силе.

Позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности трудового статуса отдельных категорий работников.

Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации"

Постановления Правительства.

Зачастую по исполнение ТК. Ст 139 ТК. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"

Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 N 234 "О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий"

Нормативные правовые акты министерств и федеральных органов исполнительной власти.

Не должны противоречить. Имеют достаточно большое значение в регулировании трудовых отношений.

Министерство труда и социального развития издает постановления по вопросам компетенции или по делегированным им Правительством вопросам.

"О перечне работ должностей, на которых заключаются договоры о полной материальной ответственности".

Акты субъектов федерации.

Совместное ведение.

Закон О социальном партнерстве Вологодской области, Об охране семьи, материнства, отцовства и детства.

Не должны противоречить федеральным законам, подзаконным актам. Если вопрос не разрешен федеральным актом, то до момента урегулирования может быть решен актом субъекта.

Акты органов местного самоуправления.

Трудоустройство граждан, занятость, дополнительная защита слабозащищенных категорий граждан. Может быть конкретизировано содержание трудового договора, с учетом норм ТК.

Локальные нормативные акты.

Издаются руководителем организации в пределах полномочий. Действуют в рамках организации. Могут издаваться и физическим лицом.

Если имеется представительный орган работников, должны приниматься с учетом его мнения. Работодатель составляет проект и направляет его в представительный орган. В 5 дней рассматривается и по истечении 5 дней вынести мотивированное мнение по поводу содержания. Если согласен, то руководитель принимает акт. Если не согласен, составляется протокол разногласий. В адрес работодателя в течение 5 дней. 3 дня консультации. Если не договорились, протокол разногласий. Работодатель может принять акт в устраивающем его виде.

Суд, трудовая инспекция (ст 372).

Нормативные соглашения.

Коллективные договоры и соглашения.

В отличии от иных источников данные устанавливаются в договорном порядке: принимаются по соглашению работников и работодателей по соглашению их представителей. На уровне высшей организации со стороны работников участвуют только профсоюзы.

Коллективный договор действует в рамках отдельной организации. Как правило принимается на срок до 3 лет. По истечении 3 лет срок может быть продлен или заключен на новый срок. Количество продлений не ограничивается. Как правило предусматриваются дополнительные социальные гарантии.

Соглашения принимаются путем переговоров. Могут быть трехсторонние, если принимают участие органы гос власти (в случае необходимости бюджетного финансирования).

По территоритальному и отраслевому признаку.

Выделяются генеральное (РФ; между общероссийским объединением профсоюзов, работодателей и РФ), межрегиональное, региональное и территориальное.

Отраслевые и межотраслевые соглашения. Также могут быть заключены на разных уровнях.

Соглашения на локальном уровне не заключаются.

В ТК нет классификации коллективных договоров на виды.

Постановления высших судебных органов.

Официально не являются источниками права, но имеют огромное значения, устраняют пробелы, дают толкование норм закона, способствуют единообразному применению.

Постановление Конституционного Суда от 15 марта 2005 г.

Постановления Пленума Верховного Суда.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю"

Международные нормы.

Конвенция №29 О принудительном и обязательном труде от 1930г.

Конвенция №105 Об упразднении принудительного труда от 1957г.

Конвенция №111 О дискриминации в области труда и занятия от 1958г.

Конвенция №122 О политике в области занятости от 1964г.

Конвенция №138 О минимальном возрасте для приема на работу от 1973г.

Конвенция №156 О равном обращении и равных возможностях трудящихся мужчин

Конвенция №182 О запрещении и немедленных мерах по 99г.

8. Запрещение дискриминации в сфере труда.

9. Конституция Российской Федерации как источник трудово­го права.

Конституция РФ 1993 г. закрепляет основные трудовые права граждан как возможных субъектов трудового права и отражает принципы трудового права. Тем самым Конституция РФ предопределяет содержание институтов Особенной части трудового права, направленных на обеспечение юридическими гарантиями этих основных конституционных трудовых прав. Конституция РФ обеспечивает единство общероссийского правового регулирования труда в первую очередь указанными принципами этого регулирования, закрепленными теперь прямо в ст. 2 ТК, которые находят свою конкретизацию и юридические гарантии во всей системе трудового законодательства. Конституция РФ закрепляет равноправие перед законом и судом (ст. 19); право на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов (ст. 30); право на равный доступ к государственной службе (ст. 32); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); право на образование (ст. 43); гарантии свободного творчества, преподавания (ст. 44).

