Военные суды. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»
Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды.
Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Гарнизонные военные суды действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.
Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судебные составы.
Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.
Количество военных судов и численность судей устанавливаются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Создаются и упраздняются военные суды федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность их судей устанавливаются Верховным Судом РФ.
Общие и специальные задачи военных судов
Общими задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:
• нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
• нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
• нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Специальные задачи военных судов закреплены в федеральном процессуальном законе. Согласно ст. 2 УПК, ст. 2 ГПК и ст. 1 КоАП военные суды, как и любые иные суды общей юрисдикции должны решать задачи:
• быстрого и полного раскрытия преступлений;
• изобличения виновных;
• правильного применения закона;
• правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Компетенция военных судов
Военные суды осуществляют правосудие в первой, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Им подсудны:
• гражданские и административные дела о защите нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
• дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также уволенные с военной службы и прошедшие военные сборы, если преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;
• дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
Помимо того, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, военные суды рассматривают и разрешают жалобы на применение к ним органом предварительного расследования или прокурором заключения под стражу, а равно на последующее продление сроков содержания под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения.
В соответствии со ст. 23, 25 Конституции РФ военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
По общему правилу, когда военные суды дислоцируются за пределами Российской Федерации, им подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации"
Устанавливается, что военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В составе Верховного Суда РФ действует Военная коллегия, которая является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Судьей военного суда может быть гражданин РФ, старше 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нормы закона, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу со дня вступления в силу соответствующего федерального уголовно-процессуального закона.
Суды для несовершеннолетних
Ювенальным (детским) называется суд, который в пределах своей компетенции рассматривает уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний. К основным задачам ювенальных судов относятся защита детей и их реабилитация.
В ювенальном суде рассматриваются вопросы:
• детской безнадзорности;
• статусных правонарушений;
• уголовных преступлений.
В 2001 году в Ростовской области запущен пилотный проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», направленный на создание ювенальных судов.
В 2003 году в Ростовском областном суде образован специальный судебный состав по делам несовершеннолетних в судебной коллегии по уголовным делам, рассматривающий дела несовершеннолетних в кассационном порядке.
В марте 2004 года в Таганроге открыт первый в России ювенальный суд. По существу замысел ограничился выделением специальных судей для несовершеннолетних, находящихся в отдельном здании. Особенностями работы суда явилось активное привлечение к участию в судебных заседаниях детей.
24)
Арбитражные суды
Арбитражный суд - орган судебной власти, занимающийся рассмотрением споров, связанных с профессиональным участием в гражданском обороте, в частности, связанных с предпринимательской деятельностью, и некоторых других категорий споров, отнесённых к его компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Арбитражные суды, действующие в Российской Федерации в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. В соответствие с законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений.
Задачи
• Защита охраняемых законом прав и интересов организаций и граждан.
• Единообразное и правильное применение законодательства.
• Содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.
Функции
• разрешение споров, возникающих в процессе реализации предпринимательской и иной экономической деятельности;
• ведение статистического учета и осуществление анализа статистических данных о своей деятельности;
• предупреждение нарушения законодательства в экономической сфере жизни общества;
• установление и реализация международных связей и контактов в установленном законом порядке.