Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.

Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.

Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.

В настоящее время ученые выделяют несколько периодов:

1. Древняя Русь (X-XII вв.).

2. Период феодальной раздробленности (XII-XV вв.).

3. Период образования Русского централизованного

государства (XVI-XVII вв.).

4. Россия в период абсолютизма (XVIII - середина

XIX в.).

5. Россия в период буржуазной монархии (середина

XIX-начало XX в.).

6. Россия в период буржуазно-демократической рес-

публики (февраль-октябрь 1917 г.).

7. Создание Советского государства (октябрь

1917-1920 г.).

8. Советское государство в период нэпа

(1921-1929 гг.).

9. Период тоталитаризма (1929-июнь 1941 г.).

10. Советское государство в период ВОВ (июнь 1941 -

1945 г.).

11. Советское государство в период либерализации

общественных отношений (1953 - октябрь 1964 г.).

12. Советское государство в период кризиса социа-

лизма (1960-1990 гг.).

13. Период перестройки (апрель 1985 - декабрь

1991 г.).

14. Российская Федерация на современном этапе

Контрреформы 1880–1890 гг.

С середины 70-х гг. XIX в. Вновь возрастает крестьянское движение. 1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II. Царское правительство перешло к реакционной политике.Контрреформы 1880-1890 гг. в России - это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в. Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране при посягательствах против государственного строя или безопасности отдельных лиц состояния усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота власти передавалась генерал-губернатору, расширялись права полиции и жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные меры против правонарушителей и т. д.

В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации.Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции: осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления, руководство полицией, надзор за деятельностью волостных судов и др.Кандидаты на должность земского начальника должны были соответствовать ряду требований: иметь высшее образование, стаж работы, высокий имущественный ценз, звание потомственного дворянина. Назначение осуществлялось губернатором и подлежало утверждению министром внутренних дел.Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их численность стала сокращаться, и к 1913 г. они исчезли совсем.

В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне. Одновременно с этим во второй, городской, курии имущественный ценз был значительно повышен. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации - губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось. Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления.

В 1892 г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии.Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торговопромышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Таким образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и крупной буржуазии.Усиливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления: решения городских дум подлежали утверждению губернскими правлениями.

Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту.С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии. Определенную роль сыграло примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее случаи, при которых административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков.Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров.

В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандармов. Собранные материалы передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или принимал меры к решению дела в административном порядке.

С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием сената с участием сословных представителей.В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведены дела о печати, в 1874 г из ведения общих судов - дела о противозаконных сообществах и участии в них, в 1878 г. - дела о противодействии или сопротивлении властям. Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суды. В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.

Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.

В 1922 г. была учреждена прокуратура - как орган непосредственно обязанный стоять на страже закона. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, к-ым по должности явл-ся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчиняющихся только ему. В уезды посылались помощники губернского прокурора.

На прокуратуру возлагался надзор за законностью действий центральных и местных органов власти и управления, она возбуждала уголовные дела против должностных и частных лиц, осущ-ля надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддерживала обвинение в суде, опротестовывала приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения.

Наряду с прокуратурой возникла и адвокатура. По положению об адвокатуре, принятому в мае 1922 г., при губернских отделах юстиции предусматривалась организация коллегий защитников. На которые возлагалось обеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам, представительство сторон в гражданском процессе, оказание помощи населению – дача консультаций по юр. вопросам.

В 1922 г. были внесены большие изменения в судебнуюсис-му республик. Проводилась реорганизация всех видов судов и местных органов судебного управления. Вместо общих судов и трибуналов, к-ыесущ-ли в РСФСР, создавалась стройная, единая сис-ма из трех звеньев: народный суд, губернский суд, Верховный суд республики.

Основным звеном в судеб.сис-меявл-ся народный суд, учреждавшийся в уездах. Здесь рассматривалась основная масса уголовных и гражданских дел. Народный суд разбирал дела в составе одного судьи или судьи с двумя заседателями.

