Предмет, метод и периодизация истории г и п з/с

Предмет, метод и периодизация истории г и п з/с

ИГиП решают свою задачу историческим методом, т.е. изучают вопросы о происхождении и развитии гос-ва и права в каждой отдельной стране во всех стадиях этого процесса в порядке хронологической последовательности.

Предметом ИГиП З/С яв-ся процесс возник-я, образ-я, и развития гос-ва и права у народов, живших и живущих за пределами РФ, в определенной конкретно-историч. обстановке, в каждой отдельной стране в порядке хронолог. послед-ти.

Метод- совокупность средств и приемов и способов с помощью которых изучается предмет.

Методы:

1 Диалектический метод (взаимосвязь)

Диалектика – наука о взаимосвязи, взаимовлияния и развития различных явлений природы и общества.

2 Сравнительно-исторический

3 Анализ, синтез

1) воз-е г. и п. (основные этапы в развитии первоб-общин. строя)

2) история г. и п. в рабовлад. общ-ве.

3) история г. и п.в феодал.

4) история г. и п. капитализма

5) история эпохи перехода от капитализма к социализму

Не существует общепринятой периодизации всеобщей истории государства и права. С позиции “западного мира”, для которой характерен европоцентризм, принято говорить о следующих исторических эпохах:

- первобытное общество; (40000 до н.э)

- древний мир; (3000 до н.э)

- средние века; (5 в н.э)

- новое время; (17 век)

- новейшее время. (Начало 20 века)

Исторические условия возникновения и особенности обще-го строя древневосточных гос-в.

Египет, Вавилон, и др. страны древневосточных гос-в представляют собой общества рабовладельческие, в котором классовым делением было деление на рабовладе-цев и рабов. Рабство в Египте, Вавилоне, Индии, Китае имело свои особенности. Это рабство было при ещё не изжитых полностью общинных отношениях, при господстве гос-ой и общинной собственности на землю. Кроме того, оно ещё не утратило некотор-е черты, свойственные ему при патриархальном быте.

В странах Египта, Вавилона и др. стран древ. Востока –земля –основное условие произ-ва – становиться госсобственностью и сохраняется в руках сельских общин

Общие черты государств Древнего Востока:

- одинаковое географическое положение: все государства Древнего Востока находятся в одном поясе – тропики или субтропики

- все государства расположены вдоль берегов рек

- все страны Др Востока были сельскохозяйственными

- наличие разветвленной системы ирригационных сооружений (искусственного орошения полей)

- существование сельской общины и общинной собственности

- все гос-ва развивались как рабовладельческие

- древневосточная деспотия (в форме монархии, во главе единоличный правитель) возникает там, где экономические, культурные и политические достижения общества начинают использоваться в интересах жестко-централизованного государства с разветвленным бюрократическим аппаратом, такая система всегда носит тоталитарный характер (всеобъемлющий, всеохватывающий контроль государства над всеми проявлениями жизни общества)

Особенности стран Древнего Востока:

- чем более экономически было развито государство, тем менее деспотичным было положение главы государства, и наоборот

- наличие кастовости:

в Древней Индии 4 касты:

· брахманы,

· кшатрии,

· вайшьи,

· шудры

отдельно шли неприкасаемые

в Древнем Вавилоне:

· авилум – «мужчина, человек», им принадлежали все гражданские и политические права;

· мушкенум - «бьющий челом» - им принадлежали все гражданские, но , высших должностей не занимают;

· тамкары - «торговые посредники» - обладают гражданскими правами, но должностей никаких не занимают; рабы – государственные, общинные, частновладельческие

- рабы дедились на гос-ых, общинных и частновладельческих

- положение женщины в обществе: наиболее высокое положение женщина занимала в Древнем Египте, наиболее низкое – в Китае и Индии)

Законы МАНУ.

Источник права – обычай. Представляют обширный свод религиозных, эстетических и юридических наставлений. Эти наставления делятся на три группы: 1) различные предписания брахманов; 2) нормы, регулирующие орг-ю гос-ой власти и взаимоотношения её с гражданами, третью – нормы гражд-го и уголовного законодат-ва. Законы МАНУ, будучи составленные в период острой борьбы между брахманизмом и буддизмом, отражают эту б/бу. С утверждением рабовлад-их отношений в Индии все население её делилось по варнам с определенными для каждой из них наследственными правами и обязанностями. Правовой формализм.

