Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
Аннотация
В учебном пособии излагаются основы современной социологии права. Это содержание социально‑правового механизма регулирования общественных отношений, социологическое обеспечение законотворчества, юридическая конфликтология и др. Значительное место отведено изложению основ методологии и методики социально‑правовых исследований, а также истории становления и развития социологических подходов к праву, как в России, так и за рубежом.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, других гуманитарных вузов и факультетов, слушателей, адъюнктов и преподавателей юридических образовательных учреждений МВД России.
Введение
Реализация права составляет завершающую стадию правового регулирования, которая подтверждает или опровергает эффективность норм права как регулятора общественных отношений. Как уже убедительно показано российскими правоведами, конечные результаты действия норм права зависят не только и не столько от степени их совершенства, сколько от правовых и социальных явлений и процессов, опосредствующих процесс реализации этих норм в конкретных отношениях и правомерном поведении. А поэтому без обстоятельного изучения правовой и социальной среды, образующей конкретно‑исторические условия, фон действия права, нельзя осуществлять сколько‑нибудь плодотворную деятельность, как на стадии законотворчества, так и правоприменения.
Между тем социология права, призванная изучать социально‑правовые процессы и явления, никак не может получить «постоянную прописку» в системе российского правоведения, несмотря на более, чем столетнюю и весьма успешную разработку российскими и советскими учеными‑юристами проблем социального действия права. Можно назвать десятки ученых‑правоведов, внесших весомый вклад в успешное становление и интенсивное развитие социологии права в России и в мире. Однако в период сложных политико‑правовых преобразований в России и обусловленной ими смены научной парадигмы социология права неизменно оказывается за пределами правоведения.
К сожалению, и современные российские правоведы предали забвению большую часть достигнутого советскими юристами‑социологами во второй половине XX в. В настоящее время пока что не уделяется должного внимания проблемам социального действия права, как в научных исследованиях, так и в образовательном процессе. Достаточно сказать, что государственный стандарт высшего юридического образования не предусматривает обязательного изучения студентами юридических вузов и факультетов социологии права.
Данная учебная дисциплина является эклективной и пока что преподается лишь в некоторых юридических образовательных учреждениях. Ее нет даже в таких «флагманах» современного юридического образования, как юридический факультет МГУ, Московская государственная юридическая академия, Саратовская государственная юридическая академия.
Пробелы социологического образования студентов юридических вузов и факультетов не восполняются курсом теории государства и права, равно как и курсами отраслевых юридических наук, которые освещают свой предмет по преимуществу с формально - логических, юридико‑догматических позиций. Анализ правовых явлений и процессов ограничивается сферой «чистого» права, т. е. раскрываются структура и содержание правотворчества, действующих норм российского права, процессов их толкования, правоприменения и реализации, государственного принуждения, применяемого к нарушителям норм права, тогда как социальный аспект механизма правового регулирования остается за пределами предметов учебных курсов.
Не имея достаточных знаний и навыков социологического анализа права, его действия, юристы не придают серьезного значения социологии действующего права и не учитывают должным образом социально‑правовые факторы в законотворческой, правоприменительной деятельности, что негативно сказывается на всех стадиях правового регулирования, и особенно на стадии подготовки и принятия федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Без опоры на полные и достоверные знания о социально‑правовых условиях действия норм права, о факторах, которые препятствуют позитивному действию норм права и которые следует нейтрализовать при помощи соответствующих правовых средств, законодатель зачастую проектирует и принимает нормы, неэффективность которых обнаруживается сразу после их вступления в силу.
Декларативность норм, как известно, является основным недостатком ныне действующего федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. Однако этот недостаток не может быть успешно преодолен до тех пор, пока социологический анализ не займет достойного места в законотворческом процессе, на стадии подготовки концепции законопроекта, разработки действенных механизмов правового регулирования и прогнозирования эффективности проектируемых норм права. А это, в свою очередь, требует внесения соответствующих изменений в образовательный процесс, в содержание знаний, навыков и умений, которыми должны обладать выпускники юридических вузов и факультетов.