В ст. 37 Конституции РФ закреплены такие основные трудовые права, как свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Эта же ст. 37 Конституции РФ закрепляет и право на отдых, на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Основные трудовые обязанности в Конституции РФ не закреплены, но они предусмотрены ст. 21 ТК для работника и ст. 22 для работодателя. Конституция РФ в ст. 76 разграничивает компетенцию органов федеральной власти и субъектов Федерации по принятию трудового законодательства и устанавливает субординацию этих актов. Конституция и федеральные законы, согласно ст. 4 Конституции РФ, имеют верховенство на всей территории России.

Разграничение полномочий между РФ и субъектами.

Предмет совместного ведения. Законы субъектов не должны противоречить. Разграничение осуществляется путем перечня полномочий в ст.6 ТК.

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; /многочисленные целевые программы/

основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);

обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; /гл 60-61 ТК/

принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль; /общий надзор осуществляется федеральной инспекцией (правовая и техническая), специализированные органы надзора (Роспотребнадзор)/

порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; /постановление 967 положение об учете проф заболеваний/

систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда, подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

10. Трудовой кодекс Российской Федерации как кодифициро­ванный источник трудового права (общая характеристика).

Первый Кодекс законов о труде 1918 года предусматривал лишь основные институты трудового права.

Второй Кодекс законов о труде 1922 года действовал почти 50 лет и предусматривал нормы всех институтов трудового права, кроме института занятости и трудоустройства. Он сыграл большую роль не только в правовом регулировании труда в России, но и в разработке кодексов законов о труде других союзных республик бывшего СССР. Он также прогрессивно влиял на международно-правовое регулирование труда, на принятие норм конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ).

Ушедший в историю третий Кодекс законов о труде РФ, принятый 9 декабря 1971 г. и введенный в действие с 1 апреля 1972 г., значительно расширил гарантии права на труд женщин, несовершеннолетних, инвалидов, льготы обучающимся без отрыва от производства, полномочия трудовых коллективов и др. В него неоднократно вносились отдельные изменения и дополнения. Кардинально его нормы были изменены в связи с переходом России к рыночным отношениям Законом РФ от 25 сентября 1992 г.

Ныне действующий Трудовой кодекс, четвертый по счету, был принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г. По объему он почти в два раза больше, чем КЗоТ. В нем 424 статьи (в КЗоТе было 256 статей), и структура его иная. Он состоит из 6 частей, 14 разделов и 62 глав. Если в КЗоТе главы представляли, как правило, самостоятельные институты трудового права, то в Трудовом кодексе их представляют разделы, кроме разд. XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников»,— его специальные нормы относятся к разным институтам трудового права.

Трудовой кодекс по сравнению с прежним КЗоТ имеет следующие достоинства:

1. Он в большей мере учитывает условия сферы труда в нынешний переходный к рыночным отношениям период, а также права работодателей, закрепив их впервые в ст. 22 ТК, учитывает появившееся у нас ненормальное явление, которого не было в советский, даже в военный период, — это многомесячные задержки выплаты заработной платы, установил в ст. 142 ответственность работодателей за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных причитающихся работнику сумм. Он также установил, что минимальная оплата труда должна быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека (ст. 133 ТК).

2. Трудовой кодекс восполнил пробелы КЗоТ тем, что: а) дал в ст. 1 более развернуто цели, задачи, а также определил предмет трудового права; б) впервые легально закрепил принципы трудового права; в) почти по всем институтам трудового права закрепил на уровне Кодекса основные понятия, выделив их в общих положениях по каждому разделу Кодекса; г) четко в ст. 6 разграничил компетенцию Федерации и ее субъектов по каким вопросам они издают нормативные правовые акты трудового права; д) основной упор сделал в регулировании труда на коллективные переговоры и социально-партнерские отношения, поставив регулирование этих отношений даже впереди трудового договора (что представляется нам спорным, поскольку трудовой договор опосредует главные ведущие отношения — трудовые, а остальные, в том числе социально-партнерские,— это иные непосредственно связанные с трудовыми как главным предметом трудового права, и возникают они у работника, если только он заключил трудовой договор).