Брахманы –привилегированная Варна, высокое положение в общ-ве, монополизировали право толковать законы, давать советы другим представителям Варн.

Кшатрии- правящая Варна (царь, все представители аппарата управления страной). Законы МАНУ возглавляли на членов этой Варны обязанность «охранять » подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды, поддерживать порядок в общ-ве.

Вайшии –обширная Варна , состоящая из всех свободных общинников, не вошедших в первые две Варны : земледельцы, ремесленники, торговцы, на плечах которых лежала обязанность пропитать себя и других.

Шудры –низшая Варна, Законы МАНУ – предписывали обязанность обслуживать со смирением высшие Варны.

Рабы – законы МАНУ упоминают о нескольких разрядах рабов. Рабство носило патриархальный характер, основную массу составляли крестьяне-общинники.

В законах Ману о праве собственности упоминается главным образом о том, что судебные органы гос-ва рассматривают споры о границах между общинами. 7 правомерных способов приобретения собственности: 1) получение наследства; 2) находка; 3) покупка; 4) добыча; 5) ссуда под проценты; 6) исполнение работы; 7) получение подарков от добродетельных людей.

Право собственности приобреталось также в результате давности владения. Если соб-к вещи не требовал её от добросовестного владельца в течении 10 лет, он терял на неё всякое право и не мог требовать её возврата.

Выморочное имущество представителей трёх низших каст переходило к царю. Част.соб-ть – защищалась от всякого неправомерного посягательства суровыми мерами, охранялась –царём.

Обязательственное право. В законах МАНУ ничего не говориться о формах заключения договоров. Предполагают, что сделки заключались устно в присутствии свидетелей. Купля-продажа –объектами этого договора –любые движимые вещи надлежащего качества, объема, веса. Продавец –только собственник вещи. При заключении договора к-п требовалось, чтобы объект договора был «под рукой» и чтобы были известны покупателю все его недостатки. Заем –займодатель передавал вещь займополучателю в собственность, последний обязан был возвратить займодателю вещи того же рода и качества с % или без % (максимальный % для каждой варны свой). Главными объектами –деньги и продукты с/х.

Уголовное – Различает умысел, рецедив, тяжесть. Большое значение Варна. Вора можно убить на месте. Различает кражу и разбой

Обязательства из причинения вреда. –возникали из причинения вреда имуществу другого. Пастух обязан был возместить хозяину потерю животного, если не мог доказать, что старался предупредить потерю. В законах МАНУ подробно регламентировалось ответ-ть за причиненный вред при проезде по городам. За вред, который был причинен другому лицу при движении повозки, отвечал не только кучер, но и хозяин повозки.

Не может считаться действительной сделка, которая заключена с безумным, малолетним, одряхлевшим, пьяным. Недействительна и такая сделка, которая заключена с применением насилия или обмана.

Наследственное право. делится между всеми сыновьями поровну. Дочкам – в качестве преданного.

Брак и семья. В Законах МАНУ –упоминается о нескольких формах брака, распространённые были такие, когда женщина приобреталась мужчиной подобно вещи. Передача девушки жениху её отцом –влекла за собой важные правовые последствия, -власть жениха над невестой. Браки заключаются по воле родителей, но когда умирает муж, вдова, по обычаю, становится женой деверя; муж, потерявший жену, женится на ее сестре.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Основная отрасль экономики – земледелие. Широкое развитетие – ремесла, торговля и денеж отношень. Ведение хозяйства небольшой семьей. Об-во и гос-во – рабовладельческое. Промежуточное положение между рабовладельцами и рабами - свободные общинники. Господствующий класс иньского общества складывается в основном из потомков родовой знати, возглавляемых семей­ством (родом) вана — правителя, из жреческой аристократии, чиновников, военачальников и т. д. Рабами владеет не только гос-во но и частные лица. Рабы полность бесправны (можно безнаказанно убивать сжигать, клеймить и т.д.). Источник рабства – военный плен, продажа за долги, продажа детей их родителями, за преступление против собственности и господствующ класса. Основная масса свободного населения — крестьяне-общинники. Вся земля в собственности Вана (Царя). За пользование землей платили натуральный налог. Орудия труда, дома, рабы – в частной собственности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Ван- вся власть (Обожествленный, одноверменно верховный жрец, командующий армией и высший судья). На главные должности Ван назначал свою родню, более мелкие должности – профессиональные чиновники (Судьи, писцы и т.д.)

