Социальная обусловленность уголовного права в России (возникновение и развитие уголовного права в России)


Уголовное право является одной из ведущих и самостоятельных отраслей российского права. Оно существенно отличается от других, в том числе и смежных, отраслей права, имея свои специфические задачи, свой предмет и свой метод регулирования. Вместе с тем, уголовное право входит в общую систему российского права, ему присущи основные части и принципы, свойственные праву Российской Федерации на современном этапе в целом.

Как для всех отраслей права, основой уголовного права является Конституция Российской Федерации, многие положения которой имеют прямое отношение к проблемам защиты законных прав и интересов граждан, общества и государства и непосредственно к вопросам уголовной ответственности. Уголовное право в широком смысле слова является нормативной базой для борьбы с самыми острыми негативными социальными проявлениями - преступлениями. Самостоятельность российского уголовного права как отрасли права обусловливается рядом его специфических черт. Во-первых, только уголовное право является законодательной базой для определения преступности и наказуемости деяний, оснований уголовной ответственности, применения наказаний и освобождения от ответственности и наказаний. Ни одной другой отрасли права этот признак не присущ. Во-вторых, уголовное право имеет собственный предмет регулирования. Им являются только те общественные отношения, которые возникают в связи с совершением преступления. Ни одна другая отрасль права не может регулировать эти отношения. Кроме того, только применительно к уголовному праву субъектами правоотношения, с одной стороны, выступают лица, совершившие преступные деяния, а с другой - государство в лице правоприменительных органов. В-третьих, уголовному праву свойственен особый метод регулирования указанных общественных отношений. Он заключается в установлении преступности деяний, уголовных запретов их совершения и их наказуемости. Такой метод регулирования и способ реагирования на юридические факты в виде совершения преступления не свойственен ни одной другой отрасли права.

Уголовное право возникло как реакция общества и государства на преступление - наиболее опасное для личности, общества и государства деяние. И в этом смысле уголовное право, как и право вообще, вполне может претендовать на то, чтобы считаться явлением цивилизации и культуры (не случайно и сегодняшние основные уголовно-правовые запреты типа "не убий" и "не укради" восходят ещё к знаменитым библейским заповедям, сформулированным в Ветхом Завете). Уголовное право возникло, чтобы защитить своими специфическими средствами (главным образом угрозой наказания и его применением) личность, общество и государство от преступных посягательств. "Охранительная задача уголовного права и есть его основная историческая задача, не зависимая от политического строя соответствующего государства либо особенностей его экономики"[1].

Процесс возникновения и формирования российского уголовного законодательства был сложным, постепенным и продолжительным.

Историю российского уголовного законодательства условно можно разделить на четыре разновеликих периода:

1) уголовное законодательство Древней Руси;

2) уголовное право централизованного российского государства;

3) уголовное законодательство советского периода;

4) уголовное право Российской Федерации после распада СССР[2].

История уголовного права каждого из этих периодов отражалась в соответствующих памятниках права, важнейших уголовных законах.Задачи и функции уголовного права

3. Социальное назначение уголовного права определяется его задачами, которые сформулированы непосредственно в уголовном законе. В статье 2 УК указывается, что задачей настоящего Кодекса является охрана "мира и безопасности человечества, человека, его прав и свобод, собственности, прав юридических лиц, природной среды, общественных и государственных интересов, конституционного строя Республики Беларусь, а также установленного правопорядка от преступных посягательств" [1, с.4]. Далее в указанной статье говорится о том, что Уголовный кодекс "способствует предупреждению преступных посягательств, воспитанию граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь".

Защищенность (наличие системы защиты) от общественно опасных посягательств - объективное качество любого организованного общества. Функцию охраны общества и установленного в нем правопорядка берет на себя государство, являясь властно-охраняющей инстанцией. Уголовное право является в руках государства правовым средством охраны установленных и сложившихся в обществе отношений путем определения и объявления в уголовно-правовых нормах в качестве преступных деяний, опасных для общества, и всеобщего их запрещения под угрозой уголовной ответственности каждого, кто совершит преступление.

