Понятие правовой политики государства.
Политика – это та сфера деятельности, где в процессе взаимодействия власти и населения реализуются основные принципы управления. Высказывание британского профессора Б. Крика как нельзя лучше характеризует современное понимание политических проблем: «Политика слишком важна, чтобы отдать ее политикам»[37]. В демократическом обществе политика не является «внутренним делом» государственного аппарата, а находится под воздействием разнообразных общественных механизмов.
Как известно, слово «политика» производно от греческого «polis», обозначающего государственные или общественные дела. Будучи объектом изучения многих общественных наук, политика исследуется также социологией и правоведением. При этом происходит расширение рамок политической социологии, которая занимается изучением конкретных политически важных групп и процессов, за счет аспектов возникновения, формального существования и развития политических институтов. Для правоведения исследование возможностей правового регулирования политических институтов также представляет очевидный интерес ввиду тесной и неразрывной связи государственных и правовых явлений.
Политика – это особая социальная деятельность, связанная с использованием рычагов публичной власти. Политика выступает в качестве процесса управления, властного распределения ценностей внутри общества, принятия значимых для общества решений. Субъектами политики являются не только государство и его органы, но и политические партии и иные общественные организации и движения, которые представляют собой устойчивые образования в рамках гражданского общества и выражают интересы определенных общественных групп.
Политика как общее направление деятельности субъектов политической системы связана с установлением в обществе особой системы ценностей, распределения общественных благ властным способом. В связи с этим особую важность приобретают характеристики этого способа. Традиционно право используется как основной, но отнюдь не единственный инструмент достижения целей элит, стоящих у власти. Активно практикуются административные, организационные меры управления. Ситуацию можно охарактеризовать как нормальную лишь в случае их непротиворечия праву. Использование же репрессивных, карательных рычагов, а также принципов Макиавелли в осуществлении политики говорит о том, что в этой ситуации «право» либо противоречит общим представлениям о должном и разумном, либо не затрагивает данных областей общественных отношений.
Политический режим показывает возможности функционирования государства в рамках целостной системы общественных институтов. Поэтому при анализе правовой политики государства так важно определить тип режима. Политический режим определяет облик политической и правовой жизни общества. Несомненно, что критерии установления ценностей в демократическом обществе отличны от критериев, используемых при тоталитарном политическом режиме. В социалистическом государстве право рассматривалось как средство политики, на которое оказывается политическое воздействие, как способ обеспечения политической власти[38]. В демократическом обществе право не рассматривается лишь как средство политики. Более того, при соотношении масштабов политического и правового решения тех или иных задач, стоящих перед государством, приоритет отдается последнему. Государство в условиях демократии все меньше претендует на роль абсолютного правотворца. Как отмечает С.С. Алексеев, лишь при демократическом режиме возможно некоторое противостояние, противоборство права и государства[39].
Можно считать исторически подтвержденной практику, когда в большинстве случаев распределительные процессы в обществе облекаются в нормативную правовую оболочку. Следует также учитывать, что распределение благ в полицейском государстве происходит по иным правилам, чем в правовом.
Политика государства едина по своей сущности. Это единство определяется морально‑правовыми устоями общества, состоянием политической и правовой культуры, влиянием международного сообщества. Предметом политики государства является обширный круг общественных отношений. В его рамках выделяют экономическую, правовую, социальные и иные области политики.
В современных словарях даются самые разнообразные определения социальной политики, экономической политики, молодежной политики. Однако определения правовой политики практически отсутствуют. Причина этого, как заметил Козьма Прутков, состоит в том, что «некоторые вещи непонятны нам не потому, что наши понятия слабы, а потому, что они не входят в круг наших понятий».
Между тем феномен правовой политики присущ любому государству. Во все исторические эпохи существовали философы и мыслители, которые пытались определить различные аспекты одной проблемы – как право соотносится с публичной властью. Но активно этот вопрос стал изучаться лишь в XX в., когда право вышло из‑под диктата власти государства. Как отмечал Р.З. Лившиц, лишь в демократическом государстве право есть средство управления и проведения политики в жизнь[40]. С данных позиций правовая политика – это управление в идеале, само себя ограничивающее в законе. Только с «высот» правовой политики возможен разговор о легальности государственной власти. В противном случае любая власть, обладающая аппаратом принуждения и управления, реально властвующая, абсолютно легальна. Правовая политика в некотором роде сглаживает особенно резкий разрыв между политикой и моралью, заставляя политику руководствоваться хотя бы той частью нравственности, которая уже воплощена в праве.