Чжоу.В 12 веке до н.э. рабы убегают от хозяев присоединяются к свободным общинникам, образуют отряды и нападают на города. Падает военнная сила гос-ва в рез-тате чего Власть захватывают, угнетаемые до этого, Племена Чжоу.

Общественный строй. Дальнейшее развитие земледелия. Появляется частная собственность на землю. Масштабное использование раб(можно дарить, менять, продавать) труда, из за чего ухудшилось положение мелких общинников (переходят в разряд безземельных арендаторов, работающих на землевладельца, их выгоняют на равне с рабами на строительство укреплений, застав отбывать воинскую повинность и т.д.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Центральные органы власти. Ван причисляется к богам. 3 Ведомства(возглавлялись высшими сановниками): Армия, земледелие, сбор налогов и даней. Строгое разделение чиновников по рангам. Беспрекословное послушание маладших старшим – важнейший принцип права и морали во всех областях (гос управлениии, семье)

Местные органы власти. Гос-во состояло из основной территории и массы завоеванных земель, во главе этих земель стояли наместники Вана (родня) и они фактически были Царкями: имели совю армию, широкие полномочия. Платили налоги Вану.

Цинь. В конце VIII века до н. э. гос-во Чжоу происходит разробленность в рез-тате которой Циньское княжество выходит победителем в борьбе за власть и основывает новое царство (Цинь) (III в. до н. э.).

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Освоение новых земель, развивается ирригация, и ремесла (строительное, текстильное и т.д). Значительно увеличевается кол-во крупных городов. Зарождаются феодальные отношения . Гос земли, стали переходить в собственность к людям, которые их использовали. Разложение сельских общин, взыскание налога с отдельной семьи.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Административная и военная реформы Шана Яна. Административная: 1) Разбив страны на десятки уездов по территориальному признаку. 2) Организация населения по принципу 5-10 дворок, круговая порука, ответственность за преступление одного – несли все. Военная: 1) Принцип пятерок и десяток, круговая порука, за одного наказывали всех. 2) Аристокартом можно стать за военные заслуги, или купить звание. 3) Большая роль богатства чем происхождения

Земельная и финансовая реформы Шан Яна. НалогиРазрыв общины (запрет на сожительство нескольких поколений в одном доме). Единство гражданства, единая монета и мера весов.

Законы Хаммурапи.

Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э. Эти законы были выбиты на большом столбе. Закон состоит из трёх частей: право, основная часть (содержание), эпилог. Входят 282 статей. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Право собственности

Собственность на землю: гос-ва, община, частная. Также частная соб на: дома, сады, рабов и т.д

а) Имущество и л к у. Участки чиновников и войнов (данные им за службу), которые нельзя продавать и передавать по наследству (исключение: сыну при продолж службы отца)

б) Общинная собственность на землю. Сохранялась из за необходимости ирригации.

Обязательственное право.

Виды договоров:

1)Купля-продажа и мена. ( земли, постройки, рабы, дети, сады и т.д). Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи.Акты не устанавливали обязательств, а фиксировали волю сторон о передачи права собственности.

2)Имущественный наем.(земли, сады, жилища, повозки, животные, рабы) Законы устанавливают не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае порчи или гибели нанятого имущества

3) Личный наем. Кроме сельскохозяйственных рабочих, нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяют порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда (например, врача в случае смерти больного).

4) Заем. Процве­тало ростовщичество, вызывая полное разорение задолжавших крестьян и их обращение в рабство.

