Международная правовая охрана интеллектуальной собственности.
Международной правовой охраной интеллектуальной собственности признаётся охрана объектов интеллектуальной собственности, созданных и охраняемых на территории одного государства, другими государствами с помощью международных правовых актов и двусторонних международных договоров и соглашений.
4.1. Международная охрана авторских прав
В соответствии с частью 4 ГК РФ авторское право распространяется:
- на произведения, обнародованные, либо необнародованные,
но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;
- на произведения, обнародованные, либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами — гражданами Российской Федерации и их правопреемниками;
- на произведения, обнародованные, либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Одним из первых международных договоров в сфере интеллектуальной собственности стала Конвенция по защите авторских прав 1886 г. — Бернская конвенция по охране литературной и художественной собственности. С 1886 г. конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. Российская Федерация присоединилась к этой конвенции в 1994 г. Постановлением Правительства РФ от 03 ноября1994 г. № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. Об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм».
Основными принципами конвенции являются:
- принцип национального режима охраны авторских прав на
литературные и художественные произведения, в соответствии с которым, любому произведению, созданному в одной из стран участниц Конвенции, в любой другой стране-участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям;
- принцип возникновения авторских прав независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.;
- принцип предоставления охраны во всех странах-участницах Конвенции, независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.
Конвенция не содержит исчерпывающего перечня охраняемых произведений. Каждая из стран самостоятельно решает вопрос о правовой охране официальных текстов, нормативных, административных, судебных документов, произведений народного творчества.
Конвенция предусматривает исключительное право автора на перевод, на воспроизведение в любой форме или любым способом, право на публичное исполнение, трансляцию произведения и др. Кроме имущественных прав, за автором признаются личные (моральные) права, а именно: право требовать признания авторства, право на неприкосновенность произведения.
Бернская конвенция действует с обратной силой и распространяет свое действие на те произведения, 50-летний срок охраны на которые не истек. Российская Федерация, присоединяясь к Бернской конвенции, сделала оговорку о том, что «действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием».
В Конвенции предусмотрены пределы осуществления исключительных прав, в частности, в интересах обучения, информационных и других целях. В этих случаях произведение может использоваться без согласия правообладателя.
Другим важнейшим многосторонним международным договором является Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. Основным принципом этой конвенции является принцип национального режима. Всемирная конвенция содержит ограниченный перечень материально-правовых норм и специально регулирует лишь право на перевод.
Всемирная конвенция действует без обратной силы. Срок охраны авторских прав - 25 лет после смерти автора.
Всемирная конвенция не предусматривает, что для возникновения авторских прав не требуется выполнения каких-либо формальностей. Любое, договаривающееся Государство, которое в соответствии со своим внутренним законодательством, требует в качестве условия охраны авторского права соблюдения таких формальностей, как депонирование экземпляров, регистрация, оговорка об оставлении за собой прав, нотариальные удостоверения, уплата сборов, производство или выпуск в свет на территории данного государства, будет считать эти условия выполненными, если, начиная с первого выпуска этого произведения, все его экземпляры, будут иметь знак © с именем лица, обладающего авторским правом, и с указанием года его первого выпуска. Знак, Имя и год выпуска должны быть указаны таким способом и на таком месте, чтобы было ясно видно, что права автора охраняются.
На уровне стран СНГ в 1993 г. заключено Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав.
Российской Федерацией заключены двусторонние договоры в сфере авторского права с рядом стран, в частности, с Австрией, Чехословакией, Арменией, Польшей, Швецией и другими странами.
4.2.Международная охрана смежных прав
Права исполнителя признаются за ним в соответствии с внутренним законодательством РФ в случаях, если:
исполнитель является гражданином Российской Федерации;
исполнение, постановка впервые имели место на территории Российской Федерации;
исполнение, постановка записаны на охраняемую фонограмму;
исполнение, постановка, не записанные на фонограмму,
включены в охраняемую передачу в эфир или по кабелю.
Права производителя фонограммы признаются за ним, если:
производитель фонограммы является гражданином Российской Федерации или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Российской Федерации;
фонограмма впервые опубликована на территории Российской Федерации.
Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней в случае, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.
Во всех остальных случаях смежные права иностранных физических и юридических лиц признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. В числе наиболее важных многосторонних договоров в сфере смежных прав следует отметить Международную конвенцию об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, принятую в Риме в 1961 году (Римская конвенция).