Данное учебное пособие подготовлено с учетом основных достижений отечественных социологов‑юристов и современных зарубежных авторов и содержит наиболее полное и системное изложение основных тем соответствующего учебного курса. В пособии излагаются три взаимосвязанные проблемы социологии права, усвоение которых студентами юридических вузов и факультетов обеспечивает не только знание ими основ данной юридической дисциплины, но и формирование необходимых навыков и умений самостоятельного социологического анализа правовых явлений. Это проблемы теории и истории социологии права, социально‑правового механизма регулирования общественных отношений, а также основы методологии и методики социально – правовых исследований.
В первом разделе пособия основное внимание уделено вопросам понимания социологии права как науки и учебной дисциплины, раскрывается ее связь с теорией государства и права, а также отраслевыми юридическими науками, излагается система курса. При этом обосновывается понимание социологии права как составной части общей теории права, содержащей полные, обоснованные и достоверные сведения о социальном действии права, эмпирических, конкретно‑исторических связях действующего права с иными правовыми и социальными явлениями. Наличие таких знаний является необходимым условием для формирования теоретических знаний о закономерностях функционирования и развития права и познания предмета теории государства и права. Однако этих знаний явно недостаточно для того, чтобы образовать собственный, отличный от теории государства и права предмет научного познания.
Второй, наиболее объемный раздел пособия посвящен основным компонентам социально‑правового механизма регулирования общественных отношений. Внимание сфокусировано главным образом на освещении проблем, которые в российском правоведении имеют сравнительно недавнюю историю, но с ними связаны важнейшие направления научных исследований современной социологии права. Это, например, проблемы социологии правоотношений в сфере частного права, юридической конфликтологии и социально‑правового контроля.
В третьем разделе учебного пособия излагаются основы методологии и методики социально‑правовых исследований, в том числе раскрывается порядок подготовки программы социально‑правового исследования, форм исследования, проведения таких социологических процедур, как наблюдение, опрос, обобщение социологической информации. Весьма полно и обстоятельно излагается методика исследований эффективности норм права и юридического прогнозирования, которые играют основополагающую роль в законотворческом процессе и деятельности государства по определению основных направлений научно обоснованной политики в сфере права и укрепления законности, формирования правового государства.
Хочется надеяться, что подготовленное учебное пособие позволит в какой‑то мере активизировать преподавание курса социологии права в юридических вузах и на факультетах страны, с тем, чтобы в дальнейшем курс занял прочное место в системе обязательных и важнейших дисциплин государственного стандарта высшего юридического образования.
Авторы учебного пособия выражают искреннюю благодарность рецензентам, кандидату юридических наук И.С. Власову и кандидату юридических наук Г.Т. Чернобелю за полезные советы и предложения.
Раздел I Вопросы теории и истории социологии права.
Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина.
Результаты опроса
Государственный орган принимает решение в соответствии с его компетенцией. Поскольку процесс принятия решения на уровне государственного органа, как правило, изучается теорией управления, мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе. Тем более, что процедура принятия решения, компетенция любого органа государственной власти достаточно подробно регламентированы в положениях и иных нормативных документах. Нас интересует только социологический аспект: отношение госслужащих к роли и влиянию государственного органа на объект управления и учет позиции населения в решениях, принимаемых государственными органами. Социологическое изучение позиции госслужащих тем более важно, что, как показывает практика, в настоящее время часто встречается ситуация, когда государственные служащие не используют предоставленные законом полномочия и не принимают решения в пределах своей компетенции. Это, естественно, приводит к тому, что необходимые, назревшие решения госорганом не принимаются.
Вот как, например, расценивается государственными служащими место государственного органа в системе государственного управления по ряду показателей. Обнаруживается интересная, хотя и не очень отчетливо выраженная тенденция: компетентность решений государственного органа оценивается выше, чем степень решения практических задач, что демонстрируют приводимые ниже данные.
