Тема 3. Личность в сфере правоприменительной деятельности.
Коллоквиум – вопросы для обсуждения:
1. Понятие личности в психологической и правовой науке.
2. Теории личности.
3. Структура и содержание личности.
4. Темперамент и его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности.
5. Характер и его основные свойства и черты. Оценка их юристом.
6. Воля в структуре характера личности. Психолого-правовая оценка волеизъявления субъектов уголовного и гражданского процессов.
7. Направленность и мотивационная сфера в структуре личности субъектов уголовного и гражданского судопроизводства.
8. Ощущения как элементарная форма психического отражения.
9. Понятие, основные свойства и закономерности восприятия. Их учет при оценке доказательств.
10. Внимание и его роль в познавательной деятельности юриста.
11. Память и учет ее закономерностей в судопроизводстве.
12. Мышление и интеллект. Их значение при оценке сознания участников судопроизводства.
13. Сознание и понимание. Их психолого-правовая оценка в уголовном и гражданском праве.
14. Эмоции и чувства. Их психолого-правовая характеристика и оценка.
15. Стресс и стрессовые состояния. Их психолого-правовая оценка.
16. Аффект и его уголовно-правовое значение.
17. Психические и нравственные страдания. Их психолого-правовая характеристика и оценка.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные факторы развития личности.
2. Сформулируйте цели и укажите способы изучения личности в профессиональной деятельности юриста.
3. Раскройте содержание, соотношение и практическое значение понятий психологическая, криминологическая и криминалистическая характеристика субъекта преступления.
4. Какова природа способностей?
5. Можно ли разделить типы темперамента человека на хорошие и плохие?
6. Как темперамент влияет на формирование индивидуального стиля деятельности?
7. Как темперамент влияет на формирование характера? Что лежит в основе типологии характеров и какие типологии характера Вы знаете?
8. Какие типы акцентуаций характера представляют «опасность» с точки зрения формирования криминального поведения личности?
9. Как проявляются и какое значение в деятельности юриста имеют индивидуально-психологические особенности личности?
10. Назовите профессионально-значимые свойства и качества личности юриста.
11. Каково практическое значение психологических данных об основных свойствах познавательной сферы человека в сфере юридической деятельности?
12. В чем проявляется своеобразие требований к познавательным способностям юриста?
13. Охарактеризуйте роль эмоций и воли в регуляции поведения человека.
14. Чем определяется необходимость учета и моделирования в юридической деятельности психических состояний человека?
Темы докладов:
1. Проблема личности в профессиональной деятельности юриста.
2. Понятие и содержание визуальной психодиагностики.
3. Непреднамеренные ошибки свидетельских показаний: источники и предупреждение.
4. Исследование познавательной сферы личности как предмет исследования судебно-психологической экспертизы.
5. Учет и моделирование психических состояний человека в юридической деятельности.
6. Принципы работы полиграфа.
Практические задания:
1. Диагностика индивидуальных особенностей познавательной сферы личности: определение характеристик ощущений и восприятия; исследование особенностей приема информации, непроизвольной памяти, объема кратковременной памяти и т.д.; диагностика индивидуальных стилей мышления; измерение объема внимания, диагностика особенностей распределения и переключения внимания.
2. Выполнение упражнений, направленных на развитие познавательных процессов: отработка приемов мнемотехники; упражнений на концентрацию внимания и помехоустойчивость и т.д.
3. Диагностика эмоционально-волевых характеристик личности: настроения, тревожности, степени агрессивности, стрессоустойчивости; силы воли, субъективного контроля и т.д.
4. Выполнение упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы.
5. Знакомство со способами саморегуляции психических состояний человека и их отработка.
6. Исследование направленности и уровня притязаний личности.
7. Диагностика способностей человека: общих умственных способностей (тест «КОТ»); специальных способностей на основе исследования асимметрии мозга.
8. Диагностика индивидуальных особенностей личности: исследование типа темперамента (методика Г. Айзенка); определение типа личности (методика психогеометрической диагностики личности); определение акцентуаций характера (методика Леонгарда-Шмишека).
9. Диагностика эмоционального состояния (тест «Несуществующее животное»).
Задание для выполнения лабораторной работы:
Цель.
Получение профессиональных навыков работы с людьми.
2. Задачи:
- ознакомление с некоторыми общими паттернами поведения людей;
- изучение общих и специфических закономерностей проявления личности в процессе общения (конфликтного и бесконфликтного).
3. Задания для выполнения лабораторной работы:
3.1. Установление психологического контакта в процессе общения.
3.2. Составление сценария поведения различного типа личностей в типичных ситуациях.
3.3. Составление психологического портрета известного человека (политического или культурного деятеля, киногероя (положительного или отрицательного), др.).
Тесты:
Вопрос 1. Лица, пострадавшие в результате преступных посягательств, могут переживать следующее состояние:
А) Депрессия
Б) Эйфория
В) Воодушевление
Г) Внимательность
Д) Стенические эмоции
Вопрос 2. При определении морального вреда потерпевшему учитывается:
А) Объем финансовых потерь
Б) Разочарование
В) Страдание
Г) Недополученная прибыль
Д) Уровень его агрессивности