Уголовное право, объявляя наиболее опасные для общества деяния преступными и запрещая их совершение под угрозой уголовной ответственности, тем самым предупреждает совершение преступлений. Многочисленные исследования убедительно подтверждают тот факт, что количество преступлений во много раз возросло бы, если бы была снята угроза уголовной ответственности за совершение соответствующих преступных деяний. Конечно, само по себе уголовное право не может решить задачу борьбы с преступностью, причины которой носят социально-индивидуалистический характер и в конечном счете не устранимы. Причины, порождающие преступность, сохраняются и будут сохраняться в той или иной степени в любом обществе. При сохранении социальных причин преступных проявлений уголовное право может лишь способствовать предупреждению преступности посредством угрозы уголовной ответственности и применения мер ее воздействия в случае совершения преступления.

Задачу предупреждения преступлений уголовное право решает двояко: во-первых, путем общепредупредительного воздействия на граждан фактом объявляемого в уголовном праве запрета на совершение соответствующего преступного деяния под угрозой уголовной ответственности каждого, кто совершит такое деяние, и, во-вторых, путем предупреждения новых преступлений со стороны лиц, осуждаемых за совершение преступлений к определенной мере уголовной ответственности. В последнем случае предупреждение осуществляется путем реального применения в отношении виновного мер уголовной ответственности.

Уголовное право объективно способствует решению задачи воспитания граждан сообщества, ориентируя их на правопослушное поведение, укрепляя общественные позиции нравственного осуждения преступного поведения. Эффективность воспитательного резонанса уголовного права определяется адекватностью уголовно-правового запрета социальным ожиданиям и интересам большинства членов общества, справедливостью и неотвратимостью уголовной ответственности за совершение преступления.

Охранительная, предупредительная и воспитательная задачи реализуются уголовным правом в единстве посредством установления и регулирования особого рода публичных отношений - охранительных уголовно-правовых отношений. Регулирование соответствующих общественных отношений - неотъемлемое свойство права, в том числе и уголовного, несмотря на его охранительный характер. Поэтому регулирование охранительных отношений - это не задача, а функция (функциональное свойство) уголовного права. Уголовное право посредством введения запрета на совершение опасных для общества деяний под угрозой уголовной ответственности решает следующие задачи: охранительную, предупредительную и воспитательную.

Охрану общественных отношений от преступных посягательств уголовное право осуществляет путем регулирования общих охранительных отношений, которые возникают между государством и гражданами по поводу соблюдения установленных под угрозой уголовной ответственности запретов, а также конфликтных охранительных отношений между государством и лицом, совершившим деяние, содержащее признаки запрещенного уголовным законом.

Правовой запрет, установленный государством под угрозой уголовной ответственности за совершение преступного деяния, заключает в себе комплекс взаимных прав и обязанностей государства, установившего запрет, и граждан, обязанных воздерживаться от совершения запрещенных уголовным законом деяний. Нормы уголовного права, запрещая совершение преступных деяний, устанавливают для граждан не только обязанность воздерживаться от совершения деяний, нарушающих уголовно-правовые запреты, но и право требовать от государства уголовно-правовой неприкосновенности, если их деятельность не нарушает соответствующего запрета.

Таким образом, содержание общих охранительных уголовно-правовых отношений образует совокупность взаимных прав и обязанностей субъектов: с одной стороны, граждане обязаны соблюдать уголовно-правовые запреты и одновременно требовать от государства обеспечения уголовно-правовой неприкосновенности (неприменения наказания и иных мер уголовной ответственности), если их поведение не нарушает данных запретов; с другой стороны, государство вправе требовать от граждан под угрозой уголовной ответственности соблюдения установленных запретов и в то же время обязано обеспечивать уголовно-правовую неприкосновенность граждан, не нарушающих уголовно-правовые запреты. Возникают общие охранительные уголовно-правовые отношения непосредственно из уголовного закона с момента его принятия и вступления в силу. Специфика общих охранительных правоотношений, возникающих на основе действия уголовно-правовых запретов, заключается в том, что организуются они непосредственно государством, являющимся одновременно и субъектом данных правоотношений, и носителем властных полномочий по их утверждению.

