Социальная дееспособность субъектов частного права.
Субъектами частноправовых отношений выступает весьма широкий круг членов гражданского общества. Это могут быть граждане, юридические лица, государственные органы и муниципальные образования, обладающие правами юридического лица и даже государство в целом.
Признавая граждан и иных лиц в качестве субъектов частного права, закон абстрагируется от их индивидуальных черт, признаков. Для них устанавливается одно единственное требование – субъекты частноправовых отношений должны обладать правоспособностью, а также и дееспособностью, т. е. способностью своими действиями приобретать права и обязанности. И только в гражданском праве делается исключение в отношении детей, не достигших определенного законом возраста, а также граждан, признанных судом недееспособными. Будучи недееспособными, они все же признаются субъектами гражданского права при условии, что их имущественные права и интересы реализуют и защищают их родители или опекуны.
Однако вступающие в конкретное правоотношение лица помимо правоспособности и дееспособности должны обладать и другими социально‑правовыми качествами, в том числе: 1) свободной волей лица на вступление в правоотношение; 2) материальным или моральным интересом к объекту правоотношения; 3) четко выраженным согласием на вступление в правоотношение, реализацию соответствующих прав и надлежащее исполнение обязанностей; 4) способностью быть востребованным при любой экономической конъюнктуре;
5) наличием ресурсов, позволяющих субъектам реально и надлежащим образом выполнить свои обязательства в правоотношении.
Совокупность социально‑психологических качеств, а также иных жизненных характеристик лица, которые закон признает в качестве необходимых условий (юридических фактов) вступления этого лица в конкретные отношения, понимается как социальная дееспособность.
Важнейшим компонентом социальной дееспособности является свобода воли. Лицо, субъект частного права, формируя свою волю, действует самостоятельно, по своему усмотрению и не связан обязанностью согласовывать свои действия и поступки с другим субъектом, выполнять какие‑либо его указания. Свободно волящее лицо не зависит от другого участника правоотношения, обладает равными с ним правами и вступает в правоотношения по своему желанию. Равноправие сторон не должно нарушаться на стадии определения прав и обязанностей, которые берут на себя участники правоотношения. Договор, заключенный к явной невыгоде стороны под влиянием стечения тяжелых обстоятельств (кабальная сделка), согласно ст. 179 ГК РФ может быть признан судом недействительным по иску потерпевшего.
Действующее законодательство содержит и иные гарантии проявления подлинной свободы в правоотношении. Так, суд признает недействительной сделку, совершенную под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной. Согласно ст. 28 Кодекса о браке и семье
Российской Федерации по этим же основаниям супруг может обратиться с иском в суд с требованием признать брак недействительным, ибо, вступая в правоотношение, потерпевшая сторона была лишена возможности выразить свою подлинную волю и выступала лишь орудием выражения воли другой стороны, действующей злонамеренно и пытавшейся облечь явное правонарушение в форму легального правоотношения.
Согласие лица на вступление в конкретное правоотношение возникает при условии, что это лицо проявляет интерес к объекту правоотношения, осознает этот объект для себя как жизненно важный, необходимый и желает обладать им. Именно интерес, который преследует каждый участник правоотношения, вступая в него, и заставляет равных и автономных и порой незнакомых друг другу лиц договариваться о совместных действиях в форме правоотношения. Любые формы государственного принуждения в сфере частного права отсутствуют. Наличие принуждения в частноправовых отношениях, как уже говорилось ранее, является основанием для признания их недействительными.
Вступая в правоотношение, лицо должно не только направлять свою волю на соответствующие действия, но и четко изложить свои требования другому участнику правоотношения. Правоотношение считается заключенным, если его участники договорились по всем принципиально важным для данного отношения вопросам: дате, с которой стороны вступают в правоотношение, сроке и порядке исполнения обязанностей, объекте правоотношения и его цене, порядке заключения соглашения. В дальнейшем участники правоотношений не могут отказываться от исполнения своих обязательств в одностороннем порядке по тем мотивам, что не поняли сути предложений партнера или неточно выразили свою волю.
Для того чтобы избежать конфликтов, связанных с толкованием воли участников правоотношения на стадии его заключения, действующее законодательство прямо указывает виды соглашений, которые могут заключаться только в письменной форме. Для некоторых, наиболее сложных сделок требуется также их нотариальное удостоверение. Несоблюдение установленной законом письменной формы соглашения либо его нотариального удостоверения влечет негативные последствия для участников правоотношения, вплоть до признания соглашения недействительным.
В условиях рыночных отношений, где каждый человек выступает «товаром на рынке личностей», решающую роль играет его способность быть востребованным при любой экономической конъюнктуре, находить сферу применения своим профессиональным навыкам и умениям. Суть такой маркетинг‑ориентации американский психолог Э. Фромм определяет следующим образом: «Человек идентифицирует себя не с собой, а с тем, что другие думают о нем. Он зависит от того, как другие видят и оценивают его. Это принуждает его играть ту роль, в которой он однажды добился успеха. Престиж, положение, успех заменяют подлинное чувство идентичности. В них человек начинает видеть свою суть. Поскольку люди видят себя в качестве товара, то и других они воспринимают как товар. Они не представляют себя самих, но только той частью, которую они продают»[66].