Результаты опроса
Что касается юридически значимых решений конкретных граждан, то их принятие связано как с общим отношением к праву, так и с оценкой конкретных законов и норм. В контексте общего отношения к праву как фактору принятия решения, прежде всего, следует остановиться на психологической структуре деятельности. Именно деятельность – это то, что непосредственным образом связывает индивида с действительностью. Анализ деятельности, ее составляющих – это, прежде всего, психологический анализ.
С точки зрения психологической структуры любое поведение, в том числе правовое, может быть представлено в виде деятельности, действий и операций. Одни и те же поведенческие акты могут занимать в системе человеческих деятельностных отношений разные места – деятельность, действия, операции.
Деятельность соотносится с предметом деятельности. Предмет деятельности направляет активность индивида и одновременно побуждает эту активность. Таким образом, в деятельности мотив и цель совпадают.
Второй уровень – это действия, из которых состоит деятельность. С точки зрения психологической структуры действие подчинено «представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть сознательной цели»[35]. В основе деятельности лежит мотив, в основе действия – цель. Таким образом, в действии функции побуждения и направленности (цель и мотив) оказываются разделенными.
Именно на стадии формирования действий происходит процесс целеобразования – сложный процесс выделения и осознания целей. Именно здесь значение права максимально.
Следующий уровень психологической структуры деятельности – это операции. Конкретизация выделенных целей всегда зависит от условий их достижения. Поэтому всякое действие «имеет свой операциональный аспект, который определяется не самой целью, а объективно предметными условиями ее достижения»[36]. Способ осуществления действий называется операцией.
При принятии решения, имеющего юридически значимые последствия, необходимо, чтобы индивид выделил фактор права. Важно, чтобы индивид осознавал факт юридической урегулированноети. При этом следование правовому предписанию может быть целью, мотивом, условием деятельности индивида. Самым прямым образом это сказывается на принятии индивидом решения о правомерном или противоправном поведении.
Помимо ориентации на право, как социальную ценность, принятие решения о том или ином юридически значимом поведении предполагает знание:
– конкретной нормы, предоставляющей права и возлагающей обязанности;
– процедурных и процессуальных моментов реализации прав и обязанностей;
– полномочий и компетенции органов управления, от которых зависит реализация прав и обязанностей;
– правозащитных механизмов, позволяющих восстановить нарушенные права.
Принимая решение о юридически значимом поведении, индивид, прежде всего, ориентируется на социальную обусловленность этого поведения. При этом у него должны быть сформированы представления:
– о политике государства в конкретной сфере управления как целостной системе мероприятий;
– целях, на достижение которых направлены конкретные законы, обеспечивающие эту политику;
– социально‑экономических условиях, в которых эти цели реализуются;
– массовом поведении граждан, реализующих или нет положения данных законов;
– общественном мнении, в котором отражено отношение к данным законам и реализующим их органам власти.
Один из важнейших механизмов социально‑правового регулирования – правовая социализация, в ходе которой осуществляется целенаправленное формирование личности, для которой санкционированные правом требования являются обязательным условием принятия решения о поведении, имеющем юридически значимые последствия.
Кроме того, индивиды в ходе социализации интериоризуют правовую систему как целостность, включающую: 1) систему норм, с той или иной полнотой регулирующих общественные отношения;
2) юридическую практику, формируя одновременно отношение к правовым институтам и учреждениям; 3) правовую идеологию, понимаемую как система правовых взглядов, понятий, теорий.
С другой стороны, социально‑экономический порядок, составляющий ядро правовой системы, обусловливает формирование личности конкретного индивида и помимо правовых воздействий. Таким образом, происходит как бы двойное социальное обусловливание в ходе правовой и общей социализации.
Если личный опыт индивида не совпадает с тем, что закреплен в правовой системе, возникает правовой нигилизм, деформируется личность, снижаются регулятивные возможности права.
Субъекты правовой политики.
Правовая политика осуществляется через деятельность субъектов политики.
Правовую политику при демократическом режиме невозможно представить как деятельность только государства либо только гражданского общества. Их взаимное участие в правовой политике направлено на решение тех специфических задач, которые присущи лишь правовой политике. Гражданское общество, участвуя в правовой политике, ограничивает с помощью права саму сферу властвования. А государство упорядочивает политическими средствами гражданское общество, не позволяя ему утратить те связи и признаки, которые отличают гражданское общество от традиционного.