Губернский суд имел двойную компетенцию: он явл-ся первой инстанцией по некоторым важнейшим делам и выступал как кассационная инстанция для народных судов. Губерн. Суд выполнял и функции по руководству народными судами.

Верховный суд имед еще более сложную компетенцию. Он выступал в качестве первой инстанции по особо важным делам и в качестве кассационной инстанции для губернских судов. В.С. осущ-л судебный контроль над всеми судами республики. В.С. давал разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.

В ведении судов находился и следственный аппарат. В уездах действовали народные следователи. При губернских судах – старшие следователи., при Верховном суде республики – следователи по важнейшим делам.

При образовании СССР было предусмотрено создание при ЦИК Союза Верховного Суда.

Верховный суд СССР выступал как суд первой инстанции, но по очень узкой категории дел. Он давал верховным судам союзных республик разъяснения по вопросам общесоюзного законодательства. Имеющие значения обязательных. На Верховный суд СССР возлагались и опред. Функции конституционного надзора, направленные на защиту интересов как Союза, так и его членов в рамках Конституции.

Семейное право (1921-29)

Первый кодекс несовершенен и вызывал различные толкования; во втором еще больше недоразумений.

19 ноября 1926 года ВЦИК принял кодекс «О браке и семье». Главное нововведение – признание фактического брака к браку зарегистрированному. Авторы этого полагали, что такой порядок уменьшит вмешательство государства в личную жизнь и расширит свободу личности. Все правовые последствия – с момента сожительства.

Доказательства наличия фактического брака:

- факт совместного проживания и наличие общего хозяйства

- проявление супружеских отношений перед знакомыми лицами

- взаимная материальная поддержка

- взаимное воспитание детей

Большинство народа – против сожительства (разврат, многоженство)Впервые: институт общей собственности супругов. Эта общность при прекращении брака – раздел имущества (ст. 10) в зависимости от степени участия супругов в создании совместного имущества. При прекращении брака определялись алименты детям, а также нетрудоспособному супругу – в течении года, безработному – в течении 6 месяцев.

Введение института фактического брака исключало категорию внебрачных детей. Сожительство не устраняло процедуру установления отцовства.

Конституция СССР 1977 г.

Конституция (К) СССР была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г.К не вносила каких-либо кардинальных измененийв существующие общественный строй, форму государственного устройства, государственный механизм. Ее принятие было вызвано скорее идеологическими и субъективными причинами, но содержались и нововведения.

Целью деятельности Советского государства,по К, являлось создание бесклассового самоуправляемого коммунистического общества.Политическую основу государства составляли Советы народных депутатов (переименованные из Советовдепутатов трудящихся).

Экономическую основу государства составляла социалистическая собственность на средства производствав форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Подчеркивался общенародный характер государственной собственности.

К закрепляла роль Коммунистической партии в качестве руководящего звена политической системы.

Изменения, касающиеся высших органов государственной власти и управления СССР касались уточнения их полномочий и более четкого определения ихкомпетенции.Были расширены полномочия Верховного СоветаСССР, согласно К, он мог решать любые вопросы, входящие в компетенцию СССР.

Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен до 5 лет, а местных Советов - до 2,5 лет, закреплялась их обязанность регулярно отчитываться перед избирателями.

К изменила порядок формирования Совета МинистровСССР, разрешив участие в нем руководителей ведомстви других органов, уточнила и детализировала его полномочия.

К расширила систему социально-экономических и политических прав граждан (К впервые закрепляла правона жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, подачу предложенийв государственные органы об улучшении их деятельности, судебное обжалование действий должностных лиц).

К устанавливала следующую систему обязанностейграждан:соблюдать К и советские законы;уважать правила социалистического общежития;с достоинством нести высокое звание гражданинаСССР;добросовестно трудиться и соблюдать трудовую дисциплину;беречь и укреплять социалистическую собственность;оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета;бороться с расточительством и содействовать охранеобщественного порядка.

