По выполнению курсовой (контрольной) работы

Курсовая (контрольная) работа представляет собой развернутое, приведенное в систему изложение результатов изучения студентом темы учебной дисциплины.

Работа по избранной теме требует от студента знания литературных и правовых источников, творческого мышления, аргументации и логики изложения, формулирования личной позиции.

Выполнение курсовой (контрольной) работы включает следующие этапы:

1) выбор темы и изучение литературы;

2) согласование темы курсовой (контрольной) работы с преподавателем;

3) разработка рабочего плана и основных вопросов;

4) сбор, анализ и обобщение материалов по теме;

5) формулирование основных теоретических положение, практических выводов и рекомендаций;

6) оформление курсовой (контрольной) работы и ее структура.

Выбор темы предполагает изучение соответствующей литературы, обоснование актуальности темы, оценку ее теоретического и практического значения. При выборе темы, как и при выборе объекта и предмета исследования, студенту предоставляется полная самостоятельность. Единственное обязательное условие – это соответствие темы курсовой (контрольной) работы требованию государственных обязательных стандартов к содержанию учебной дисциплины. Если у студента возникает затруднение при выборе темы, он может обратиться за помощью к преподавателю.

Избранная тема курсовой (контрольной) работы подлежит согласованию с преподавателем. Изменение темы допускается по ходатайству студента.

Написание курсовой (контрольной) работы начинается с составления рабочего плана, который позволит четко организовать изучение избранной темы. Рабочий план составляется в свободной форме и утверждается преподавателем. В нем излагаются конкретные мероприятия и основные вопросы.

Одним из сложных и трудоемких этапов работы является сбор, анализ и обобщение материалов по теме. Это требует ознакомления с большим числом литературных источников, нормативных актов, различными подходами и взглядами авторов к теме, многообразием путей решения изучаемых вопросов.

Работа над научной и учебной литературой, нормативными актами требует конспектирования их основных положений. Форма может быть разнообразной: простой и развернутый план, тезисы, цитаты. Более полной формой является конспект, который представляет собой сжатое, лаконичное изложение содержания источника.

Систематизация изученных источников позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса.

Завершающим этапом курсовой (контрольной) работы является письменное изложение основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.

На базе собранных материалов уточняются структура, содержание и объем курсовой (контрольной) работы.

Объем изложения результатов исследования не должен превышать 25 страниц машинописного текста для курсовых работ и 15 страниц для контрольных работ, отпечатанного через два интервала. Текст может быть представлен в рукописной форме.

При оформлении курсовой (контрольной) работы необходимо четко определить ее структуру, которая включает введение, главу, в каждой главе два-три параграфа, заключение (краткие выводы), список использованной литературы, приложения.

Не следует приступать к окончательному оформлению курсовой (контрольной) работы сразу же после (или в процессе) сбора и обработки материалов. Полезно еще раз продумать ее содержание в соответствии с планом и фактическими результатами исследования. Только после этого можно начинать оформление.

Оправданной является такая методика, когда первый вариант работы пишется быстро, без тщательной стилистической обработки текста (черновик). Затем текст внимательно перечитывается, редактируется и пишется окончательный вариант (беловик). После этого работа передается преподавателю. У каждого студента есть возможность использовать свой индивидуальный стиль работы.

К оформлению курсовой (контрольной) работы предъявляются следующие требования:

Во-первых, во введении необходимо обосновать актуальность выбранной темы курсовой (контрольной) работы, ее теоретическое и практическое значение.

Во-вторых, в той части, где дается обзор литературы, нормативных документов и т.п., должно быть емко и обстоятельно изложено, как данная проблема представлена в литературе.

В-третьих, следует продемонстрировать умение использовать знания теории для объективного и всестороннего анализа исследуемой проблемы. Студент должен высказать свое отношение к изучаемому вопросу, выделить положительное, определить недостатки, сформулировать наиболее эффективные меры их устранения. При этом излагаемые положения должны подкрепляться результатами изучения примеров из жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации и других источников.

В-четвертых, в заключении (в кратких выводах) необходимо подвести итоги, дать рекомендации, которые, по мнению выполняющего курсовую (контрольную) работу, будут способствовать положительному решению изучаемой проблемы.

В-пятых, при использовании по ходу изложения цитат (высказываний, точек зрения, примеров, фактов, статистических данных, норм права и т.д.) следует сделать соответствующие сноски. Они могут даваться внизу на каждой странице или в списке использованной литературы. Если делается несколько ссылок на одну работу, то название и выходные данные указываются полностью один раз, во всех последующих ссылках даются фамилия, инициалы, сокращенное обозначение работы и номер страницы. Например: Логинов Е.А. Криминалистика: Учебно-методическое пособие. КРАГСиУ, 2004. С. 49. Далее: Логинов Е.А. Указ. работа. С. 87.

Основные недостатки, которые часто встречаются в курсовых (контрольных) работах:

1) отсутствуют убедительные доказательства, обоснования, выводы и рекомендации;

2) нарушена последовательность изложения, много повторений, нечеткие формулировки, оговорки, грамматические ошибки;

3) отсутствует четкость в определении основного содержания курсовой (контрольной) работы;

4) излагаемые по тексту примеры не подкрепляются смысловым содержанием, размышлениями студента;

5) курсовая (контрольная) работа пишется как набор цитат, фраз и выдержек из книг, брошюр и других источников, как пересказ одной-двух журнальных статей.

Поэтому при выполнении курсовой (контрольной) работы рекомендуется изучить методические рекомендации для того, чтобы избежать перечисленных недостатков.

Примерная тематика

Наши рекомендации