У субъекта, который не может действовать успешно в обществе, быть востребованным в качестве творческой личности, индивидуального предпринимателя, работника по найму или в иной социально полезной роли, отсутствует фактическая (социальная) дееспособность. Будучи юридически дееспособным, субъект оказывается не способным по тем или иным социальным причинам приобретать своими действиями значительную часть прав и обязанностей, предусмотренных нормами частного права.
Одной из важнейших причин социальной недееспособности субъекта является отсутствие у него имущества или необходимых социально‑психологических качеств, с которыми закон связывает процесс возникновения правоотношений. В каждой отрасли права устанавливаются дополнительные требования к субъекту соответствующего вида правоотношений и таким образом их фактическая (социальная) дееспособность имеет более широкое содержание по сравнению с юридической трактовкой этой категории.
В числе важнейших компонентов социальной дееспособности участников гражданско‑правовых отношений выступают: 1) надлежащая материальная база, наличие необходимых сырьевых и иных ресурсов; 2) лицензия на право ведения деятельности в случаях, прямо предусмотренных законом. В трудовом праве дееспособность работников конкретизируются в их социальных качествах (профессиональные навыки и умения, сфера деятельности, состояние здоровья, возраст).
Правом заниматься предпринимательской деятельностью в равной мере наделены все лица, проживающие на территории России.
Однако далеко не все, кто желал бы заниматься такой деятельностью, реально занимаются ею. Существенным фактором, сдерживающим активность в этой сфере, является отсутствие необходимых материальных ресурсов в виде начального капитала, производственных помещений, оборудования, сырья и т. д. Наличие таких ресурсов является необходимым условием ведения предпринимательской деятельности не только на стадии ее организации, становления, но и на всех последующих стадиях. Банкротство, т. е. неспособность организации или индивидуального предпринимателя удовлетворять материальные требования кредиторов, признается одним из оснований ее ликвидации в принудительном порядке, по решению суда.
За пределами сферы гражданско‑правовых отношений остается и гражданин, не обладающий достаточными денежными средствами или иным имуществом. При полном безденежье ему становятся недоступными даже элементарные бытовые сделки в виде покупки продуктов питания и проезда в городском транспорте.
Для занятия определенными видами деятельности согласно ст. 49 ГК РФ требуется специальное разрешение компетентных органов государства (лицензия). К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Например, лицензированию подлежат такие виды деятельности, как полиграфическая, издательская, формацевтическая, охранная, деятельность по строительству зданий и сооружений. При отсутствии лицензии организация, индивидуальный предприниматель не могут осуществлять свою деятельность даже при наличии у них всех материальных ресурсов и средств производства под страхом уголовного наказания или привлечения к административной ответственности.
Социальная дееспособность личности в сфере трудовых отношений определяется прежде всего такими ее социально‑психологическими качествами, как уровень профессиональной подготовки, состояние здоровья и возраст. Именно с этими качествами КЗоТ РФ связывает реальность претензий субъекта на трудовую деятельность в соответствующей сфере.
Понятно, что наиболее сложные виды деятельности, например проектирование и конструирование, занятие юридической, управленческой, педагогической деятельностью, изготовление сложных машин, механизмов, приборов, могут осуществляться только лицами, обладающими необходимыми профессиональными навыками и умениями. Их отсутствие является одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе администрации. В процессе подбора и расстановки кадров, выявления подлинных профессионалов применяется ряд специальных приемов, в том числе тестирование, конкурс, прием на работу с испытательным сроком. Таким образом, социальная дееспособность лица, не обладающего необходимыми профессиональными навыками и умениями, оказывается значительно суженной по сравнению с его юридической дееспособностью в сфере трудовых отношений.
Общее право всех и каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, в реальной жизни, в системе общественных отношений оказываются достаточно ограниченным профессиональными навыками и умениями личности. Существенно ограничивать свободу выбора рода деятельности могут здоровье и возраст работника. Существует весьма обширный перечень работ и должностей, которые могут быть заняты только лицами, обладающим надлежащим здоровьем. Одновременно работодателю предоставляется право по своей инициативе расторгнуть трудовой договор с работником, состояние здоровья которого препятствует продолжению его трудовой деятельности на занимаемой должности или выполняемой работе. Занятие должности в сфере государственной, воинской службы и некоторых других сферах ограничивается достижением закрепленного законом возраста, как правило, 60 лет.
Социальная дееспособность работодателя характеризуется его способностью выпускать соответствующий вид продукции, обеспечивать организацию безопасного труда, исключающего производственный травматизм, и соблюдать санитарно‑гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний.
Социальная дееспособность супругов в сфере семейного права практически совпадает с их юридической дееспособностью. Закон запрещает регистрировать брак с лицом, признанным судом недееспособным вследствие психического расстройства. Однако одним из условий пребывания в браке является совместное проживание супругов либо знание о том, где находится супруг. По заявлению одного из супругов брак может быть расторгнут, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим либо осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
Изложенным не исчерпывается содержание социальной дееспособности субъектов отношений в сфере частного права. Рассмотрение этого вопроса во всей его полноте и всесторонности требует специальных исследований.