Осуществление деятельности органов государства на основе обеспечения баланса интересов личности, общества и государства.

Организационные формы конституционного судопроизводства

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", также без проведения слушаний.

Система федеральных судов общей юрисдикции.

1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Верховный Суд Российской Федерации: его состав, полномочия, порядок работы.

Глава 2. ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 8. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации

Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Статья 9. Компетенция Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

2. Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

3. В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

4. Верховный Суд Российской Федерации:

1) изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;

2) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

3) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 10. Состав Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:

1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

Пункт 3 части 1 статьи 10 в части производства в судах апелляционной инстанции по уголовным делам применяется с 1 января 2013 года (часть 3 статьи 44 данного документа).

3) Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации;

4) Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

6) Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

7) Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

2. Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Содержание прокурорского надзора, формы и методы его осуществления.

Прокурорский надзор – это деятельность по наблюдению за строгим и точным соблюдением законов, осуществляемая от имени государства специально уполномоченными на то органа­ми прокуратуры. Она складывается из совокупности связан­ных между собой различных действий, основную часть которых составляет осуществление прокурором надзора за соблюдением законности, а также действия самих правонарушителей, потер­певших, граждан, дающих информацию об известных им нарушениях законности, и иные действия. По своему целевому назначению эта деятельность может быть подразделена на две части: выявление нарушений законности и реагирование на них.

Надзор за исполнением законов всегда начинается с провер­ки соблюдения их различными субъектами. Проверка наибо­лее сложная и трудная часть деятельности прокурора, ибо правонарушители часто тщательно и порой весьма квалифици­рованно уничтожают следы своих противоправных деяний, скрываются сами, угрожают лицам, располагающим соответст­вующими сведениями. По содержанию проверка исполнения законов — своеобразный аналог расследования.

Деятельность по выявлению правонарушений обычно начи­нается со сбора прокурором фактических данных о них. На основе исследования и осмысления последних устанавливаются негативные, антисоциальные факты, в результате правовой оцен­ки которых выявляются нарушения законности. Очень важно четко определить все связанные с правонарушением правовые последствия: размер причиненного вреда, характер ответствен­ности и т.д. Подлежат обязательному выявлению виновные лица, потерпевшие, а также причины и условия, способствовав­шие совершению данных нарушений законности.

Не менее важна и вторая часть надзорной деятельности — реагирование на нарушения законности и обусловившие их обстоятельства. Ни одно правонарушение не должно оставать­ся без надлежащего воздействия со стороны прокуратуры. Только при этом условии возможно реальное укрепление законности в нашем государстве. Реагирование осуществляется двумя способами.

Первый — непосредственное устранение нарушений закон­ности самим прокурором. Такой прием используется при осуществлении надзора за исполнением законов органами до­знания и предварительного следствия. Выявив какое-либо неза­конное постановление следователя или инспектора по дозна­нию, прокурор своим постановлением отменяет его.

Второй способ реагирования — обращение прокурора к соот­ветствующим компетентным органам, должностным лицам с требованием о принятии необходимых мер по устранению нарушений законности и сопутствующих им обстоятельств. На­пример, признав незаконным постановление главы администра­ции района, города, прокурор направляет ему протест с требо­ванием об отмене либо изменении указанного акта. При этом очень важно обеспечить реальный результат принимаемых мер. Данный способ — основная форма реагирования в надзорной практике.

Прокурорский надзор выполняет три функции:

Первая — законноохранительная. Она выражается в охране законов от нарушений и представляет собой охрану права в объективном смысле.

Вторая — правоохранительная, или правозащитная. Суть ее состоит в защите нарушенных прав и охраняемых законом интересов граждан, учреждений, предприятий, организаций, самого государства. Это уже — охрана права в субъективном смысле. Нарушения законности часто проявляются как посяга­тельство на чьи-либо права, интересы. В связи с этим прокурор должен принять действенные меры по их восстановлению.

Третья — правовоспитательная. Она заключается в активном воздействии на граждан в целях строгого и точного исполнения ими норм права.

17.Система органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.

Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, деятельности судебных приставов, нотариата, адвокатуры, органов регистрации.

Деятельность Министерства юстиции РФ регулируется нормами Положения «О Министерстве юстиции Российской Федерации».

Система органов Министерства юстиции РФ:

1. Центральный аппарат министерства юстиции.

2. Территориальные органы Министерства юстиции РФ.

3. Подведомственные федеральные службы и агентства:

3.1. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).

3.2. Федеральная служба судебных приставов (ФССП).