5) Поклажа. –договор хранения вещей. На хранение отдавали деньги, зерно, финики, рабов, металлы, документы. Заключался д-р при свидетелях, за недостачу зерна, принявший обязан был возместить вдвойне

Семейное право. З а к л ю ч е н и е б р а к а вВавилоне по договору(иначе не дествителен).Возможны браки с рабами, при разводе и наследовании им-во раба переходило его хозяину, дети от такого брака – свободные.

Наследственное право.

Без наследства: по нисходящей и боковой линиям. О завещаниях упоминаний нет, но наследодатель мог создать преимущество кому-то, в ущерб остальным.

Уголовное право. Нет упоминай о кровной мести. Пережитком перво-общин. строя –принцип талиона, «равным за равное» (око за око, зуб за зуб, перелом кости за перелом кости), а также штрафы в пользу потерпевшего.

Наказания: смертная казнь (применяется весьма широко, практически за любую кражу), членовредительные наказания, телес­ные наказания, наложение знака бесчестия, изгнание из родной местности или из родного дома, денежные взыскания, наконец, увольнение от должности с вос­прещением занимать ее в будущем.

Политическое значение.

Процесс разложения первобытнообщинного строя и образо­вания государства в Афинах, начавшийся еще в гомеровское время, завершился в VII—VI вв. до н. э. Первым шагам к образованию Афинского, государства были реформы, Тезея. При Тезее произошло объединение отдельных племенных посе­лений в одно целое с центром в Афинах, Это повлекло за собой учреждение в Афинах центрального правления с передачей ему части дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен; тогда же об­разовалось общее афинское право, в результате чего инопле­менник уже не был лишен всякой защиты, находясь на территории чужого племени, как это было раньше. Весь народ был разделен на три группы независимо от существовавшего деле­ния на роды, фратрии и племена — на эвпатридов (бла­городных), геоморов (земледельцев), и демиургов (ремесленников). При этом эвпатридам предоставлено было исключительное право на замещение должностей. Появление должности архонта(выбираемый на год правитель). Дальнейший шаг к образова­нию государства состоял в уничтожении власти базилевса в ее прежнем значении.

РЕФОРМЫ ОСНОВНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: СОЛОНА, КЛИСФЕНА,ЭФИАЛЬТА,

Афинский архонт Солон запретил своими реформами долговое рабство Афинян (теперь рабы – только иноземцы), и вернул бывших рабов на родину. Уничтожение наследственных привилегий знати, ввод привилегии на имущество. Богатые теперь могли участвовать в управлении гос-вом. Деление граждан на 4 разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие - феты – были зачислены в один четвертый и последний разряд. Высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. В Собрании каждый имел право высказаться и каждый вопрос тщательно обсуждался. Были созданы два новых органа:совет четырехсот и так называемая гелиэя – суд присяжных. Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага (союз архонтов) . Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. В народном собрании участвовали все разряды свободного населения. В 509 г. до н. э. аристократ Клисфен инициирует реформы, которыми были ликвидированы старые племена. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделение. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории (тритии) - городскую,прибрежную и земледельческую. Клисфену принадлежит изобретение остракизма (изгнание из государства как мера превентивного наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане).В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан-ремесленников, купцов. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек откаждой новой филы.

Политическое значение.

Современная историография относит образование Рима к седьмому веку до н.э. Именно к началу этого века завершается процесс слияния нескольких поселений в одну крупную общину, которая, в дальнейшем, получит название «Рим».

Этапы:

1 Разложение родового строя и образование рабовладельческого государства (переходный или царский, 754-510 гг. до н.э.)

2 Период республики (509 – 27 гг. до н.э.)

3 Период империи (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.)

а) принципат (27 г. до н.э. - 284 г. н.э.)

б) доминат (284 – 476 гг. н.э.)

