Служебная халатность (ст. 428 УК)
Непосредственным основным объектомпреступления, предусмотренного ст. 428 УК, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственных органов, учреждений, предприятий и организаций, а также деятельность учреждений, предприятий и организаций негосударственной формы собственности, отвечающие интересам службы.
Дополнительным объектомявляются жизнь другого человека, отношения собственности.
Объективная сторонаслужебной халатности выражается в альтернативном пассивно-активном (бездействие либо действие) поведении лица, а именно в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих служебных обязанностей.
Для служебной халатности характерно то, что должностное лицо не исполняет или ненадлежащим образом исполняет служебные обязанности, которые должны охватываться полномочиями этого лица. Так, должностное лицо не может нести ответственность за служебную халатность, если оно не исполнило или ненадлежащим образом исполнило какое-либо действие, не входящее в его служебные полномочия. Ответственность по ст. 428 УК наступает только в том случае, если должностное лицо в силу своих служебных обязанностей не только должно было совершить определенное действие, но и имело реальную возможность его совершить надлежащим образом. Если должностное лицо по не зависящим от него причинам не могло выполнить надлежащим образом возложенные на него обязанности, то ответственность за служебную халатность исключается.
Должностные полномочия есть ограниченные законом права, предоставленные должностному лицу во исполнение возложенных на него служебных обязанностей. При констатации служебной халатности необходимо установить, что должностное лицо не исполняет или ненадлежащим образом исполняет действия, которые соответствовали его полномочиям по содержанию, объему, пределам. Установление этого обстоятельства возможно на основании четкой оценки полномочий, закрепленных в соответствующих документах. Это означает необходимость наличия документов, в соответствии с которыми лицо зачисляется на должность и которые определяют служебные полномочия тех или иных работников. Такими документами могут быть приказы, уставы, инструкции и иные нормативные правовые акты.
Для наступления ответственности по ст. 428 УК необходимо конкретно указать, в чем выразилось неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, и явилось ли это следствием наступления последствий, указанных в диспозиции ст. 428 УК, т. е. необходимо установить наличие причинной связи в деянии должностного лица.
Обязательным признаком объективной стороны служебной халатности является наступление общественно опасных последствий. Законодатель определил наступление последствий следующих видов:
- смерть человека;
- иные тяжкие последствия;
- незаконное отчуждение или уничтожение государственного имуще
ства, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, в том числе
при его разгосударствлении или приватизации.
Ответственность за халатность наступает при наступлении хотя бы одного из указанных последствий.
Под смертью человека в данном случае понимается гибель организма с полным необратимым прекращением функций головного мозга (в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 декабря 2008 г. № 228 «Об утверждении Инструкции о порядке констатации смерти»).
Что же касается наступления иных тяжких последствий, то их исчерпывающего перечня нет. В данном случае суд может признать те или иные последствия тяжкими. В п. 21 постановления пленума Верховного суда Республики Беларусь от 16 декабря 2004 г. № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424-428 УК)» приводится примерный перечень тяжких последствий, при наступлении которых действия виновных квалифицируются по ч. 3 ст. 424, 425, 426 УК. К ним относятся: крупные аварии, катастрофы, длительная дезорганизация работы транспорта или производственного процесса, работы учреждения, предприятия, организации, нанесение имущественного ущерба в особо крупном размере, причинение смерти или тяжких телесных повреждений хотя бы одному человеку, доведение до самоубийства и т. п. Относительно преступления, предусмотренного ст. 428 УК, при трактовке признака «иные тяжкие последствия» можно руководствоваться п. 21 названного постановления.
Под незаконным отчуждением или уничтожением государственного имущества, повлекшим причинение ущерба в особо крупном размере, понимается незаконная передача государственного имущества в пользу другого лица или организации (отчуждение) или приведение имущества в состояние, когда оно не может использоваться по целевому назначению или перестает существовать (уничтожение). В результате этих действий должен причиняться ущерб в крупном размере, т. е. ущерб на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Причинение ущерба в особо крупном размере может быть сопряжено и с разгосударствлением или приватизацией имущества (см. анализ ст. 424 УК).
Субъективная сторонаслужебной халатности представлена неосторожной формой вины (легкомыслие или небрежность). Рассматриваемое общественно опасное деяние является единственным преступлением против интересов службы, которое совершается не умышленно, а по неосторожности.
Неосторожность по отношению к деянию вытекает из диспозиции ст. 428 УК, где указано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей является следствием недобросовестного или небрежного отношения к службе. Чаще всего неосторожность по отношению к деянию выступает в виде небрежности.
На неосторожную форму вины по отношению к последствиям также прямо указано в ст. 428 УК: «повлекшие по неосторожности смерть человека, либо иные тяжкие последствия, либо незаконное отчуждение или уничтожение государственного имущества, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, в том числе при его разгосударствлении или приватизации». Содержание неосторожности заключается в том, что лицо не предвидит общественно опасных последствий своего поведения по службе, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть, а равно предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но рассчитывает на их предотвращение.
Субъектомпреступления, предусмотренного ст. 428 УК, может быть только должностное лицо (специальный субъект), достигшее 16 лет. Перечень лиц, являющихся должностными, законодательно закреплен в ч. 4 ст. 4 УК.
Разъяснения относительно субъекта служебной халатности содержатся в п. 2-10 постановления пленума Верховного суда Республики Беларусь «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424-428 УК)».
К должностным лицам, наделенным функциями по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, следует относить руководителей структурных подразделений Министерства экономики Республики Беларусь, председателей комиссий по приватизации, иных лиц, обладающих соответствующими полномочиями на осуществление указанной деятельности.