Понятие и правовое регулирование применения к осужденным средств исправления. Виды средств исправления осужденных
Понятие исправления осужденных закреплено в ч.1 ст.9 УИК РФ, где под исправлением понимается формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.
Основные средства исправления осужденных названы в ч.2 ст.9 УИК РФ, согласно которой к таковым относятся: 1) установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), 2) воспитательная работа, 3) общественно полезный труд, 4) получение общего образования, 5) профессиональная подготовка, 6) общественное воздействие.
1) Режим – как уже говорилось, он представляет собой порядок и условия исполнения и отбывания наказания. Таким образом, предусмотренные режимом требования к поведению осужденного дисциплинируют последнего, оказывая тем самым исправительное воздействие.
2) Воспитательная работа является необходимым условием исправления осужденных. Она включает в себя обширный набор разнообразных средств и методов их применения. В этом отношении непосредственную помощь персоналу может оказать знание основных положений исправительной (пенитенциарной) педагогики и психологии. Известно, что при достижении цели исправления осужденных следует применять не одно какое-либо воспитательное средство (сколь бы действенным оно не представлялось), а систему соответствующих мероприятий, средств в их различной комбинации в зависимости от личностных свойств воспитуемых. В указанной системе мероприятий свое место находит сегодня и религиозное просвещение, в том числе и среди осужденных.
3) Общественно полезный труд в силу своих значительных воспитательных возможностей воздействия на личность выступает важнейшим средством и исправления осужденных. В советский период уголовно-исполнительное законодательство признавало труд основой всего процесса исправления и перевоспитания осужденных, о чем свидетельствовало и название соответствующей отрасли права – исправительно-трудовое (см. вопрос 1 лекции 1). Сейчас в уголовно-исполнительной политике и законодательстве акцент смещен с трудового аспекта на уголовно-исполнительный. Вместе с тем труд продолжает играть важную роль при исполнении многих видов наказаний. Например, согласно ч.1 ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Условия труда осужденных регулируются в своей основе законодательством о труде.
4) Получение общего образования и профессиональной подготовки является мощным средством исправления осужденных. Особенно важным это представляется для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Здесь речь идет не просто о получении осужденными того или иного уровня образования, специальности или ее усовершенствовании, а об учебно-педагогическом процессе, имеющем воспитательную направленность. Так, ч.1 ст.108 УИК РФ устанавливает, что в исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, а ч.3 указанной статьи устанавливает, что отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления.
5) Общественное воздействие как средство исправления осужденных в России применяется давно. Здесь также накоплен достаточно богатый опыт. В качестве примера можно привести опыт работы наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, которые не только осуществляют общественный контроль за порядком исполнения и отбывания наказаний, но и сами участвуют во многих воспитательных мероприятиях с осужденными. Получили развитие различного рода научно-методические, методические советы, организуемые в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, в аппаратах управления ими, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации и даже на федеральном уровне. В настоящее время вновь возрождаются попечительские советы; в частности, они организуются при воспитательных колониях. Встречаются также советы родственников осужденных и родительские собрания; в ряде мест они не только себя положительно зарекомендовали, но и стали эффективными рычагами воздействия на поведение осужденных. Нормативной базой их деятельности является, в частности, ст.142 УИК РФ, в соответствии с ч.2 которой в целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.
Сама формулировка «основные средства исправления» наводит на мысль о том, что возможно существование и иных, не основных, дополнительных средств. Действительно, такие средства существуют. Они оказывают вспомогательную роль в процессе исправления и не обязательны для применения. В качестве примера можно назвать получение осужденными высшего образования (ч.9 ст.50, ч.4 ст.108 УИК РФ).
Объем и характер применяемых средств исправления определяется соответствующим видом наказания, о чем, в частности, говорится в ч.3 ст.9 УИК РФ. В качестве конкретных примеров можно привести следующие: при исполнении ареста общее образование, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных не осуществляются (ч.2 ст.69 УИК); с осужденными, отбывающими пожизненное лишение свободы, не предусматривается проведение воспитательной работы.