Военная демократия. Выделялись знатные фамилии, из их среды выходят военные начальники, городские магистраты(им приписывалось божественное происхождение). Роды, курии, племена и союзы племен собирались на народное собрание , где решали компетентные для них дела: наследственные, судебные споры, приговоры и т.д. Как член рода и племени римский гражданин: 1) являлся участником общей земельной собственности в виде выделенного ему и его семье надела; 2) получал право на наследование надела и родового имущества вообще; 3) мог требовать себе от рода и помощи и должной защиты; 4) участвовал в общих религиозных празднествах и т. п. В свою очередь курия, племя и союз племен в целом могли требовать от каждого гражданина исполнения его военных и других публичных обязанностей.. Главы родов составляли совет старейшин, или сенат, который с течением времени приобрел значение главной правительственной власти. Сенат имел право предварительного обсуждения всех тех дел, которые выносились на решение Народного собрания. Он же ведал многими текущими делами по управлению Римом. Всего сенат насчитывал сначала 100, затем 300 сенаторов. По куриям же производилось и голосование. Главой римской общины, ее гражданским управителем • и верховным военачальником был рекс. Общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима. По своим подразделениям оно строилось и голосовало.С древнейших времен население Рима составляли две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, составившие римскую общину, и их антагонисты — плебеи.(чужаки, инородцы). Они стояли вне римской общины и потому не могли принимать участия в ее управлении. Занимались ремеслами и торговлей. Плебеи были лично свободны, несли военную службу, платили налоги. Торговое и ремесленное .богатство сосредоточивалось в их руках: гордый своим происхождением, патриций считал унизительным любое занятие, кроме земледелия, политической деятельности, военной службы. Самым тяжелым было положение рабов. Господину не воспрещалось убийство раба. Среди рабов царила массовая смертность от изнурительной работы, побоев, болезней. Реформы Сервия Туллия. С течением времени и приростом населения земельный городской фонд был изчерпан и Рим обратился к политике завоеваний. Плебеи не были допущены к дележу захваченных территорий. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.

Первая из них – Реформа Тулия. В ходе реформы все римляне, т. е. как патриции, так и плебеи, были разделены по имущественному принципу. В основу деления были положены размер земельного участка и количество скота, которым владел глава семьи. В IV в. до н. э. с появлением денег вводится денежная оценка имущества. В соответствии с реформой все римляне были разделены на 193 сотни — центурии. Те, чье имущество достигало 100 тыс. ассов (за один асе можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий1. Самые богатые, чье имущество превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство — 98 голосов из 193. Второй класс граждан с цензом в 75 тыс. ассов объединился в 22 центурии, третий класс с цензом в 50 тыс. ассов — в 20 центурий и т. д. Пролетарии, т. е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям (центуриатным комициям). Каждая из них имела один голос. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения. Таким образом, было положено начало господству богатых и знатных независимо от того, были они патрициями или плебеями. Наряду с этим к несомненной выгоде плебеев было введено еще одно важное новшество — территория города была разбита на четыре округа — трибы, что являлось (в более общем плане) свидетельством победы принципа территориального деления населения над родоплеменным. Городские трибы имели некоторые политические права и самоуправление. Реформа Сервия Туллия разрушила общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное, как справедливо писал Ф. Энгельс, на имущественном различии и территориальном делении. После устранения должности рекса как главы государства Рим стал республиканским.

Республика в Древнем Риме.

1. Общие понятия. Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на периоды ранней республи­ки и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось произ­водство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократиче­ские черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Общественный строй Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тре­мя статусами: свободы, гражданства, семьи.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

• имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

• мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. Рабство государ и частное считались вещью. К последним примыкала городская беднота. Рабы были государственные и частные. В период республики они пре­вращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республиканского периода полу­чила распространение самопродажа в рабство. Власть хозяина над рабом была неограниченной. По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граж­дан и иностранцев (перегринов).

Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - завоеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были из­бирать себе покровителей - патронов. Перегри­ны несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные сословия - нобилей и всадников. Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в результате слия­ния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение. Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и сред­них землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской право­способностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домо­владыки.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение уча­ствовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

3. Государственный строй Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три виданародных собраний:

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие приня­тие решений преобладающих аристократических и богатых кругов ра­бовладельцев.

Ккаждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное ко­личество центурий - по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компетенцию центуриатного собрания входило принятие зако­нов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, прето­ров, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на пригово­ры к смертной казни (судебная функция).