три важнейших его недостатка.

1. Трудовой кодекс сократил ряд прав профсоюзного органа организации по участию в правоприменении работодателем трудового законодательства, превратив этот орган из органа согласительного характера (по КЗоТ 1971 г.) при увольнении и принятии локальных актов в совещательный, т. е. лишь с запросом работодателем мнения профсоюзного органа, которое он может и не учитывать;

2. Трудовой кодекс пошел по пути сокращения производственной демократии, не закрепляя полномочия трудовых коллективов, хотя развитые страны Запада ее ныне расширяют и многое берут из советского опыта, как на это указывают российские политологи.

3. Трудовой кодекс сократил ряд гарантий, имевших место в ранее действовавшем КЗоТе у работающих женщин-матерей (одиноких отцов),— дополнительные гарантии их права на труд, что противоречит п. 2 ст. 55 Конституции РФ и международно-правовым актам по защите материнства. Нет в нем и норм об обеспечении занятости.

Ныне резко возрастает роль индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений путем заключения трудового договора. Новый Кодекс позволяет при поступлении на работу сторонам трудового договора договариваться о любых условиях труда, лишь бы они не ухудшали положение работника по сравнению с действующим законодательством. Но трудовой договор не является источником права. Это акт индивидуального применения трудового законодательства к конкретному работнику.

11. Общая характеристика Федерального закона «О профессио­нальных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

6 глав, 33 статьи.

глава i. общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

глава ii. основные права профсоюзов

глава iii. гарантии прав профсоюзов

глава iv. защита прав профсоюзов

глава v. ответственность профсоюзов

глава vi. заключительные положения

12. Общая характеристика Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 01.07.2011) "О занятости населения в Российской Федерации"

6 глав, 37 статей.

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

глава i. общие положения

глава ii. права граждан в области занятости

глава iii. гарантии государства в области занятости

глава iv. регулирование и организация занятости населения

глава v. участие работодателей в обеспечении занятости населения

глава vi. социальные гарантии и компенсации

13. Локальные нормы как источники трудового права.

Издаются руководителем организации в пределах полномочий. Действуют в рамках организации. Могут издаваться и физическим лицом.

Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

14. Общее и специальное законодательство о труде. Единство и дифференциация в правовом регулировании трудовых отношений. Факторы дифференциации.

Единство трудового права отражается в его общих конституционных принципах, в единых основных трудовых правах и обязанностях работников (ст. 21 ТК) и работодателей (ст. 22 ТК), в общих положениях гл. I ТК, в общих нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию России (ТК и др.) и на всех работников, где бы и кем бы они ни работали.

Термин «общая норма» означает распространение ее на всех работников. Термин «специальная норма» отражает дифференциацию (т. е. различие) в правовом регулировании труда некоторых категорий работников.

Дифференциация в правовом регулировании труда (дифференциация трудового права) проводится по следующим учитываемым законодателем при нормотворчестве устойчивым шести факторам (основаниям):

а) вредность и тяжесть условий труда. При этом установлены сокращенное рабочее время, дополнительные отпуска, повышенная оплата труда;

б) климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему местностей;

в) физиологические особенности женского организма, его материнская функция. Принимается во внимание возрастающая социальная роль матери в воспитании малолетних детей. Стали учитываться и семейные обязанности трудящихся в соответствии с Конвенцией МОТ № 156 (1981 г.) «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями»;

г) психофизиологические особенности неокрепшего организма и характер подростков, необходимость продолжения ими образования без отрыва от производства. Учитываются также инвалидность, пенсионный возраст работника. Основания, изложенные в п. «в» и «г»,— это субъектная дифференциация;

д) специфика трудовой связи и характер труда (сезонные, временные работники, государственные служащие, руководители);

е) особенности труда в данной отрасли, значение отрасли народного хозяйства (отраслевая дифференциация норм).

Все нормы дифференциации — это специальные (в отличие от общих) нормы, позволяющие разным категориям работников равно с другими осуществлять основные трудовые права и обязанности.

Все специальные нормы дифференциации могут содержаться и в общих актах (например, разд. XII «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» ТК РФ —ст. 251-351, т.е. сто статей или почти четвертая часть всего Кодекса посвящена им). Специальные нормы могут составлять отдельный специальный акт (например, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации » от 26 июня 1992 г. в ред. Федерального закона от 21 июня 1995 г., Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.).

