Прогрессивная система исполнения наказаний
Понятие прогрессивной системы исполнения наказаний в науке трактуется неоднозначно. Соответствующей проблематике посвящены работы О.И. Бажанова и Ю.М. Ткачевского. Отдельные вопросы рассматриваются и в работах иных авторов (Н.А. Стручков, А.Ф. Сизый и др.).
Профессор Бажанов О.И., рассматривая прогрессивную систему исполнения наказаний, дает ее определение применительно к исполнению наказания в виде лишения свободы.
Прогрессивная система исполнения лишения свободы – определенный, точно регламентированный порядок исполнения лишения свободы с классификацией и раздельным содержанием осужденных в разных видах исправительно-трудовых учреждений, при котором для осужденного изменяются условия отбывания наказания в лучшую (либо худшую) сторону в зависимости от его исправления (либо неисправления) с предоставлением возможности досрочного освобождения, с организацией помощи освобожденному (патронат) и установления за ним наблюдения и надзора.
Как можно заметить, данное определение имеет некоторые недостатки:
- сформулировано только в отношении лишения свободы, тогда как прогрессивная система исполнения характерна и для других видов наказания;
- в исполнение лишения свободы включается досрочное освобождение.
Иное определение предложено Ю.М. Ткачевским:
Прогрессивная система исполнения наказания – установленный уголовным и уголовно-исполнительным законодательством порядок изменения условий исполнения наказания, ухудшающий или улучшающий статус осужденного в зависимости от его поведения и отношения к отбываемому наказанию.
Исторически первой разновидностью прогрессивной системы исполнения наказания можно считать английскую (так называемую «звездную» или «марочную») систему исполнения лишения свободы, которая была создана в первой половине XIX века.
В соответствии с этой системой осужденные делились на три класса: 1) «звезды» - осужденные, ранее не подвергавшиеся заключению и признанные неразвращенными, которые носили на одежде звезду; 2) переходный класс – осужденные впервые, но признанные недостойными носить звезду по своему нравственному облику; 3) в третий класс выделялись рецидивисты, а также лица, нарушившие условия условно-досрочного освобождения.
Лишение свободы отбывалось по трем ступеням:
1) первый этап – одиночное заключение: заключенные первого класса проводили в одиночном заключении не более 3 месяцев, второго – не более 6 месяцев, третьего – не более девяти. Все женщины должны были отбыть не менее 3 месяцев. Если одиночное заключение, по мнению администрации исправительного учреждения, не оказывало должного исправительного воздействия, то его срок мог продлеваться. На этом этапе осужденные не привлекались к труду.
2) на втором этапе осужденные ночью содержались раздельно, дне работали совместно. На этом ступени осужденные делились на пять разрядов и каждый осужденный должен был пройти все разряды. За добросовестную работу и хорошее поведение осужденному начислялись так называемые «марки». Набрав определенное количество марок, осужденный переводился в следующий разряд.
3) условно-досрочное освобождение (было связано со значительным ограничением прав осужденного).
В России прогрессивная система получила свое развитие только после 1917 г., когда под влиянием ряда юристов (С.В. Познышев, Е.Г. Ширвиндт, Б.С. Утевский и др.) ее отдельные элементы начали реализовываться при исполнении лишения свободы.
В современном российском уголовно-исполнительном праве прогрессивная система характерна не для всех видов наказания, а только для следующих его видов: 1) обязательных работ; 2) исправительных работ; 3) ограничение свободы; 4) арест; 5) лишение свободы; 6) содержание в дисциплинарной воинской части.
Цели прогрессивной системыв науке также определяются неоднозначно. Так, О.И. Бажанов определял их следующим образом:
1) исправление и перевоспитание осужденных;
2) частное и общее предупреждение;
3) постепенная подготовка осужденных к жизни на свободе;
4) профилактика совершения преступлений со стороны освобожденных от наказания.
Похожей точки зрения придерживался профессор А.Ф. Сизый, который в своей работе «Меры поощрения как средство воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы и их правовое регулирование» отмечал следующее: «…суть поощрений (взысканий) …, охватываемых понятием прогрессивной системы состоит в том, что они дают возможность индивидуализации исполнения наказания в зависимости от поведения осужденных; изменяют правовое положение, способствуют более быстрому закреплению положительных взглядов; … интенсифицируют воспитательный процесс, способствуют … процессу адаптации».
Точка зрения профессора Бажанова относительно целей прогрессивной системы была подвергнута критике Ю.М. Ткачевским, указавшим следующее: во-первых, при таком подходе понятие прогрессивной системы вновь необоснованно сужается до исполнения лишения свободы; во-вторых, названные цели присущи карательно-воспитательному процессу в целом, а не только прогрессивной системе. Таким образом, в этом смысле целью прогрессивной системы является лишь стимулирование, облегчение процесса воспитания осужденного.
В целом же Ю.М. Ткачевский в качестве целей прогрессивной системы называет способствование при исполнении наказаний:
1) восстановлению социальной справедливости;
2) исправлению осужденного;
3) достижению частной и общей превенции.
Выделяют следующие формы реализации прогрессивной системы исполнения наказаний:
1) изменение условий исполнения наказания в пределах одного исправительного учреждения в лучшую или худшую сторону. Отмечается, что этот элемент прогрессивной системы наиболее часто применяем (например, ч.2 ст.120 УИК РФ «Исправительные колонии общего режима» гласит, что при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду по отбытии не менее шести месяцев срока наказания в обычных условиях отбывания наказания осужденные могут быть переведены в облегченные условия, а ч.3 устанавливает, что осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания);
2) перевод из одного исправительного учреждения в другое (характерно только для исполнения лишения свободы). Например, в соответствии с ч.2 ст.78 УИК РФ «Изменение вида исправительного учреждения» положительно характеризующиеся осужденные по отбытии определенного срока могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания: из тюрьмы в исправительную колонию; из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима и т.д. Возможен и обратный вариант: ч.4 ст.78 УИК РФ предусматривает возможность перевода, например, из колонии-поселения в колонию общего режима и т.п.
3) замена одного наказания другим (возможны два варианта):
а) более мягким (например, ч.1 ст.80 УК РФ устанавливает, что лицу, отбывающему ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания);
б) более строгим (например, согласно ч.4 ст.50 УК РФ в случае злостного уклонения от отбывания наказания лицом, осужденным к исправительным работам, суд может заменить неотбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы).
Литература и нормативные акты:
1. Конституция РФ;
2. УИК РФ;
3. Бажанов О.И. Прогрессивная система исполнения наказания. Минск: Наука и техника. 1981. 168 с.;
4. Сизый А.Ф. Меры поощрения как средство воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы и их правовое регулирование: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов. 1975. 18 с.;
5. Ткачевский Ю.М. Российская прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М.: Городец, 2007. 240 с.;
6. Усманов И.М. Режим как основное средство исправления осужденных // Следователь. Федеральное издание. 2008. №7 (123). С.62-63;
7. Уваров И.А. Труд как средство исправления осужденных в местах лишения свободы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2011, № 2. С.17-20.
Лекция 4. Учреждения и органы, исполняющие наказания. Контроль за их деятельностью.
План:
1. Задачи и виды учреждений и органов, исполняющих наказание