Но при характеристике правовой политики следует учитывать, что все‑таки правовая политика осуществляется преимущественно государством и всеми его органами, действующими на основе и во исполнение норм права. Между тем субъектами правовой политики являются также институты гражданского общества, зачастую выступающие движущей силой правовой политики. Так, некоторые формы прямой демократии (митинги, петиции, пикетирование и др.) вполне способны в условиях демократического общества повлиять не только на практику правоприменения, но и на качественную составляющую процесса принятия законов. А референдум и вовсе является квинтэссенцией политики и права.
Следует различать субъекты формирования правовой политики и субъекты осуществления этой политики, хотя данная точка зрения разделяется не всеми исследователями[45]. Так, различные общественные организации воздействуют на процесс принятия правовых решений, но в правоприменительной деятельности участвуют лишь определенные законом субъекты (правоприменительные органы). Различные социальные силы влияют на государственную наградную политику, оказывают на нее определяющее воздействие, но осуществляет наградную политику лишь государство через деятельность специально на то уполномоченных органов и должностных лиц.
Ввиду разнообразия этих субъектов и многообразия их деятельности можно говорить о различных видах правовой политики.
Во‑первых, это государственная правовая политика, осуществляемая государственными органами и учреждениями, и, во‑вторых, правовая политика, осуществляемая различными общественными организациями.
Принципы правовой политики.
Принципы правовой политики закладывают основы, определяющие содержание деятельности государства по осуществлению правовой политики. При проведении любой политики, в том числе и правовой, в условиях демократического и правового государства необходимо, чтобы правовые принципы и ценности стояли над политикой, не были подвержены манипулированию со стороны государства.
Если придерживаться классификации принципов права, предложенной в трудах Л..С. Явича и Н.Н. Вопленко[49], то правовая политика государства в первую очередь ориентируется на так называемые политические принципы права. Их специфика состоит в том, что они относятся к числу общесоциальных, а не специально‑юридических принципов. Общесоциальными же принципы называются потому, что фиксируют те идеи, которые производны от факторов экономической, политической, социальной динамики общества.
Принципы правовой политики производны от состояния политической системы общества, официально установленных правовых идеалов и практики их достижения. К их числу относятся: 1) связанность общими принципами права (справедливость, гуманность, обеспечение формального равенства и т. д.); 2) научная обоснованность;
3) соответствие принципам демократического общества; 4) соответствие международным стандартам в области прав человека; 5) реализм.
Принципы свободы и справедливости, являющиеся одновременно основой и целью правовой политики, предполагают, что не только действие правовых институтов свободно от вмешательства извне (например, неподвластность правовых норм религиозным ценностям в светском государстве) и общество оценивает существование этих институтов как справедливое, но и их становление проходило под прямым воздействием этих принципов. В противном случае может сложиться недопустимая для правового демократического государства ситуация, когда в становлении права используются неправовые методы.
Принципы демократии требуют от общества значительной самостоятельности в формировании собственной правовой системы. Важнейшим принципом демократического общества является принцип равенства, а для сферы правовой политики – принцип равноправия. Ориентированность политики на этот принцип означает, что государство и институты гражданского общества наравне несут ответственность за равенство прав граждан вне зависимости от каких бы то ни было социально значимых факторов. Конечно, полная реализация этого возможна лишь в условиях подлинно демократического государства с развитым гражданским обществом.
Принцип равенства имеет две важные для развития демократии составляющие. Первая – равенство стартовых возможностей, – достигаемое благодаря признанию и обеспечению реального пользования основными правами человека. Вторая – равенство юридических обязанностей. Не менее важны для осуществления правовой политики в демократическом обществе принципы разделения властей, многопартийности и политического плюрализма, гласности.
Ориентация правовой политики на принцип реализма означает отказ от идеологизированной, корпоративной оценки значения произошедших и происходящих в стране перемен для развития правовой системы.