Основной принцип данной Конвенции - принцип национального режима, в соответствии с которым, в любой стране, которая ратифицировала Римскую конвенцию, граждане других стран - членов Конвенции получают такую же защиту, как и собственные граждане этой страны, то есть, иностранные правообладатели подпадают под действие национального режима. Национальный режим предоставляется:
артистам-исполнителям, являющихся гражданами государства, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, их передачи в эфир либо первой записи;
производителям фонограмм, которые являются гражданами
государства, в отношении фонограмм, которые впервые были записаны или впервые опубликованы на его территории;
вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на территории государства, в отношении передач в эфир,
осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его
территории.
Римская конвенция не имеет обратной силы.
Российская Федерация присоединилась к данной Конвенции в 2002 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 908 «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций».
Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм была принята в Женеве в 1971 г. Женевская конвенция обязывает участвующие в ней государства принять адекватные меры, обеспечивающие охрану прав производителей фонограмм от производства копий фонограмм без их согласия, от ввоза таких копий из-за границы и от их распространения среди публики. Российская Федерация присоединилась к этой Конвенции в 1994 г.
Принятие в 1974 г. в Брюсселе Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция) обусловлено появлением новых средств связи с использованием искусственных спутников Земли, в связи с чем, прием передач стал возможным в странах с различным законодательством в области охраны авторских прав. Основной целью Конвенции стало обеспечение охраны интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Конвенция обязывает государства-участники принимать необходимые меры по предотвращению распространения на своей, или со своей территории, любого, несущего программы сигнала, любым распространяющим органом, для которого сигнал, преданный на спутник или проходящий через него, не предназначается.
Брюссельская конвенция рекомендует устанавливать минимальный срок действия мер, которые должны приниматься договаривающимися государствами для пресечения незаконного распространения сигналов, о которых следует известить Генерального секретаря ООН в момент присоединения к Конвенции. В качестве рекомендательного срока определен срок в двадцать лет.
Брюссельская конвенция охватывает своим действием лишь космическую связь, не охватывая сферу действия Римской конвенции.
В связи с развитием техники, появлением новых способов использования объектов авторских и смежных прав, в частности в сети Интернет, в 1996 г. были приняты Договор ВОИС об авторском праве и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Эти договоры называют Интернет-Договорами и они регулируют отношения по защите прав авторов и обладателей смежных прав при использовании объектов в сети-Интернет. Российская Федерация пока не является участником данных договоров, но планирует к ним присоединиться.
Другим важным соглашением, направленным на сближение российского законодательства с европейским, является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и странами Европейского сообщества 1994 г.
4.3. Международная охрана объектов промышленной собственности
Основным международным договором в сфере промышленной собственности является Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., неоднократно пересматривавшаяся. В настоящее время участниками конвенции являются более 100 государств, в том числе и Российская Федерация.
Парижская конвенция предусматривает особенности охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, указаний происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.
Парижская конвенция основана на двух важнейших принципах.
Принцип национального режима, который запрещает дискриминацию по отношению к иностранным правообладателям. Иностранным гражданам и организациям предоставляется такой же правовой режим охраны, какой предоставляется или будет предоставляться в будущем своим гражданам законодательством данного государства.
Принцип конвенционного приоритета, который предоставляется правообладателям в течение определенного времени с момента подачи заявки в одной из стран-участниц Парижской конвенции. В отношении изобретений этот срок равен 12 месяцам, промышленных образцов и товарных знаков — 6 месяцам. Заявки, поданные в течение этого срока, будут рассматриваться как поданные на дату подачи первой заявки
Парижская конвенция, однако, не предусматривает возможности получения единого патента, действующего на территории всех стран-участниц Конвенции. Права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы действуют только в пределах государства, в котором выдан патент. Для того чтобы приобрести права на этот же объект в другом государстве, требуется повторная процедура подачи заявки на выдачу патента в этом иностранном государстве.
В настоящее время выдача единого патента предусмотрена в странах ЕС в соответствии с Конвенцией о выдаче европейских патентов (Европейской патентной конвенции), принятой в 1973 г. в Мюнхене, и Конвенцией о европейском патенте для Общего рынка (Конвенции о патенте Сообщества), подписанной в 1975 г. в Люксембурге, и получившей впоследствии (1985 г.) название — Соглашения о патенте Сообщества.