На основе К СССР были приняты соответствующиеК союзных и автономных республик.

69. Общесоюзное и российское право в 70–80-е гг. XX в.

Стабильность общественного и государственногостроя в рассматриваемый период обусловливает и устойчивое развитие советского права, для которогоне свойственны какие-либо существенные изменения, однако в связи с большим объемом нормативно-правовыхактов требуется проведение систематизации и кодификации.

Особенностью работ, проводившихся вправовойсфере, было не изменение существовавших правовыхинститутов, а закрепление, обобщение и уточнение ужедействующих.

Данные работы проводились по следующим направлениям:

1. Завершаются проводившиеся более 20 лет работыпо кодификации основных отраслей права.Надо отметить двухуровневую систему кодификации:на уровне Союза ССР принимались Основы законодательства (были приняты Основы уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, земельного, трудового, семейного, водного,лесного законодательства идр.);на уровне союзных республик принимались кодексыи отраслевые законы (в РСФСР были приняты кодекс законов о труде, брачно-семейный, земельный, водный, исправительно-трудовой кодексы, законы о здравоохранении, о народном образовании).

2. С принятием новой Конституции СССР 1977 г. возникла необходимость приведения в соответствие с нейвсей действующей системы правовых актов. В основномданная работа была завершена к 1985 г.

3. Результатом работы по систематизации на уровне СССР был Свод законов СССР, ав РСФСР - Свод законов РСФСР.

4. Проводились работы по инкорпорации законодательства, в результате которых отменялись противоречащие друг другу акты, акты, утратившие силу и ставшие составной частью других актов, устранялась множественность актов, регулирующих одни и те же общественныеотношения.

В развитии права в период перестройки исследователи выделяют два периода:

- первый (198&-1989 гг.) характеризуется попыткамипоследовательного либерального и демократического изменения и обновления действующей социалистическойправовой системы;

- второй (1990-1991 гг.) характеризуется бурными изменениями, направленными на глубокое реформирование существующей правовой системы, связанное с переходом к рыночным отношениям, возрождением частнойсобственности, разгосударствлением политическими изменениями.

С усилением центробежных сил в государственномустройстве и в развитии права наблюдается стремлениек автономии и самостоятельности законодательств союзных республик (война законов): нарушался принцип приоритета союзного законодательства перед республиканским и принцип прямого действия законов СССР на территории союзных республик.

В связи с учреждением поста Президента развиваласьсистема президентских указов, имеющих силу законов,причем как на уровне СССР, так и на уровне союзных республик.

Правотворческая деятельность направлена навнесение изменений в Конституции (СССР и республик),действующие акты и принятие новых законов вновь образованными союзными и республиканскими органами власти.

В конституционном праве РСФСР необходимо отметить принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете, 22 ноября 1991 г. – Декларацииправ и свобод человека и гражданина.

В гражданском праве на первом этапе вносятся изменения, расширяющие хозяйственные права предприятий и граждан, при сохранении социалистического уклада (законы об индивидуально-трудовой деятельности,о государственных предприятиях, об аренде, о кооперации), на втором этапе происходят кардинальные преобразования, связанные с переходом от плановой к рыночнойэкономике. Союзные законы 1990 г. о собственности и опредприятиях отменяют государственную монополию насобственность, разрешая ее существование в виде собственности советских граждан, коллективной, кооперативной, смешанной собственности.

Государственная собственность подразделялась наобщесоюзную, республиканскую и местную.Разрешались следующие виды предприятий: индивидуальное, семейное, коллективное, государственное.Закон о собственности в РСФСР наряду с государственной, муниципальной, собственностью общественныхобъединений восстановил частную собственностьбез ограничения ее размера и состава.

70. Развал СССР и образование СНГ в 1990–1991 гг.