3.3. Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФГУ).

4. Подведомственные учреждения и подразделения:

4.1. Судебно-экспертные учреждения.

4.2. Государственная регистрационная палата.

4.3. Научный центр правовой информации.

4.4. Российская правовая академия.

4.5. Научно-исследовательские и иные учреждения обеспечительного характера.

2. Компетенция Министерства юстиции РФ.

Наиболее полно полномочия Министерства юстиции отраженны в Главе 2 Положения « О Министерстве юстиции РФ».

В общих чертах, полномочия Министерства юстиции РФ сводятся к:

- Деятельность в сфере принятия и контроля нормативных правовых актов.

- Деятельность в сфере юридической экспертизы.

- Деятельность в сфере контроля и надзора за адвокатурой и нотариатом.

- Деятельность в сфере государственной регистрации.

- Деятельность в сфере международно-правовых отношений.

Функции и задачи ФСО России

Государственная охрана — функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

Государственная охрана осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации.

Основными принципами осуществления государственной охраны являются принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, централизованного руководства, взаимодействия государственных органов обеспечения безопасности, непрерывности, сочетания гласных и негласных методов деятельности, подконтрольности и поднадзорности.

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России, бывшее Девятое управление КГБ СССР) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.

ФСО России осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы.

Руководство деятельностью ФСО России осуществляет Президент Российской Федерации.

Положение о ФСО России и структура федеральных органов государственной охраны утверждаются Президентом Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации координирует деятельность ФСО России в части, касающейся взаимодействия ФСО России с федеральными органами исполнительной власти.

Согласно Положению о Федеральной службе охраны основными задачами ФСО являются:

1) обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

2) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

3) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

4) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда;

5) защита охраняемых объектов;

6) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

7) организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам;

8) участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну;

9) осуществление государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координация работ, производимых в этой сфере;

10) информационно-технологическое и информационно-аналитическое обеспечение государственных органов, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно-телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях;

11) обеспечение собственной безопасности.

27. Адвокатура и адвокатская деятельность в Российской Федера­ции.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

  • работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;
  • нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Не является также адвокатской деятельностью осуществление представительства в силу закона.

В соответствии с федеральным законодательством адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Он не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Оказывая юридическую помощь, адвокат:

  • дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
  • составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
  • представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
  • участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
  • участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
  • представляет интересы доверителя в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ;
  • участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Она действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов.

Система адвокатуры

Адвокатская палата субъекта РФ.Адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ.

Адвокатская палата создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта РФ, организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.

Адвокатская палата образуется учредительным собранием (конференцией) адвокатов и является юридическим лицом. На территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов РФ. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается. Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.

Органы управления адвокатской палатой субъекта РФ.Высшим органом адвокатской палаты субъекта РФ является собрание (конференция) адвокатов. В случае если численность адвокатской палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокатской палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год.

Собрание (конференция) адвокатов считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов адвокатской палаты (делегатов конференции). Решения собрания (конференции) адвокатов принимаются простым большинством голосов адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции).

К компетенции собрания (конференции) адвокатов относятся:

– формирование совета адвокатской палаты субъекта РФ и принятие решений о досрочном прекращении полномочий членов совета;

– утверждение порядка определения норм представительства и порядка избрания делегатов на конференцию;

– избрание ревизионной комиссии и избрание членов квалификационной комиссии из числа адвокатов;

– избрание делегатов на Всероссийский съезд адвокатов;

– определение порядка направления адвокатов для работы в юридических консультациях;

– определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокатской палаты;

– утверждение сметы расходов на содержание адвокатской палаты;

– утверждение отчета ревизионной комиссии о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности палаты;

– утверждение отчетов совета, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание совета;

– утверждение регламентов собрания (конференции) адвокатов, совета и ревизионной комиссии;

– определение места нахождения совета;

– утверждение штатного расписания аппарата органов адвокатской палаты;

– установление мер поощрения и видов ответственности адвокатов.

Совет адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты. Он избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты. Собрание (конференция) адвокатов обновляет состав совета один раз в два года не менее чем на одну треть.

