Особенности статуса и регулирования деятельности гражданина как индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (при условии государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя). Предпринимателем также признается глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 23 ГК к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, других правовых актов или существа правоотношения. Закон прямо не устанавливает возраст, начиная с которого граждане могут заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью. Однако в связи с тем, что индивидуальная предпринимательская деятельность обычно осуществляется лично, для занятия ею гражданин должен обладать полной гражданской дееспособностью, за исключением случаев, когда закон допускает осуществление предпринимательской деятельности до достижения 18 лет (например, с согласия родителей, начиная с 16 лет, в соответствии со ст. 27 ГК).

25.Участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований во внутреннем и внешнем гражданском обороте.

Вещные отношения:

· особые основания для приобретения права собственности (национализация, реквизиция, конфискация, получение налогов и сборов, получение дохода от использования имущества которое находится исключительно в публичной собственности).

· особые способы прекращения вещных прав (приватизация)

· исключительные объекты права публичной собственности (недра, вещи изъятые из оборота, объекты отнесенные к народному достоянию)

· публично-правовые образования в праве передать имущество коммерческим и некоммерческим организациям на особых вещных права (право хозяйственного ведения и право оперативного управления)

Обязательственные отношения:

· при заключении договоров на выполнение работ, оказание услуг, поставку товаров расходование бюджетных средств осуществляется в порядке предусмотренным бюджетным кодексом РФ; договор заключается исключительно на торгах

· публично-правовые образования несут ответственность за вред, причиненный ими, их государственными органами и их должностными лицами.

Корпоративные отношения:

· публично-правовое образование осуществляет контроль за деятельностью некоммерческих организаций в которых участвует через наделенных полномочиями государственных служащих

Наследственные отношения:

· публично-правовые образования могут наследовать по закону (вымороченное имущество), так и по завещанию.

Отношения интеллектуальной собственности:

· автором объектов интеллектуальной собственности публично-правовые образования не являются, но могут быть правообладателем.

Внешний оборот:

· во внешних отношениях публично-правовые образования (РФ) пользуются иммунитетом, т.е. защитой от действий иностранного права:

1. судебный иммунитет – без согласия публично-правового образования иностранный суд дело не рассматривает.

2. от предварительного обеспечения исков – предварительное обеспечение иска невозможно без согласия государства, к которому предъявлено требование.

3. от принудительного исполнения судебного решения.

В зависимости от возможности воспользоваться иммунитетом теория права выделяет:

1) абсолютный иммунитет (существует всегда)

2) ограниченный иммунитет – иммунитет государства распространяется только на те отношения, в которых осуществляются его публичные функции.

Публично-правовые образования участвуют в имущественных отношениях через уполномоченные органы, либо уполномоченных лиц:

- государственные органы общей компетенции (президент, правительство, законодательное собрание РФ)

- государственные органы специальной компетенции:

1. федеральная регистрационная служба – регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрация НПА, надзор в сфере регистрации актов гражданского состояния, адвокатуру, нотариата.

2. федеральная служба страхового надзора

3. федеральная служба судебных приставов

4. федеральное агентство по управлению государственным имуществом – функции собственника

5. федеральное казначейство – распоряжение финансами.

- уполномоченные должностные лица, юридические лица, осуществляющие полномочия от имени публично-правового образования.

26.Понятие и признаки государственных и муниципальных образований как субъектов гражданского права. Источники правового регулирования отношений с участием этих субъектов.

Наши рекомендации