Предпосылки распада СССР:

идеологический кризис, раскол КПСС с ее интернациональной идеологией, ее политическая недееспособность создали почву для развития идей национализмаи сепаратизма как на уровне СССР, так и внутри союзныхреспублик;

резкий переход к рыночным отношениям подорвал экономическую опору государственного единстваСССР, стержнем которой являлись плановая экономикаи централизованное распределение материально-технических ресурсов. Следствием этого стало разрушение хозяйственных связей между предприятиями различных регионов, развитие местничества. А отсутствие экономического единства ставит под сомнение единство политическое;

≪война законов≫, игнорирование общесоюзного законодательства, Конституции СССР. Союзные республикипринимают декларации о суверенитете, в которых провозглашается создание своего внутреннего законодательства, приоритетного по отношению к общесоюзному (≪парад суверенитетов≫);

приход к власти в республиках националистически настроенных сил, проводящих антисоветскую, антикоммунистическую и антирусскую политику, поддерживающих идеи сепаратизма и разжигающих межнациональные конфликты;

неспособность союзных органов власти справиться с критической ситуацией, неэффективностьпроводимых ими мер, одной из которых была попытказаключения нового Союзного договора в 1991 г.обновлению СССР («новоогаревский процесс»). Договор предполагал предоставление республикам широкихполномочий, одна из моделей: ≪сильный центр-сильныереспублики≫ или ≪сильные республики - сильный центр≫.

17 марта 1991 г. всесоюзный референдум подтвердилправо на существование СССР.

23 июля 1991 г. 9 союзных республик подписали Договор о союзе суверенных государств, по которому СССРутрачивал большую часть своих полномочий.

18 августа был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР,однакоего попытка навести порядок закончилась крахом и полностью дискредитировала общесоюзные органы.

После августовского путча три Прибалтийские республики заявили о своем выходе из состава СССР,и в сентябре 1991 г. Президент СССР признал данный фактсвоими указами.

8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о созданииСодружества Независимых Государств(≪беловежское соглашение≫).

21 декабря Алма-атинским соглашением 11 республикподдержали создание СНГ и роспуск СССР.Правопреемником СССР стала РФ.

Предмет и метод, периодизация курса истории государства и права России.

История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, развития системы в целом, отдельных отраслей, институтов и норм права.

Предметом науки истории государства и права России является изучение возникновения и развития типов и форм государства и права, институтов и механизмов государственной власти, а также правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенный исторический период.

Основными методами изучения истории государства и права России являются: исторический, сравнительный, системно-структурный, статистический, аналогия и экстраполяция.

Исторический метод подходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

Сравнительный метод заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает изучение структуры элементов, их внутренних и внешних связей, выявление системообразующих элементов.

Статистический метод используется при исследовании количественных сторон исторического процесса. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.

Умозаключение по аналогии — это вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

Экстраполяция предусматривает распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса) на другую его часть. Экстраполяция содействует прогнозированию, особенно тогда, когда объектом исследования является исторический процесс. Выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего.

В настоящее время ученые выделяют несколько периодов:

1. Древняя Русь (X-XII вв.).

2. Период феодальной раздробленности (XII-XV вв.).

3. Период образования Русского централизованного

государства (XVI-XVII вв.).

4. Россия в период абсолютизма (XVIII - середина

XIX в.).

5. Россия в период буржуазной монархии (середина

XIX-начало XX в.).

6. Россия в период буржуазно-демократической рес-

публики (февраль-октябрь 1917 г.).

7. Создание Советского государства (октябрь

1917-1920 г.).

8. Советское государство в период нэпа

(1921-1929 гг.).

9. Период тоталитаризма (1929-июнь 1941 г.).

10. Советское государство в период ВОВ (июнь 1941 -

1945 г.).

11. Советское государство в период либерализации

общественных отношений (1953 - октябрь 1964 г.).

12. Советское государство в период кризиса социа-

лизма (1960-1990 гг.).

13. Период перестройки (апрель 1985 - декабрь

1991 г.).

14. Российская Федерация на современном этапе

Наши рекомендации