Правовая политика имеет двойственную природу. Она проявляется, с одной стороны, в том, что это политика, но основанная на праве, а с другой стороны – это право, используемое в качестве средства властвования и управления в политической сфере общества. Подобного рода двойственность неизбежна, как и двойственность в определении права. Б.С. Кистяковский полагал, что «с точки зрения правовой политики право есть совокупность правил, помогающих находить решения или устанавливать нормы для удовлетворения вновь возникающих потребностей или осуществления новых представлений о праве»[41].
По мнению ряда современных исследователей, правовая политика – это явление, относящееся к сфере права, а не политики. Но в действительности существование политического аспекта правовой политики неизбежно, ибо он состоит в особой направленности правовых действий, ориентированности на политический эффект как их желаемый результат[42]. Правовая политика государства призвана уменьшить влияние сиюминутных политических веяний на содержание норм позитивного права. Учитывая тесную связь политики и права в современных демократических правовых государствах, правовую политику следует относить одновременно и к сфере права, и к области политики, хотя в ряде законодательных актов правовая политика предстает преимущественно как часть иной области политической деятельности государства. Так, в ст. 5 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» данный вид государственной политики характеризуется как совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер.
В идеале политика не должна идти впереди права, т. е. политическая целесообразность обязана обладать и качеством правовой необходимости. В обществе, где провозглашены принципы демократии и правовой государственности, целесообразным для государственной власти является лишь то, что соответствует целям, преследуемым правом. Ведь право в большей степени, чем политика, служит интересам всего общества, а не тем или иным политическим силам, элитам, сменяющим друг друга у штурвала власти. Излишняя политизация права приводит к тому, что падение авторитета права в обществе связывается лишь с выбором государственной властью той или иной политической линии. В реальности же право достаточно дистанцировано от политики, а оптимальная модель их взаимопроникновения и взаимодополнения возможна в рамках правовой политики государства.
Все области политики взаимодействуют между собой. Но специфика правовой политики проявляется в том, что лишь в ее рамках возможно опосредование, определение этого взаимодействия. С одной стороны, правовая политика – это часть, например, семейной политики, связанная с юридической формализацией семейно‑брачных отношений. Регулирование сложных экономических проблем, отличающееся особой актуальностью и требующее оперативного вмешательства, также связано с законотворчеством. Примером тому служит Федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики», принятый в связи с необходимостью корректировать деятельность исполнительной власти после печально известных событий августа 1998 г.
Но с другой стороны, правовая политика – это всеобъемлющий пласт политической сферы, связанный с целенаправленным распространением действия норм права на те или иные сферы общественной жизни. В данном ракурсе цель правовой политики – экспансия права за счет захвата поля действия морали, религии, обычаев и корпоративных норм. Данная тенденция иногда опасна. Так, неоправданное расширение предмета правового воздействия в жизни общества, как и излишняя детализация регулирования, – это признаки полицейского, а не правового государства.
По мнению В.Е. Гулиева, государственная политика по направленности воздействия на правопорядок, может быть как поддерживающей право, так и разрушающей его[43]. Данное утверждение, с нашей точки зрения, верно лишь в определенных условиях – когда происходит видоизменение предшествующей правовой и политической системы. В нормальных условиях стабильного, поступательного общественного развития нежелательна ситуация, когда государство одной рукой закрепляет право в законодательстве, а другой рукой – тотчас разрушает его. Данный вывод не противоречит правильному утверждению о том, что отдельные законы по своему содержанию могут быть прогрессивными и устаревшими, логичными и противоречивыми, справедливыми и несправедливыми. (Подобной точки зрения придерживаются многие отечественные правоведы: В.В. Лазарев, В.Д. Горобец и др.) В указанном выводе отражен тот факт, что доля субъективизма в политике вообще и в правовой политике в частности достаточно высока.
Феномен правовой политики государства состоит в том, что, проводя эту политику, государство всегда ограничивает пределы публичной власти, определяет для себя масштаб свободы. Поэтому так часто общество страдает от борьбы двух тенденций во власти: во‑первых, потребности в разумном самоограничении, продиктованном интересами общества, и, во‑вторых, стремления к деспотическому господству. В зависимости от превалирования той или иной тенденции можно считать антиподом правовой политики антиправовую политику, которая не опирается на принципы права и противоречит действующей в обществе системе правовых норм.
