Цели и направления прокурорской деятельности.
Цель – это идеально представленный результат деятельности. Задачи - это “шаги” к цели, действия, которые приведут к её осуществлению.
В ст 2 ФЗ о прокуратуре выделены цели прокурорской деятельности, а именно обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Направления деятельности органов прокуратуры в Законе «О прокуратуре
РФ» подразделяются на две группы: это прокурорский надзор и иные функции
прокуратуры.
Прокурорский надзор состоит в наблюдении за исполнением законов и
соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти и
местного самоуправления и их должностными лицами, органами управления и
руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, и принятии
предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и
способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и
привлечению виновных к ответственности.
К иным функциям прокуратуры Закон «О прокуратуре РФ» относит
следующие:
1) Уголовное преследование в соответствии с полномочиями,
установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Прокурор
осуществляет от имени государства уголовное преследование и имеет в ходе
досудебного производства по уголовному делу широкий круг полномочий по
руководству предварительным расследованием. Данная функция более подробно
освещается в 4 параграфе настоящей главы.
2) Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры
координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел,
органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и
других правоохранительных органов. В целях обеспечения координации
деятельности указанных органов, прокурор созывает координационные
совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую
необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с
Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе
с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от
18.04.96 г. №567 с изм., внес. Указом Президента РФ от 25.11.2003 г. №1389.
Координация деятельности правоохранительными органами
осуществляется в следующих основных формах:
- проведение __________заседаний координационных совещаний руководителей
правоохранительных органов;
- текущий обмен информацией;
- совместные выезды на места для проведения согласованных действий,
проверок и оказания помощи нижестоящим правоохранительным органам,
изучения и распространения положительного опыта;
- создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных
преступлений;
проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и
пресечению преступлений, а также по устранению причин и условий,
способствующих их совершению;
- взаимное использование возможностей правоохранительных органов в
повышении квалификации работников, проведение совместных семинаров,
конференций;
- оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности по
основаниям и в порядке, предусмотренным законом;
- издание совместных приказов, указаний, подготовка информационных
писем и ориентировок, иных организационно-распорядительных документов;
- издание совместных бюллетеней (сборников) и других информационных
документов по обмену опытом;
- разработка и утверждение согласованных полугодовых, а при
необходимости - перспективных планов координационной деятельности.
Специфическим аспектом координации, который реализуется
непосредственно Генеральной прокуратурой РФ, являются обобщение практики
исполнения международных договоров и соглашений с зарубежными странами и
международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с
преступностью и выработка соответствующих предложений.
3) Участие в рассмотрении дел судами, в т.ч. обжалование
противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений
судов1. Данная функция прокуратуры подробно освещается ниже в параграфе 5
настоящей главы.
4) Участие в правотворческой деятельности.
Функция участия в правотворческой деятельности предопределяется тем,
что характер задач, возложенных на прокуратуру, содержание деятельности ее
органов, распространенность прокурорского надзора практически на все сферы
общественных отношений, урегулированных нормами права, объективно делают
прокуратуру широко осведомленной не только об исполнении законов, но и о
состоянии правового регулирования. Необходимо отметить, что органы
прокуратуры не обладают правом законодательной инициативы. Однако ст. 9
Федерального закона «О прокуратуре РФ» в существенной мере компенсирует
отсутствие такого права. Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему
прокуроры вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие
правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего
уровней предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и
иных правовых актов. Отличие данного права прокурора от права
законодательной инициативы состоит прежде всего в правовых последствиях
такого обращения. Обращение с законодательной инициативой субъектов,
наделенных таким правом в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, влечет
определенные последствия, в частности обязанность законодателя рассмотреть
внесенный законопроект и в любом случае принять по нему соответствующее
решение согласно регламенту и установленным процедурам. Обращения
Генерального прокурора РФ с соответствующими предложениями по поводу
законодательства рассматриваются в обычном порядке. Одобренное и
рассмотренное надлежащим образом обращение Генерального прокурора РФ,
доработанное либо в неизменном виде, вносится в законодательный орган самим
субъектом законодательной инициативы уже от своего имени.
Специфической формой участия Генерального прокурора РФ в
правотворческой деятельности является согласование, совместное издание с
иными государственными органами нормативных актов в случаях и порядке,
определенных федеральным законом.
5) Выпуск Генеральной прокуратурой специальные печатных изданий,
наиболее известным из которых является журнал «Законность».
6) Осуществление международного сотрудничества.
1 УПК РФ, АПК РФ и ГПК РФ именуют акты, с помощью которого прокурор инициирует
производство по пересмотру судебных решений во второй инстанции и в порядке надзора не
протестами, а жалобами и представлениями, используя при этом обобщенный термин -
«обжалование судебных решений».
Согласно ст. 2 Закона «О прокуратуре РФ» Генеральная прокуратура РФ в
пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими
органами других государств и международными организациями, сотрудничает с
ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и уголовного
преследования, участвует в разработке международных договоров РФ.
7) Участие в заседаниях федеральных органов законодательной и
исполнительной власти, представительных (законодательных) и
исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Генеральный прокурор РФ, его заместители и по их поручению другие
прокуроры вправе присутствовать на заседаниях Государственной Думы и Совета
Федерации, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных
(законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного
самоуправления. Другие прокуроры (субъекта РФ, города, района) вправе
присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и
исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления
соответствующего и нижестоящего уровней. Они также вправе участвовать в
рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами
государственной власти местного самоуправления, коммерческими и
некоммерческими организациями.
Кроме того прокуратура осуществляет научную и образовательную
деятельность - в системе органов прокуратуры имеются соответствующие
научные и учебные заведения.
На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не
предусмотренных федеральными законами (ст. 3 Закона «О прокуратуре РФ»).