IV. Региональные специализированные акты

1) Европейские тюремные правила 1987 г.;

2) Европейская конвенция по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1987 г.

Акты общего характера (универсальные акты):

1) закрепляют основные права и свободы человека в различных сферах (экономической, политической, социальной и пр.);

2) устанавливают принципы, определяющие основания и пределы ограничения прав и свобод (например, ст.5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. устанавливает, что никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом: a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом; b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом).

Специализированные акты:

1) содержат положения, определяющие общий правовой статус осужденных;

2) устанавливают особенности правового статуса лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также особенности порядка и условий отбывания таких наказаний (например, раздел 14 Токийских правил устанавливает следующее: 14.1. При нарушении условий, подлежащих соблюдению правонарушителем, мера, не связанная с тюремным заключением, может быть изменена или отменена. 14.2. Решение об изменении или отмене не связанной с тюремным заключением меры принимает компетентный орган, причем только после тщательного рассмотрения фактов, представленных как сотрудником, осуществляющим надзор, так и правонарушителем. 14.3. Если мера, не связанная с тюремным заключением, окажется неэффективной, то это не должно автоматически приводить к применению меры, связанной с тюремным заключением. 14.4. В случае изменения или отмены данной меры, не связанной с тюремным заключением, компетентный орган стремится установить подходящую альтернативную меру, не связанную с тюремным заключением. Наказание в виде тюремного заключения может полагаться только при отсутствии других подходящих альтернативных мер и пр.).

3) содержат положения, определяющие особенности правового статуса лиц, отбывающих наказания, связанные с изоляцией от общества (например, Основные принципы обращения с заключенными 1990 г. (п.1, 2) устанавливают, что все заключенные пользуются уважительным отношением ввиду присущего им достоинства и их значимости как людей. Не допускается никакой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или по другому признаку; принцип 13 Свода принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1988 г. гласит, что любому лицу в момент ареста и в начале задержания или заключения или вскоре после этого органом, ответственным за арест, задержание или заключение, соответственно, доводятся до сведения и разъясняются его права и как оно может осуществить эти права и пр.).

4) устанавливают гарантии приговоренным к смертной казни (Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни 1984 г.: 5. Смертный приговор может быть приведен в исполнение только в соответствии с окончательным судебным решением, вынесенным компетентным судом после завершения судебного процесса, в ходе которого предоставляются все возможные гарантии обеспечения справедливого судебного разбирательства, по меньшей мере соответствующие тем, которые предусмотрены в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, включая право каждого подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которые может быть вынесен смертный приговор, на соответствующую правовую помощь на всех стадиях судопроизводства. 6. Каждый приговоренный к смертной казни имеет право подачи апелляции в суд высшей инстанции, причем необходимо принять меры для того, чтобы такие апелляции стали обязательными. 7. Каждый приговоренный к смертной казни имеет право на подачу прошения о помиловании или замене приговора; помилование или замена приговора могут быть предоставлены во всех случаях вынесения смертного приговора. 8. Смертный приговор не может быть приведен в исполнение до рассмотрения соответствующими органами прошения о помиловании или до завершения иных регрессных процедур и других процедур, имеющих отношение к помилованию или изменению приговора.

5) закрепляют гарантии при отбывании наказаний несовершеннолетними (например, п.26.3. Пекинских правил устанавливает, что несовершеннолетние в исправительных учреждениях должны содержаться отдельно от взрослых, а также в специальном исправительном учреждении или специальном отделении, исправительного учреждения, где содержатся также и взрослые).

Литература и нормативные акты:

1. Конституция РФ;

2. УИК РФ;

3. Дементьева И.И. Развитие уголовно-исполнительного законодательства России. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М. 2006. 24 c.;

4. Сенатова Е.В. Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени: монография. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. 2005. 91 c.;

5. Дворянсков И., Пертли В. Развитие уголовно-исполнительного законодательства в XIX - начале XX века // Преступление и наказание. 2006. № 8. С.63-67;

6. Селиверстов В. Уголовно-исполнительное законодательство и международные стандарты // Закон. 2002. № 11. С.76-79.

Наши рекомендации