Более детально вышеуказанные принципы раскрыты в ряде отраслевых законов. Так, Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в ст. 2 к числу принципов государственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования относит: непрерывность и преемственность процесса образования; интеграцию системы образования Российской Федерации в мировую систему высшего образования; государственную поддержку подготовки специалистов и приоритетных фундаментальных и прикладных научных исследований и т. д. В Федеральном законе «О науке и государственной научно‑технической политике» также определены принципы, на которых базируется «отношение государства к научной и научно‑технической деятельности».
Принципы правовой политики, как и принципы права вообще, должны рассматриваться в качестве непререкаемых ценностей на данном этапе развития общества и на достаточно отдаленную перспективу. Недостаточность опыта в их использовании не должна стать причиной их отвержения, нежелания субъектов политики использовать их потенциал в своей деятельности.
Формы правовой политики.
Государственная правовая политика в зависимости от сферы воздействия подразделяется на следующие виды:
– законодательную (конституционная, уголовная, налоговая, семейно‑брачная и т. п.);
– правоприменительную;
– юридическую (политика в области юридической науки).
Осуществление законодательной политики государства (правоустановительная деятельность) в условиях демократического правового государства есть не только право государства, но и его прямая обязанность, отличающая данный тип государства от деспотии. Данного рода деятельность представляет собой процесс постоянного совершенствования действующего права в свете правовых принципов. Она, несомненно, должна соответствовать экономической и социальной политике, так как переводит на язык права потребности общественной жизни. Принятие заведомо финансово не обеспеченных законов, особо популярное в сфере социальной защиты, совершенно недопустимо в нынешних условиях. Курс на урезание системы льгот и привилегий не должен сочетаться с установлением новых субъектов и объектов льготного режима.
Правовую политику государства целесообразно также рассматривать как политический фактор, способствующий усилению позитивного отношения граждан к закону. В связи с этим можно выделить следующие действия государства: обеспечение доступности политической жизни, политического процесса для всех социальных слоев и групп населения; повышение престижа национальной политической и правовой системы на международной арене и внутри государства; более частое использование российской политико‑правовой символики.
Усиление влияния принципов демократии и правового государства в политико‑правовой жизни общества должно привести к появлению юридической, а не только политической ответственности за неоправданное и «вредное» законотворчество, за расходование средств на ненужные законы. Однако подобная перспектива в первую очередь зависит от укрепления правосудия.
В современной правовой политике России отмечается тенденция замены прогнозирования посредством федеральных программ на законодательно определенное прогнозирование. Одной из предпосылок этого стал характер самих программ, которые по инерции (как бы продолжая советскую практику) намечали недостижимые с позиций здравого смысла показатели. Сейчас ситуация меняется. Так, в Федеральном законе от 10 апреля 2000 г. № 51‑ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» подчеркивается, что данная программа является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования и направлена на решение вопросов, предусмотренных российским законодательством[50]. Статус закона, приданный Федеральной программе развития образования, по мнению законодателей, должен способствовать более ответственному и качественному ее выполнению органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В условиях федеративного государства правовая политика имеет два уровня: общефедеральная правовая политика и политика субъектов Российской Федерации по формированию собственной правовой системы. Поэтому одной из целей современной правовой политики Российского государства и его субъектов является урегулирование конфликтов между федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. Здесь важно не только усиление вертикали исполнительной власти, но и уточнение вопросов функционирования ряда механизмов, призванных сглаживать трения внутри правовой системы федеративного государства.
В последнее время особую актуальность приобрела тема правовой реформы. Как известно, начало реформированию положили постперестроечные изменения в жизни общества. Сегодня вопрос состоит в определении темпов дальнейшего правового регулирования. Необходима постепенная замена практически всего законодательства, отягощенного советским наследием (КЗоТ РФ, ГПК РСФСР и т. д.). Законодатель в связи с этой потребностью стремится, как можно быстрее заполнить подчас мнимый правовой вакуум, в результате чего появляются слабые с точки зрения законодательной техники нормативные правовые акты. При этом особо негативным является оправдание подобных мер тем, что акт будет совершенствоваться по мере применения. Складывается парадоксальная ситуация: от изначально не способного выполнять регулятивные функции закона требуют эффективности.