Совет адвокатской палаты наделен следующими полномочиями:

– избирает из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года;

– определяет нормы представительства на конференцию;

– обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта РФ, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно. В этих целях совет:

а) принимает решения о создании по представлению органов государственной власти субъекта РФ юридических консультаций;

б) направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в соответствии с порядком, определенным собранием (конференцией) адвокатов;

в) финансирует деятельность юридических консультаций и работающих в них адвокатов в соответствии со сметой, утверждаемой собранием (конференцией) адвокатов;

г) определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора или суда;

д) определяет порядок выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно;

е) представляет адвокатскую палату в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях и в иных организациях;

ж) содействует повышению профессионального уровня адвокатов;

з) рассматривает жалобы на действия (бездействие) адвокатов с учетом заключения квалификационной комиссии;

и) защищает социальные и профессиональные права адвокатов.

Заседания совета созываются президентом адвокатской палаты по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета. Решения совета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании, и являются обязательными для всех членов адвокатской палаты.

Президент адвокатской палаты представляет адвокатскую палату в отношениях с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами. Он действует от имени адвокатской палаты без доверенности и наделен следующими полномочиями:

– выдает доверенности и заключает сделки от имени адвокатской палаты;

– распоряжается имуществом адвокатской палаты по решению совета адвокатской палаты субъекта РФ;

– осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата адвокатской палаты;

– созывает заседания совета адвокатской палаты субъекта РФ;

– обеспечивает исполнение решений совета и решений собрания (конференции) адвокатов.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта РФ.

Об итогах своей деятельности ревизионная комиссия отчитывается перед собранием (конференцией) адвокатов. Члены ревизионной комиссии могут совмещать работу в ревизионной комиссии с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в ревизионной комиссии в размере, определяемом собранием (конференцией) адвокатов.

Квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов. Она формируется на срок два года в количестве 13 членов.

Председателем квалификационной комиссии является президент адвокатской палаты по должности. Квалификационная комиссия считается сформированной и правомочна принимать решения при наличии в ее составе не менее двух третей от числа членов квалификационной комиссии.

Заседания квалификационной комиссии созываются председателем квалификационной комиссии по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов квалификационной комиссии. Решения квалификационной комиссии по вопросу о приеме квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, принимаются простым большинством голосов членов квалификационной комиссии, участвующих в ее заседании, путем голосования именными бюллетенями.

Протокол заседания квалификационной комиссии подписывается всеми членами квалификационной комиссии независимо от позиции, занятой каждым членом при голосовании. Решение квалификационной комиссии объявляется претенденту немедленно после голосования.

Квалификационная комиссия по результатам рассмотрения жалобы дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм кодекса профессиональной этики адвоката, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей.

Федеральная палата адвокатов РФявляется общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатских палат субъектов РФ.

Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи.

Федеральная палата адвокатов образуется Всероссийским съездом адвокатов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Федеральной палаты адвокатов, не допускается. Устав Федеральной палаты адвокатов принимается Всероссийским съездом адвокатов.

Решения Федеральной палаты адвокатов и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокатских палат и адвокатов.

Органы управления Федеральной палатой адвокатов.Высшим органом Федеральной палаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов. Съезд созывается не реже одного раза в два года и считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей делегатов съезда.

Всероссийский съезд адвокатов наделен следующими полномочиями:

– принимает устав Федеральной палаты адвокатов;

– принимает кодекс профессиональной этики адвоката;

– утверждает единую норму представительства от адвокатских палат на Всероссийский съезд адвокатов;

– формирует состав совета Федеральной палаты адвокатов и принимает решение о досрочном прекращении полномочий его членов;

– определяет размер отчислений адвокатских палат на общие нужды Федеральной палаты адвокатов исходя из численности адвокатских палат;

– утверждает смету расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;

– утверждает отчеты совета Федеральной палаты адвокатов, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание Федеральной палаты адвокатов;

– избирает ревизионную комиссию Федеральной палаты адвокатов и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности совета Федеральной палаты адвокатов;

– утверждает регламенты Всероссийского съезда адвокатов и совета Федеральной палаты адвокатов;

– утверждает штатное расписание аппарата Федеральной палаты адвокатов;

– определяет местонахождение совета Федеральной палаты адвокатов;

– осуществляет иные функции, предусмотренные уставом Федеральной палаты адвокатов.

Совет Федеральной палаты адвокатов является коллегиальным исполнительным органом Федеральной палаты адвокатов. Избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве 36 человек. Всероссийский съезд адвокатов обновляет состав совета Федеральной палаты адвокатов один раз в два года не менее чем на одну треть.