Конфликтные уголовно-правовые отношения возникают на основе общих охранительных уголовно-правовых отношений с момента совершения лицом деяния, подпадающего под признаки запрещенного уголовным законом. В соответствии с нормами уголовного права государство в лице его правоохранительных органов вправе дать правовую оценку совершенному деянию и при признании его преступлением привлечь виновного к уголовной ответственности. В свою очередь государство обязано осуществить правовую оценку совершенного деяния на предмет признания его преступным в строгом соответствии с уголовным законом и возложить на виновного меру ответственности, предусмотренную санкцией уголовного закона. Лицо, совершившее преступление, обязано претерпеть возлагаемую на него меру уголовной ответственности и в свою очередь вправе требовать от государства соблюдения пределов применения мер ответственности, установленных уголовным законом за совершенное им преступление.

Уголовное право, реализуя охранительную, предупредительную и воспитательную задачи посредством установления и регулирования охранительных отношений, является в руках государства эффективным правовым средством борьбы с преступностью. Нормы уголовного права вырабатываются и устанавливаются государством, являются выражением его политики в области борьбы с преступностью средствами уголовно-правового принуждения [6, с.7].

С учетом рассмотренных задач уголовного права можно определить его функции.

Функции уголовного права - это направления практической реализации норм уголовного права по обеспечению поставленных перед ним задач, а также по регулированию общественных отношений [4, с.14]. Исходя из специфического назначения уголовного права выделяются следующие его функции:

охранительная,

предупредительная,

воспитательная,

регулятивная

Охранительное функционирование уголовного права осуществляется посредством установления уголовно-правовых запретов и реализации уголовной ответственности за их нарушение. Аналогичным путем осуществляется общепредупредительное функционирование уголовного права. Этому должны способствовать обеспечение информированности граждан о сущности запретов уголовного права и санкциях за их нарушение, а также обеспечение высокого уровня раскрываемости преступлений.

Частнопредупредительное и воспитательное функционирование уголовного права обеспечивается главным образом уголовно-правовым воздействием на лиц, совершивших преступлении и привлеченных к уголовной ответственности, а также созданием комплекса мер адаптационного характера, которые должны положительно воздействовать на лиц, отбывших наказание.

В процессе применения уголовно-правовых норм осуществляется регулятивная функция уголовного права. Такую функцию уголовное право выполняет и посредством охранительного, предупредительного и воспитательного его функционирования, направляя общественные отношения и русло должного и дозволенного.

4. Ключевые вопросы: понятие принципа права; принцип закон­ности; принцип равенства граждан перед законом; принцип вины; принцип справедливости; принцип гуманизма.

1. Принцип — это исходное положение той либо иной теории, отрасли научных знаний, мировоззрения и т.д. Отсюда и правовой принцип представляет собой такую руководящую идею, которая правильно отражает сущность общественных явлений. Эта идея должна быть всеобщей, т.е. пронизывать все институты уголовного права, при этом получая специфическое преломление в той или иной норме.

Таким образом, принципы уголовного права — это основные положения, руководящие идеи, воплощающие в себе ту или иную характерную черту всех норм Общей и Особенной частей УК РФ и мобилизующие их на решение задач охраны общественных отно­шений от преступных посягательств.

Действующее уголовное законодательство базируется на четко определенной целостной системе принципов. В УК РФ 1996 г. сформулированы следующие принципы: законность, равенство граждан перед законом, вина, справедливость, гуманизм.