Между тем замена старого права новым – это процесс сложный и болезненный для общества. Право не может быть просто отменено путем признания недействующими старых законов. В противном случае, когда новых законов еще нет или они фактически бездействуют, возможно возрождение старого права, которое будет играть реакционную роль, тормозить развитие новых общественных отношений. Вот почему так важны не только количественная сторона реформирования законодательства, но и его качество, выражающееся прежде всего в регулирующем потенциале.
Эмоциональная критика нынешней Конституции Российской Федерации и отдельных законов должна смениться серьезным обоснованием причин неэффективности законодательства и четким определением того круга объективных проблем, которые не только актуальны в обществе в данный момент, но и требуют именно правовой регламентации. Использование демагогических приемов на данном этапе развития российской демократии становится все более неэффективным. Российские граждане постепенно, с большим трудом, но осваивают ценности демократического общества. Заложены основы формирования гражданского общества, повышается авторитет прав и свобод личности. В российской и зарубежной науке отмечается как опасное явление возможность этатизации общества, одним из симптомов которой является расширение административной деятельности государства в ущерб правовой. Единственным выходом из данной ситуации может быть приведение деятельности государства в соответствие с буквой и духом Основного закона.
Политика в области прав человека направлена на повышение качества правовой защищенности личности. Важно не допустить, чтобы в условиях российской действительности права человека и гражданина остались лишь красивой, но не используемой мечтой. Поэтому акцент должен быть смещен с законодательного процесса, с создания декларативных актов в области прав человека на разработку механизма реализации этих прав. На первое место здесь выходят организационные средства реализации правовой политики. Ведь правовой нигилизм нельзя отменить законом, а можно лишь потеснить в результате эффективного действия всех правовых механизмов. Но и законодательство должно быть реформировано с учетом тех проблем, с которыми связан процесс реализации прав. Так, необходимо отказаться от абстрактного напоминания о гарантиях в данной области. В то же время следует закреплять прямые гарантии прежде всего в области защиты личных и социальных прав. Дальнейшее развитие законодательного регулирования прав граждан предполагает определение института правовой ответственности за нарушения или ущемления прав личности. Кроме того, реформирование посредством права всей политической системы общества предполагает развитие гражданских и политических прав и свобод, благодаря которым каждый гражданин превращается из объекта политического влияния (управления) в его субъект. Для придания демократическим процессам в обществе необратимого характера требуется большая гарантированность права граждан на информацию во всех его проявлениях.
Предварительный системный анализ объекта исследования.
Уточнив смысл используемых понятий, социолог может перейти к предварительному системному описанию предмета изучения. Направленность системного анализа определяется проблемой и задачами исследования.
Полезно выделить основные принципы системного анализа общественных явлений. Системный подход предполагает рассмотрение социальных объектов как целостных явлений, состоящих из отдельных элементов, взаимодействие которых ведет к появлению специфических системных качеств объекта и образует его внутреннюю структуру. Наряду с этим системный анализ диктует рассмотрение внешних конкретных связей социального объекта с другими социальными явлениями.
В исследованиях правовой культуры личности элементами системы, например, выступают правовые знания, отношение к нормам права и правовая активность. Взаимодействие этих элементов образует внутреннюю структуру системы, которая придает ей особые качества, такие, в частности, как ориентированность на прогрессивные правовые ценности, уважение к закону, осознанное заинтересованное соблюдение норм права или же правовая пассивность, правовой нигилизм и др.
Проявление этих внутренних системных качеств может заметно видоизменяться в зависимости от конкретных условий, в которых находится человек. Исследование влияния внешней среды на человека и формирование его правовой культуры предполагает анализ совокупности внешних факторов. В числе таких факторов выделяются общие и специфические, прямые и косвенные, объективные и субъективные.
К общим факторам, влияющим на формирование правовой культуры личности, можно отнести состояние правовой пропаганды и уровень преступности в стране, экономическую, политическую, социальную, культурную ситуацию в обществе. По отношению к ним воздействия на личность трудового, учебного коллектива, семьи, товарищей будут специфическими.