Совет Федеральной палаты адвокатов наделен следующими полномочиями:

– избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на четыре года и по его представлению трех вице-президентов Федеральной палаты адвокатов сроком на два года;

– представляет Федеральную палату адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях в России и за рубежом;

– координирует деятельность адвокатских палат;

– содействует повышению профессионального уровня адвокатов, разрабатывает единую методику профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов;

– защищает социальные и профессиональные права адвокатов;

– участвует в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам, относящимся к адвокатской деятельности;

– обобщает дисциплинарную практику, существующую в адвокатских палатах, и разрабатывает в связи с этим необходимые рекомендации;

– созывает не реже одного раза в два года Всероссийский съезд адвокатов, формирует его повестку дня;

– распоряжается имуществом Федеральной палаты адвокатов в соответствии со сметой и назначением имущества.

Заседания совета Федеральной палаты адвокатов созываются президентом Федеральной палаты адвокатов по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца и считаются правомочными, если на них присутствуют не менее двух третей членов совета Федеральной палаты адвокатов. Решения совета Федеральной палаты адвокатов принимаются простым большинством голосов членов совета Федеральной палаты адвокатов, участвующих в заседании.

28. Организация нотариальной деятельности на территории Рос­сийской Федерации.

На территории России допускается как государственная, так и частная нотариальная практика.

Государственный нотариус — это лицо, работающее в государственной нотариальной конторе, на которое рас­пространяются нормы законодательства о государственной службе РФ, т.е. государство не только устанавливает круг его полномочий, но и обеспечивает денежным содержанием и социальными гарантиями. Частнопрактикующий нотари­ус — лицо, работающее в частной нотариальной конторе, на которое распространяются главным образом нормы Основ законодательства о нотариате и ТрК.

Правосубъектность этих двух нотариальных структур одинакова. В соответствии со ст. 2 Основ законодательства о нотариате при совершении нотариальных действии но­тариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают они в государст­венной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Различия касаются вопросов финансирования и контро­ля за деятельностью нотариусов, работающих в государст­венных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой, а также их ответственности.

Основы законодательства о нотариате закрепляют в основном одинаковые требования к кандидатам на долж­ность и государственного, и частнопрактикующего нота­риуса (ст. 2). Таковыми являются:

— гражданство Российской Федерации;

— высшее юридическое образование;

— прохождение стажировки (не менее одного года) у государственного или частнопрактикующего нотариуса;

— успешная сдача квалификационного экзамена;

— лицензия на право нотариальной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 2 Основ законодательства о нотариате

срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юри­дической специальности не менее трех лет, может быть со­кращен, но не более чем на шесть месяцев.

Наделение нотариуса полномочиями производится на конкурсной основе из числа лиц, отвечающих вышеназван­ным критериям. Данное положение распространяется на занятие как должности государственного, так и частного нотариуса. Целью конкурса является отбор наиболее про­фессионально подготовленных лиц, способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Порядок проведе­ния конкурса на замещение вакантной должности нотари­уса определен Положением, утвержденным приказом Мин­юста России от 17.02.1997 № 19-01-19-97.

Решение конкурсной комиссии является основанием для издания приказа о назначении на вакантную должность лица, победившего в конкурсе.

Нотариус, впервые назначенный на должность, прино­сит присягу.

Согласно ст. 13 Основ законодательства о нотариате но­тариус вправе осуществлять свою деятельность в пределах нотариального округа, который устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением РФ. Вместе с тем совершение нотариусом нотариального дейст­вия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия.

Нотариус обладает правами и обязанностями, большая часть которых закреплена в гл. III Основ законодательства о нотариате.

Основное право нотариуса — это право совершать пред­усмотренные законом действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ или международными договорами.

Другие права нотариуса являются производными от вышеуказанного основного права. Так, для совершения нотариального действия нотариус вправе истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий. Он может составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

Обязанностями нотариуса в соответствии с Основами законодательства о нотариате (ст. 6, 9, 11, 16, 22, 24 и др.) являются оказание физическим и юридическим лицам со­действия в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснение им прав и обязанностей, а также последствий совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть ис­пользована им во вред, сохранение в тайне сведений, ко­торые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны, если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершени­ем нотариального действия.

Нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия, если: оно не соответствует законодательству РФ или международным договорам; подлежит совершению другим но­тариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указан­ным в его уставе или положении; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства (ст. 48 Основ законодатель­ства о нотариате). Приведенный перечень является исчер­пывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совер­шении нотариального действия, должен в десятидневный срок вынести мотивированное постановление, разъяснить порядок и сроки обжалования отказа. Не<

Наши рекомендации