Страны СНГ, в целях создания единой патентной системы, в 1994 г. подписали Евразийскую Патентную Конвенцию, которая основана на следующих принципах:
Договаривающиеся государства создают единую патентную
систему, предусматривающую, что правовая охрана объектов промышленной собственности на территории этих государств осуществляется на основании подачи только одной заявки, рассмотрение которой осуществляется единым патентным ведомством.
Патент, выдаваемый патентным ведомством в рамках единой патентной системы, действует на территории всех договаривающихся государств, т.е. такой патент может быть выдан, передан или аннулирован на территории всех договаривающихся государств с учетом требований патентоспособности изобретения, предусмотренных законодательством Союза ССР.
В целях унификации правил подачи патентных заявок и уменьшения пошлин на патентование в 1970 г. в Вашингтоне был заключен Договор о патентной кооперации (РСТ), в соответствии с которым, допускается подача международной заявки в тех случаях, когда заявитель желает обеспечить охрану в нескольких странах. При этом нет необходимости в подаче заявки в каждую из стран-участниц Договора. Международный поиск проводится в международных поисковых органах, в том числе в Патентном ведомстве Российской Федерации. На основании проведенного поиска результаты экспертизы с необходимыми документами направляются в те страны, в которых заявитель хотел бы получить правовую охрану, где вопрос о выдаче патента решается, как правило, без повторной проверки.
Внутреннее законодательство РФ предусматривает отдельные нормы, регулирующие права иностранных граждан в Российской Федерации. Так, физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, или иностранные юридические лица, либо их патентные поверенные ведут дела по получению патентов и поддержанию их в силе через патентных поверенных, зарегистрированных в Патентном ведомстве. Таким образом, гражданин, проживающий за пределами РФ, может подать заявку в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам только через патентного поверенного.
4.4.Международная охрана товарных знаков и знаков обслуживания
Охрана осуществляется в соответствии с Парижской конвенцией, Мадридским соглашением о международной регистрации знаков 1891 г., неоднократно пересматривавшимся.
В соответствии с Мадридским соглашением, заявители из любого государства-участника Соглашения, являющиеся одновременно участниками Парижской конвенции, подают одну заявку на международный товарный знак в Международное бюро ВОИС на французском языке. Таким образом, товарный знак, зарегистрированный в Международном бюро ВОИС, получает в государстве-участнике Мадридского соглашения такую же охрану, как если бы он был зарегистрирован непосредственно там. Срок охраны товарного знака — в течение 20 лет.
При регистрации товарных знаков используется международный классификатор товаров и услуг, предусмотренный в Ниццком соглашении о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1973 г. Все виды товаров и услуг разделены на 42 класса, которые указываются в соответствии с этой классификацией в заявке на регистрацию товарного знака. Так, например, первый класс включает в себя химические продукты, предназначенные для использования в промышленных, научных целях, в фотографии, сельском хозяйстве, садоводстве и лесоводстве и т.д.
В отношении наименований мест происхождения товаров действует Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации 1958 г.
В соответствии со ст. 47 Закона о товарных знаках, право на регистрацию в Российской Федерации наименований мест происхождения товаров предоставляется юридическим и физическим лицам государств, предоставляющих аналогичное право юридическим и физическим лицам Российской Федерации.
Вопросы для контроля:
1. Понятие правовой охраны интеллектуальной собственности.
2. Системы правовой охраны интеллектуальной собственности.
3. Охрана авторского права и смежных прав.
4. Правовая охрана изобретений.
5. Задачи формальной экспертизы.
6. Установление приоритета.
7. Порядок проведения экспертизы по существу.
8. Особенности оформления права на полезную модель.
9. Правовая охрана промышленного образца.
10. Правовая охрана товарных знаков, знаков обслуживания, определение наименования мест происхождения товаров.
11. Условия правовой охраны «ноу – хау».
12. Правовая охрана фирменного наименования.
13. Охранные документы, их виды.
14. Правовая охрана селекционных достижений, рационализаторских предложений и топологий интегральных микросхем.
Тесты для самоконтроля:
1. Кто является субъектом смежных прав?
а) исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания;
б) авторы и исполнители;
в) авторы, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.
2. Какие права не предусмотрены законодательством в отношении
исполнителя?
а) право на обнародование исполнения;
б) право на имя;
в) право на использование исполнения или постановки в любой форме.
3. Как законодатель определяет понятие «фонограмма»?
