Понятие и виды преступлений против экологической безопасности и природной среды
К преступлений против экологической безопасности и природной среды относятся совершенные умышленно или по неосторожности общественно опасные деяния, причинившие или могущие причинить вред земле, водам, недрам, лесам, животному и растительному миру, атмосфере и другим природным объектам, отнесенным к таковым законодательством об охране окружающей среды, независимо от формы собственности.
Родовым объектом экологических преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие экологическую безопасность человеческого обитания, а также сохранность и рациональное использование природных ресурсов.
По характеру и степени общественной опасности преступления, ответственность за которые предусмотрена в гл. 26 УК, относятся к категории преступлений, не представляющих большой общественной опасности, либо к менее тяжким преступлениям (чч. 2 и 3 ст. 12). Однако не стоит недооценивать общественную опасность экологических преступлений. В последнее время человечество столкнулось с трудноразрешимыми экологическими проблемами: тотальное загрязнение окружающей
По законодательной конструкции большинство рассматриваемых составов являются материальными.
Формальную конструкцию имеют составы сокрытия либо умышленного искажения сведений о загрязнении окружающей среды (ч. 1 ст. 268), нарушения правил охраны недр (ч. 1 ст. 271), незаконной добычи рыбы или водных животных (ч. 1 ст. 281), незаконной охоты (ч. 1 ст. 282).
В качестве необходимого условия уголовной ответственности в семи нормах гл. 26 УК предусмотрена административная преюдиция за: нарушение правил охраны недр (ч. 1 ст. 271), загрязнение либо засорение вод (ч. 1 ст. 272), загрязнение атмосферы (ч. 1 ст. 274), загрязнение леса (ч. 1 ст. 275), нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами (ч. 1 ст. 278), незаконную добычу рыбы или водных животных (ч. 1 ст. 281), незаконную охоту (ч. 1 ст. 282).
Диспозиции большинства норм, предусмотренных в гл. 26 УК, носят бланкетный характер.
Общие и специальные правила, регламентирующие охрану окружающей среды, закреплены в основополагающих актах экологического законодательства, таких как Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. «Об охране окружающей среды» и в иных актах экологического законодательства.
С объективной стороны экологические преступления могут быть следствием как действия, так и бездействия.
В качестве общественно опасных последствий в большинстве составов экологических преступлений законодатель указывает
-либо физический вред (смерть человека, заболевание людей),
-либо материальный ущерб (уничтожение или повреждение природного объекта),
либо экологический вред (загрязнение воздуха).
Заболевание людей подразумевает расстройство здоровья, повлекшее временную нетрудоспособность или хроническое заболевание либо иные функциональные расстройства здоровья, приведшие к стойкой утрате трудоспособности хотя бы одного человека.
Учитывая значимость и специфику охраняемых природных объектов, законодатель в гл. 26 УК предусмотрел дифференцированный подход в определении критериев крупного и особо крупного ущерба.
Общее правило закреплено в ч. 2 примечаний к гл. 26:
-крупным размером ущерба признается ущерб на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер б/в.
особо крупным — в тысячу и более раз превышающую размер б/в.
В случае посягательств на отношения, обеспечивающие нормальное функционирование леса (ст. 275), крупнымпризнается ущерб на сумму, в восемьдесят и более раз превышающую размер б/в, а особо крупным в ст. 276 признается ущерб на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер б/в.
При совершении браконьерских действий критерии оценки ущерба снижены законодателем еще больше: согласно примечания к ст. 281 крупным размером в ст.ст. 281 и 282 признается ущерб на сумму, в сорок и более раз превышающую размер б/в, а особо крупным — в сто и более раз превышающую такой размер.
В некоторых составах экологических преступлений в качестве конструктивного признака объективной стороны основного состава выступают:
• место совершения преступления (например, заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы и иные, особо охраняемые территории — ст. 264, местности, подвергшиеся экологическому загрязнению — ст. 267, леса первой группы или защитные и озеленительные насаждения — ч. 1 ст. 277;
• время, орудия и способ совершения преступления (запретное время, запрещенные орудия и способы при незаконной охоте и рыбной ловле — ст.ст. 281 и 282).
В составах порчи земли (ст. 269), нарушения правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами (ст. 278), незаконной охоты (ст. 282) место совершения преступления — зона экологического бедствия или зона чрезвычайной ситуации — выделено в качестве отягчающего обстоятельства.
Зонами экологического бедствия являются территории Республики Беларусь, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, ведущие к существенному ухудшению здоровья населения, нарушению природного равновесия, разрушению естественных экологических систем, деградации почв, флоры и фауны.
Зонами чрезвычайной экологической ситуации являются участки территории Республики Беларусь, на которых в результате хозяйственной и иной деятельности, разрушительного влияния стихийных сил природы или случившихся аварий происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью людей, состоянию естественных экологических систем, природному генетическому фонду.
Мотивы и цели не включены законодателем в число обязательных признаков экологических преступлений, однако их следует учитывать при назначении меры наказания и при проведении мероприятий по профилактике экологических правонарушений.
Субъектомэкологических преступлений может быть как должностное лицо, так и иное лицо, достигшее 16 лет на момент совершения преступления.
Если должностное лицо совершило экологическое преступление с использованием своих властных или служебных полномочий, то ответственность наступает по совокупности преступлений — 1)за совершенное экологическое преступление и 2)за соответствующее преступление против интересов службы.
Правило о совокупности преступлений не применяется, если совершение должностным лицом экологического преступления предусмотрено в качестве специального признака субъекта такого преступления.
По непосредственному объекту экологические преступления можно разделить на следующие виды:
преступления против экологической безопасности:умышленные уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов (ст. 263), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов (ст. 264), нарушение требований экологической безопасности (ст. 265), прием в эксплуатацию экологически опасных объектов (ст. 266), непринятие мер по ликвидации последствий нарушении экологического законодательства (ст. 267), сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды (ст. 268), нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами (ст. 278), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами (ст. 279);
преступления против неживой природы:порча земель (ст. 269), уничтожение или повреждение торфяников (ст. 270), нарушение правил охраны недр (ст. 271), загрязнение либо засорение вод (ст. 272), нарушение правил водопользования (ст. 273), загрязнение атмосферы (ст. 274);
преступления против растительного мира:загрязнение леса (ст. 275), уничтожение либо повреждение леса по неосторожности (ст. 276), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 277), нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений (ст. 280);
преступления против животного мира:незаконная добыча рыбы или водных животных (ст. 281), незаконная охота (ст. 282), нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных (ст. 283), нарушение ветеринарных правил (ст. 284).