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограни­ченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кро­ме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Действительно важное значение в государственном механизме Римс­кой республики игралсенат. Раз в пять лет цензоры (специальные долж­ностные лица, распределявшие граждан по центуриям и трибам) со­ставляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат орга­ном, независимым от воли большинства свободных граждан. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномо­чия входили функции:

• законодательные - он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты; |

• финансовые - в распоряжении сената находилась казна государства,он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;

• по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу;

• внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовалисьмагистратурами.

Магистратуры делились на:

• ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

• экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.

Магистратуры замещались по следующим принципам:

• выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями;

• срочность - один год (за исключением диктатора);

• коллегиальность;

• безвозмездность;

• ответственность.

Принципат и Доминат.

Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цезарем и окон­чательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н.э.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики: созываются народные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народ­ные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского госу­дарственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была со­средоточена в руках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важнейшие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ограничен­ными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходилиотпринцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце прин­ципата общепризнанным становится правило: "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.

В эпоху принципата завершился процесс превращения государства изоргана римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

• сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской империи нобили зани­мали доминирующее положение как в обществе, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владе­ния, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Августе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратил­ся в сенаторское сословие, пополняемое за счет сановников, выдвинувшихся на государственной службе;

• сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой знати и сред­них землевладельцев. Из их среды выходили ответственные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуще­ствляли управление городами империи.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны латифундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-издольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от землевладельцев, которые заменяют им и ме­стную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикреп­ляются к земле и теряют возможность освободиться.

На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Эко­номическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии - земель­ные участки, за которые хозяину следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая.

Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жа­лованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Ко­мандный состав армии комплектовался, из сенаторского и всадничес­кого сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности ко­мандира сотни - центуриона.

Доминат В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, в следствии чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты вытесняются актами императора конституции. Началом Т домината считается год вступления на престол Диоклетиана.Диоклетиан окончательно закрепил за собой титул dominus – господин. Император стал открыто вести себя как монарх. Были введены сложные дворцовые церемонии.. Диоклетиан провел военную, административную, финансовую реформу, которые укрепили императорскую власть.Существенные изменения произошли в общественном строе – Рим перестал вести успешные завоевательные войны, а вел лишь оборонительные. Это привело к резкой нехватке рабской силы. Это привело к переводу большого числа рабов в категорию колонов. Колоны – рабы, посаженные на землю. Одновременно с этим к земле прикрепились и свободные земледельцы. Император издавал акты, ограничивающую свободу перехода арендатора с 1 местности в другую. Кризис торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и, следовательно, к экономической раздражительности. В период домината произошло окончательное разрушение гражданства и возникновение согл. Строя, т.е. за отдельными категориями населения был закреплен отдельный наследственно-правовой статус. Ближайшее окружение императора составило высшее сословие – императорское. Местная знать получила статус декурионов. Возникли замкнутые сословия ремесленников, купцов, военных и т.д. Император в 330 г. перевел столицу из Рима в Константинополь. Кризис западной части Римской империи привел к фактическому и формальному разделению империи на 2 самостоятельных государства – Западная Римская империя и Восточная Римская империя.

Право владения

Владение собственника –это самостоятельное право на вещь, не совпадающее с собственностью. Владелец и собственник – разные вещи. Владелец может владеть и пользоваться вещью, но не распоряжаться ей. Может существовать ситуация, где собственник вещи - одно лицо, а фактическим владельцем -другое лицо. Всякий, кто владеет вещью, не имея на то должного права, уже является владельцем незаконным.

Незаконное владение может быть незаконным-добросовестным и незаконным-недобросовестным.

Добросовестное владение – владение того, кто не знал и не должен был знать, что вещь ему не должна принадлежать.

Недобросовестное владение – владение вора и того, кто купил заведомо краденное. Всякий, кто завладел вещью открыто, без ухищрений, а собственник вещи не был известен или безвестно отсутствовал, то он признается добросовестным владельцем вещи.

Незаконный владелец может владеть, пользоваться вещью, но не имел права ею распоряжаться. Когда нет права распоряжаться, то для такой вещи устанавливается весьма неопределенный правовой режим.

Владение не может бы

Наши рекомендации