Общая характеристика преступлений против интересов службы.

Преступления против интересов службы - это совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, предусмотренные ст.ст. 424-433 УК, которые причиняют существенный вред интересам службы, т.е. нормальной деятельности государственных органов, органов местного управления и самоуправления, а также аппарата управления организаций (независимо от форм собственности).

Отличительной особенностью данной группы преступлений является то, что субъектом подавляющего большинства из них выступает специальный субъект – должностное лицо (в соответствии со ст. 427 УК -также иное уполномоченное лицо). Исключение составляют преступления, предусмотренные ст.ст. 431 и 432 УК, субъектом которых может быть любое лицо, и ст. 433 УК, субъектом которого может быть только работник государственного органа либо иной государственной организации, не являющийся должностным лицом.

В соответствии с ч. 4 ст. 4 под должностными лицамипонимаются:

1) представители власти,то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;

2) представители общественности,то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;

4) лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;

5) должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций,

члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

Статьи гл. 35 устанавливают ответственность за преступления, которые могут быть совершены в любой сфере деятельности, связанной с осуществлением специальным субъектом своих служебных полномочий (обязанностей). В других главах Особенной части УК (гл. 24 «Преступления против собственности», гл. 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности», гл. 34 «Преступления против правосудия» и др.) также имеются уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за преступления, которые совершаются должностными лицами с использованием своих служебных полномочий (см., например, ст.ст. 137, 192, 204, 210, 224, 225, 232, 390, 392, 393, 455 УК и др.). Они являются специальными по отношению к нормам, имеющимся в гл. 35.

В соответствии с правилами, установленными в ч. 2 ст. 42 УК и ч. 1 примечаний к гл. 35, в тех случаях, когда уголовная ответственность за преступление предусмотрена различными статьями Особенной части УК, одна из которых является общей нормой, а другая - специальной, совокупность преступлений отсутствует, а лицо, виновное в совершении преступления, должно нести ответственность на основании специальной нормы. Например, внесение должностным лицом в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверных сведений, повлекшее причинение инвесторам ущерба в особо крупном размере, должно квалифицироваться только по ст. 227 УК без совокупности со ст. 427 УК.

Правило о совокупности преступлений не применяется и в тех случаях, когда совершение должностным лицом преступления против интересов службы предусмотрено в качестве признака иного преступления. Так, незаконное нарушение тайны переписки, телефонных или иных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 203 УК без применения ст. 426 УК.

Если должностное лицо использует свои властные или иные служебные полномочия для совершения преступления, не названного в гл. 35, то оно несет ответственность по совокупности преступлений. При этом совершение такого преступления признается существенным вредом, предусмотренным статьями гл. 35. Например, незаконное изъятие и присвоение имущества, принадлежащего лицу, находящемуся в состояния опьянения, совершенные сотрудником органов внутренних дел в медвытрезвителе, должно квалифицироваться как хищение имущества (например, по ст. 205 УК) и превышение власти и служебных полномочий (ст. 426 УК).



Наши рекомендации