Специальные нормы могут быть трех видов: нормы-льготы, нормы-изъятия (ограничивающие права против общих) и нормы-приспособления (например, в отраслевой дифференциации с учетом условий труда в данной отрасли народного хозяйства). Единство и дифференциация правового регулирования труда отражаются во всех институтах трудового права.

В правовом регулировании труда в централизованном методе расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные (предписывающие поведение). Императивная, централизованная норма общеобязательна, а диспозитивная рекомендательная закрепляет в централизованном порядке или несколько вариантов поведения, или лишь устанавливает основы этого поведения и дает возможность самим сторонам трудового отношения определить с учетом особенностей производства свое поведение и условия труда. Положения о дозволительности, получающие все более полное развитие в новейшем российском трудовом законодательстве, касаются и свободы действий, инициативы субъектов трудового права — работников, работодателей и других лиц. При этом трудовой коллектив и работодатель воздействуют на поведение работника по-разному: через свои представительные органы, посредством индивидуальных и коллективных соглашений и договоров, принятия совместных решений по некоторым вопросам организации и оплаты труда и т. д. Они широко используют материальные и моральные стимулы к качественной и производительной работе. Это закрепляется в локальных источниках трудового права, а также в индивидуальных договорах и соглашениях о труде.

Итак, комплекс указанных шести специфических способов правового регулирования в совокупности является методом трудового права. Метод трудового права изменяется и это закономерно. Было бы неправильно рассматривать его как нечто застывшее, раз и навсегда установленное законодателем. Дальнейшее обогащение метода трудового права будет усиливать правовую защищенность работника и организации, эффективность норм трудового законодательства.

15. Значение руководящих постановлений высших судебных органов в применении норм трудового законодательства.

Для правоприменительной практики норм трудового законодательства и его совершенствования большое значение имеют решения Конституционного Суда РФ и руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ по трудовым делам.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ по трудовым делам не являются источником трудового права, так как согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики. Следовательно, он не правотворческий, а правоприменительный орган. Но его постановления разъясняющего характера имеют большое значение для единообразного применения норм трудового законодательства, поскольку разъясняют судам, как надо применять конкретные нормы. Такие разъяснения могут восполнить и имеющиеся пробелы в трудовом законодательстве.

Официально не являются источниками права, но имеют огромное значения, устраняют пробелы, дают толкование норм закона, способствуют единообразному применению.

Постановление Конституционного Суда от 15 марта 2005 г.

Постановления Пленума Верховного Суда.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю"

16. Принципы трудового права.

руководящие начала, исходные положения, которые кратко отражают суть законодательства и получают дальнейшее развитие в правовых нормах трудового кодекса.

(1) общеправовые — в нормах всех отраслей — законности, равенства перед законом и судом, гуманности

(2) межотраслевые — характерные для смежных отраслей — свободы заключения договора

(3) отраслевые — характерные для трудового права. Впервые закреплены в Кодексе, ст.2.

(4) внутриотраслевые — принципы отдельных институтов трудового права.

Отражают суть всего трудового законодательства.

Определяют политику государства в области труда.

Направляют развитие трудового законодательства.

Играют большую роль в правоприменительной практике

Гарантии

Конвенция МОТ № 135 о защите прав представителей трудящихся на предприятии

ст. 374 — 376 ТК:

1. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы

Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 2, 3 или 5 части первой статьи 81 настоящего Кодекса руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, — также на время краткосрочной профсоюзной учебы.

2. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам

после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя.

При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года.

При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.

3. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа

Статья 377. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации

Ответственность за нарушение прав профсоюзов — дисциплинарная (ст.192 — 193) и административная (5.27 КоАП).

Профсоюз не имеет обязанностей перед другими соц партнерами.

С. 41 ТК

ст. 417

27. Понятие и система правоотношений в трудовом праве.

Предмет трудового права:

1. труд наемный

2. зависимый

3. коллективный

Отношения:

→ по применению труда непосредственно в сфере производства

→ отношения вне сферы производства

→ допроизводственные

→ послепроизводственные

Отношения: личные, имущественные, организационно-управленческие, индивидуальные и коллективные, процессуальн<

Наши рекомендации