2. Принцип законности — это конституционный принцип, в соответствии с которым ч. 1 ст. 3 УК РФ провозглашает: преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только действующим УК. Важность этого принципа трудно преувеличить. Под законностью теория и практика понимают точное и неуклонное соблюдение действующе­го уголовного законодательства всеми гражданами, должностны­ми лицами. Для того чтобы этот принцип был реализован более полно, законодатель четко очерчивает все признаки преступле­ния, пределы ответственности за его совершение, систему наказа­ний и общие начала их назначения.

Принципиально важное положение содержит ч. 2 ст. 3 УК — применение уголовного закона по аналогии не допускается. Анало­гия — это внешняя похожесть совершенного деяния и деяния, при­знаки которого закреплены в какой-либо уголовно-правовой норме. До 1958 г. в российском уголовном законодательстве была предусмотрена возможность применения уголовного закона по аналогии, что порождало ошибки, беззаконие, репрессии. Дейст­вующий УК РФ это категорически запрещает. Уголовное дело не может быть возбуждено, если не установлено точное соответствие содеянного конкретным нормам закона.

3. Принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК) озна­чает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к рели­гии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Это также конституционный прин­цип, получивший специфическое преломление в нормах уголовно­го закона. Никто не имеет привилегий перед уголовным законом. В то же время следует учитывать, что равенство перед законом не означает равную для всех ответственность. Уголовный кодекс обя­зывает суды учитывать характер и степень общественной опаснос­ти совершенного преступления, свойства личности и иные обстоя­тельства.

4. Принцип вины закреплен в ч. 1 ст. 5 УК РФ: «Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные дей­ствия (бездействие) и наступившие общественно опасные послед­ствия, в отношении которых установлена его вина». Лицо подле­жит уголовной ответственности за совершенное общественно опас­ное деяние только при определенном психическом отношении к нему, выраженном в форме умысла или неосторожности.

Если нет вины, то нет и ответственности даже в случае наступ­ления общественно опасных последствий. Об этом говорится в ч. 2 ст. 5 УК: «Объективное вменение, то есть уголовная ответствен­ность за невиновное причинение вреда, не допускается».

5. Принцип справедливости сформулирован в ч. 1 ст. 6 УК. Справедливость — это многоаспектное, всеобъемлющее социаль­ное понятие, которое базируется на библейских заповедях, обще­человеческих ценностях. Применительно к уголовному праву принцип справедливости означает, что «наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершив­шему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответст­вовать характеру и степени общественной опасности преступле­ния, обстоятельствам его совершения и личности виновного».

6. Статья 7 УК формулирует принцип гуманизма: уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопас­ность человека (ч. 1); наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь целью причинение физических страданий или униже­ние человеческого достоинства (ч. 2).

Таким образом, закон выделяет две стороны гуманизма. Преж­де всего и превыше всего — это гуманизм в отношении законо­послушных граждан; лиц, которым причинен ущерб преступлени­ем. Уголовный закон гуманен тогда, когда он всецело обеспечивает безопасность человека.*

5.

Система курса Общей части уголовного права

Как уже было упомянуто, уголовное право делится на две части: общую и особенную.

К общей части относятся нормы, определяющие задачи, принципы и другие основные институты уголовного права. Они определяют понятие уголовного закона, основания и пределы уголовной ответственности, понятия преступления, вины, наказания и его цели, устанавливают конкретные виды наказания, порядок назначения наказания, порядок и условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

В особенной части уголовного права дается перечень и описание конкретных видов преступлений с указанием пределов наказуемости за каждое преступление.

Нормы Общей и Особенной частей уголовного права неразрывно связаны друг с другом. Это естественно, так как нельзя определить конкретный вид преступления, предусмотренного Особенной частью, без учета общего понятия преступления, даваемого общей частью уголовного права. Невозможно применить определенный вид наказания без знания сущности наказания, его целей, принципов назначения и т.п., то есть всех тех институтов, которые содержатся в общей части уголовного права. И напротив, все институты Общей части основаны на обобщении признаков конкретных преступлений. Поэтому невозможно сконструировать и раскрыть ни один институт Общей части без знания конкретных форм преступной деятельности, получающих описание в Особенной части.

Наши рекомендации