Воздействия, которые поддаются непосредственному наблюдению и регистрации, составят группу прямых факторов. Прочие факторы называются косвенными.
Группу объективных факторов составляют воздействия, которые существуют независимо от человека, выступают как внешние побуждения. В отличие от них интересы человека, его прошлый опыт, личные устремления и мотивы деятельности составят группу субъективных факторов. Системный анализ предмета исследования полезно представить в виде графической схемы, обозначив на ней его внутреннюю структуру и внешние связи.
Формулирование гипотез.
Значение гипотезы в процессе познания определяется тем, что она выступает своеобразным звеном между наличной теорией и исследовательской проблемой, специфическим средством продвижения к новому знанию, формулированию новых идей. Гипотеза – это предположение о возможном решении исследовательской проблемы, предположение, которое представляет собой новое знание, не содержащееся в системе ранее известных научных представлений. С помощью гипотезы осуществляется скачок в процессе познания к объяснению неизвестного.
В социально‑правовом исследовании гипотеза представляет собой логически обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между изучаемыми социальными явлениями. Она венчает процесс разработки научных основ исследовательской программы, является итогом научных поисков, связанных с постановкой и обоснованием проблемы, определением предмета и задач исследования, эмпирической интерпретацией основных понятий, предварительным системным описанием объекта изучения.
Гипотезу справедливо считают главным методологическим инструментом исследования, позволяющим предположить возможные ответы на поставленные вопросы. Конкретно методологическая роль гипотезы проявляется, во‑первых, в том, что она помогает отобрать круг фактов, нужных для решения изучаемой проблемы, и, во‑вторых, указывает путь, следуя которым, можно упорядочить эти факты, выявить существующие между ними причинно‑следственные связи.
Логика научного исследования пока не дает исчерпывающего ответа на вопрос о том, как возникают гипотезы. Интеллектуальные процессы, ведущие к формулированию принципиально новых решений, раздвигающих рамки имеющегося знания, изучены далеко не достаточно. В качестве источников возникновения гипотез выступают и логические размышления, и здравый смысл, а иногда, и интуитивная догадка. Социологические гипотезы обычно возникают на основе соединения знаний, почерпнутых из наблюдений за потоком реальных событий и научных теорий, способных объяснить эти события. В этой связи следует подчеркнуть большое значение уровня изученности исследуемых проблем для создания «хороших» гипотез. Выдвижение продуктивных гипотез заметно облегчается там, где существуют развернутые специальные социологические теории, например, в сфере законотворчества или в области правонарушений. Здесь уровень социологического исследования проблем достиг такой высоты, которая позволяет говорить о существовании специальных социологических теорий – законодательной социологии и социологии преступности.
Гипотезы различаются, прежде всего, по степени общности предположений как гипотезы‑основания и гипотезы‑следствия. Гипотеза‑основание, или исходная гипотеза, появляется как результат системного анализа объекта изучения, как предположение о путях решения основной проблемы исследования. Как правило, она формулируется в общих понятиях и прямо, непосредственно не может быть проверена на эмпирическом уровне. В отличие от нее, гипотеза‑следствие, или выводная гипотеза, логически уточняет исходную гипотезу, выводится из ее оснований, конструируется из менее общих понятий, может быть подвергнута проверке на эмпирическом уровне. Обычно в каждом социально‑правовом исследовании формулируется несколько гипотез‑следствий, которые должны быть логически связаны в систему доказательств исходного предположения.
Наглядным примером выдвижения гипотез может служить социально‑правовое исследование проблемы формирования уважения личности к праву, закону. Исходная, основная гипотеза здесь основывается на предположении, что при одинаковых социальных условиях формирование у населения уважения к праву, закону представляет собой длительный процесс, сложную и многофакторную систему направленного воздействия на их правовое сознание и поведение.
Эта гипотеза‑основание развернута в систему гипотез‑следствий. В их число вошли следующие конкретные предположения:
а)