Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Прокуратура России действует на основе принципов, установленных ст. 129
Конституции РФ и ст. 4 Закона «О прокуратуре РФ». Эти принципы таковы:
1) Принцип единства и централизации органов прокуратуры на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ закреплен в ст. 129 Конституции РФ. Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории России, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается. Органы прокуратуры являются федеральными органами государственной власти.
Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий
прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей,
принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить
или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных
законом. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих
прокуроров и осуществляют контроль над нею. Приказы, указания, распоряжения,
положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор по вопросам
организации деятельности системы прокуратуры, обязательны для исполнения
всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 Закона).
2) Независимость прокуратуры при осуществлении своих полномочий от
других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Закон «О прокуратуре РФ» устанавливает гарантии независимости органов прокуратуры. Так, согласно ч. 1 ст. 5 воздействие в какой-либо формефедеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений,средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на
прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой
установленную законом ответственность.
Ч. 2 ст. 5 Закона «О прокуратуре РФ», гласит, что прокурор и следователь
не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их
производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для
ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным
законодательством. Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.02.00 №3-
П эта норма признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку по
смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, она во всех случаях
приводит к отказу органами прокуратуры в предоставлении гражданину для
ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы,
без предусмотренных законом надлежащих оснований, связанных с содержанием
указанных материалов, и препятствует тем самым судебной проверке
обоснованности такого отказа.
Независимость прокуратуры обеспечивается также установленными
п. 3-5 ст. 4 Закона «О прокуратуре РФ» ограничениями на совмещение
прокурорскими работниками своей основной деятельности с иной оплачиваемой
или безвозмездной деятельностью, членством в выборных и иных органах,
образуемых органами государственной власти и органами местного
самоуправления, в общественных объединениях, преследующих политические
цели, и иным участием в их деятельности. Создание и деятельность
общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций
в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи
в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных
объединений. Прокурорские работники могут заниматься помимо своей основной
деятельности только преподавательской, научной и иной творческой
деятельностью.
Согласно ст. 45 Закона прокуроры и следователи, их близкие родственники,
имущество указанных лиц находятся под особой защитой государства. Под такой
же защитой находятся в исключительных случаях также иные лица, на жизнь,
здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью
воспрепятствовать законной деятельности прокуроров и следователей, либо
принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную
деятельность. Порядок и условия осуществления государственной защиты
прокуроров и следователей определяются, прежде всего, Федеральным законом
«О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов.
3) Законность, т.е. осуществление прокуратурой своей деятельности в
строгом соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными
законами и федеральными законами, а также нормами международного права.
Для прокуратуры принцип законности выступает главенствующим в ее
деятельности, поскольку вся ее деятельность направлена на обеспечение
исполнения законов. Этой задаче способствует совокупность норм,
определяющих требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, которые касаются их профессиональных и моральных качеств,
уровня образования, ряда возрастных цензов для лиц, замещающих должности
прокуроров, порядка назначения на должности, аттестации прокурорских
работников. Этим же задачам служит и создание в органах прокуратуры службы
безопасности.
4) Гласность, т.е. осуществление прокуратурой своей деятельности гласно в
той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об
охране прав и свобод граждан, о государственной и иной специально охраняемой
законом тайне. Прокуратура обязана информировать органы государственной
власти, органы местного самоуправления, а также население о состоянии
законности.
Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов
прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами
федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции РФ «каждый
имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную _______и семейную тайну».
Перечень сведений, относимых к государственной тайне, установлен Законом РФ
«О государственной тайне» (ст. 5). Существуют различные виды служебной
тайны (следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная,
врачебная и т. п.). Специально охраняемой законом является коммерческая тайна
и ее различные разновидности, банковская (ст. 857 ГК РФ), тайна страхования (ст.
946 ГК РФ) и др. Специально охраняемой законом является военная тайна.
Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление
Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту
РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной
работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую
информацию органам власти субъектов Федерации, местного самоуправления,
радио, телевидению, газетам, выступают на страницах печати, с лекциями и
докладами перед населением.
5) Обязательность требований прокурора при осуществлении им
полномочий по надзору за законностью, предусмотренных Законом «О
прокуратуре РФ». Согласно ст. 6 указанного Закона требования прокурора,
вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 Закона,
подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение
требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также
уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом
ответственность. Например, ст. 17.7 КоАП РФ устанавливает административную
ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора,
вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя в виде административного штрафа,
налагаемого на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных
размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до тридцати
минимальных размеров оплаты труда.