а) это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков;
б) это любая запись исполнений или иных звуков;
в) это запись объектов авторских и смежных прав.
4. В каких случаях допускается использование фонограммы без согласия производителя фонограммы и исполнителя, но с выплатой вознаграждения?
а) при передаче фонограммы в эфир, если она опубликована в коммерческих целях;
б) при сдаче экземпляров фонограммы в прокат;
в) при импорте экземпляров фонограммы в целях распространения.
5. Какие права принадлежат производителю фонограммы?
а) право авторства;
б) право на имя;
в) право на использование фонограммы в любой форме.
6. В каких случаях допускается использование исполнений, постановок, передач в эфир, передач по кабелю и их записей без согласия исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания и без выплаты им вознаграждения?
а) при использовании исключительно в целях обучения или научного
исследования;
б) при записи для воспроизведения в личных целях;
в) при сообщении передачи для всеобщего сведения в местах с платным
входом.
7. В течение какого срока действуют имущественные права исполнителя?
а) в течение 50 лет после первого исполнения или постановки;
б) в течение всей жизни исполнителя и 50 лет после смерти;
в) в течение всей жизни исполнителя и 70 лет после смерти.
8. С какого года в Российской Федерации охраняются права производителей фонограмм?
а) с 1991г.;
б) с 1992 г.;
в) с 1993 г.
9. Необходимо ли для осуществления смежных прав на постановку получить согласие автора литературного произведения, по которому осуществлена постановка?
а) да;
б) нет;
в) да, но только для осуществления смежных прав артистами.
10. Может ли юридическое лицо выступать в качестве субъекта смежных прав?
а) да, например, в качестве производителя фонограмм;
6) нет, не может;
в) может, но при условии, что оно является некоммерческой организацией.
11. Какой размер компенсации установлен законом за нарушении авторских и смежных прав?
а) от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда;
б) от 5 до 10 000 минимальных размеров оплаты труда;
в) таких размеров законом не установлено.
12. В отношении каких лиц, участвовавших в Великой Отечествен
ной войне, срок охраны смежных прав увеличивается на 4 года?
а) в отношении исполнителей;
б) в отношении производителей фонограмм;
в) в отношении лиц, учредивших организацию эфирного или кабельного вещания.
13. Кто из перечисленных лиц не может взыскать компенсацию за нарушение авторских и смежных прав?
а) обладатель прав по договору о передаче исключительных прав;
б) обладатель прав по договору о передаче неисключительных прав;
в) автор.
14. Необходимо ли для возникновения смежных прав на фонограмму
приобретение авторских прав?
а) да, во всех случаях;
б) да, но только в тех случаях, когда записано произведение, охраняемое
авторским правом;
в) нет, не нужно.
15. Подлежит ли компенсации моральный вред при нарушении авторских и смежных прав?
а) да, если в результате этого нарушения были причинены физические
и нравственные страдания правообладателю;
б) нет;
в) да, во всех случаях нарушения авторских и смежных прав.
16. Какие обстоятельства необходимо доказать для взыскания компенсации за нарушение авторских и смежных прав?
а) факт правонарушения;
б) факт правонарушения и размер причиненных убытков;
в) факт правонарушения, размер причиненных убытков, а также причинение морального вреда.
17. В течение какого срока охраняются личные неимущественные права исполнителя?
а) бессрочно;
б) в течение всей жизни исполнителя и 70 лет с момента его смерти;
в) в течение жизни исполнителя.
18. Какая из аббревиатур означает наименование организации, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе?
а) РАО;
б) РОУПИ;
в) РФА.
19. В каких случаях допускается использование передачи в эфир или по кабелю и ее записи без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения?
а) при использовании в личных целях;
б) при сообщении передачи для всеобщего сведения в местах с платным входом;
в) при одновременном сообщении для всеобщего сведения по кабелю этой передачи другой организацией кабельного вещания.
Резюме по теме:
Рассмотрев особенности правовой охраны интеллектуальной собственности, можно сделать следующие выводы: 1. существуют две системы правовой охраны интеллектуальной собственности – созидательная и регистрационная; 2. для того, чтобы объект интеллектуальной собственности был охраняемым необходимо получить охранный документ; 3. охрана прав на объекты интеллектуальной собственности, возникших в зарубежных странах, и прав российских граждан за рубежом осуществляется в соответствии с многосторонними международными договорами и в соответствии с принципом взаимности.