Сузить сферу собственного усмотрения государства помогает формирование институтов демократии, особенно гражданского общества. Влияние гражданского общества на государство очень важно, так как оно закладывает основу такой правовой политики, которая бы соответствовала объективно обусловленным ожиданиям и интересам общества. Ведь роль права в жизни общества не всегда была прогрессивной (с высот современного понимания прогресса), соответствующей интересам большинства. Зачастую правовыми средствами ущемлялись интересы меньшинства. В зависимости от того, как право взаимодействует с другими соционормативными регуляторами, чьи интересы оно выражает и как происходит его реализация, право может играть нейтральную, прогрессивную или реакционную роль. Так, господство норм обычного права часто придает обществу излишне консервативный характер. Вместе с тем стремление законодателя «подтянуть» общество до высоты вновь созданного законодательства также чревато серьезными социальными конфликтами.
Право – это не только система стандартов поведения. Оно предполагает наличие определенной системы инструментов, с помощью которых осуществляются правила поведения. Параметры этой системы обозначены законодательством, но только политика государства приводит этот механизм в движение, конкретизируя его. Таким образом, сама правовая политика неизбежно включает в себя элементы, относящиеся к области правообразования, области изменения и воздействия на право, к сфере реализации норм права.
В ходе дискуссий, развернувшихся на страницах периодических изданий, и состоявшегося в мае 1997 г. в Саратовской государственной академии права «круглого стола» по теме «Приоритеты правовой политики в современной России» были предложены самые разнообразные определения правовой политики. В одних понятия «правовая политика» и «юридическая политика» отождествлялись. В других – правовая политика трактовалась слишком узко, преимущественно в области законотворчества. В третьих, чересчур абстрактных определениях к правовой политике относилось все то, что связано с правовой деятельностью государства.
С учетом того, что правовая политика включает в себя деятельность, способствующую закреплению позитивного права, и деятельность, направленную на его совершенствование, а также связана с областями естественного и обычного права, при определении правовой политики следует учитывать, что ее основу составляют разнообразные действия государства в различных областях общественной жизни, но ориентированные на лозунг «Все – для права и во имя права!».
Таким образом, правовая политика – это «стратегия деятельности государства в сфере правового регулирования»[44], а также деятельность, отражающая интересы общества в перераспределении сфер влияния различных социальных регуляторов.
Субъекты правовой политики.
Правовая политика осуществляется через деятельность субъектов политики.
Правовую политику при демократическом режиме невозможно представить как деятельность только государства либо только гражданского общества. Их взаимное участие в правовой политике направлено на решение тех специфических задач, которые присущи лишь правовой политике. Гражданское общество, участвуя в правовой политике, ограничивает с помощью права саму сферу властвования. А государство упорядочивает политическими средствами гражданское общество, не позволяя ему утратить те связи и признаки, которые отличают гражданское общество от традиционного.
Но при характеристике правовой политики следует учитывать, что все‑таки правовая политика осуществляется преимущественно государством и всеми его органами, действующими на основе и во исполнение норм права. Между тем субъектами правовой политики являются также институты гражданского общества, зачастую выступающие движущей силой правовой политики. Так, некоторые формы прямой демократии (митинги, петиции, пикетирование и др.) вполне способны в условиях демократического общества повлиять не только на практику правоприменения, но и на качественную составляющую процесса принятия законов. А референдум и вовсе является квинтэссенцией политики и права.
Следует различать субъекты формирования правовой политики и субъекты осуществления этой политики, хотя данная точка зрения разделяется не всеми исследователями[45]. Так, различные общественные организации воздействуют на процесс принятия правовых решений, но в правоприменительной деятельности участвуют лишь определенные законом субъекты (правоприменительные органы). Различные социальные силы влияют на государственную наградную политику, оказывают на нее определяющее воздействие, но осуществляет наградную политику лишь государство через деятельность специально на то уполномоченных органов и должностных лиц.
Ввиду разнообразия этих субъектов и многообразия их деятельности можно говорить о различных видах правовой политики.
Во‑первых, это государственная правовая политика, осуществляемая государственными органами и учреждениями, и, во‑вторых, правовая политика, осуществляемая различными общественными организациями.