Государственное управление в сфере лесного фонда и земель лесного фонда
Под государственным управлением в сфере лесных отношений понимается деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Оно подразделяется на общее и специальное государственное управление. Общее управление осуществляется государственными органами исполнительной власти: Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ. Некоторые функции управления лесными отношениями могут осуществляться органами местного самоуправления.
В систему специальных (ведомственных) органов входят Министерство природных ресурсов РФ и находящиеся в его ведении Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральная служба в сфере природопользования.
Функции Президента РФ по государственному управлению лесными отношениями определены Конституцией РФ. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти в данной сфере, при необходимости может издавать указы и распоряжения по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов. Функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления определены ст. ст. 81, 82, 84 ЛК РФ.
Так, к ведению Правительства РФ относится установление:
- особенностей размещения заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов и заключения соответствующих договоров (ч. 5 ст. 19 ЛК);
- порядка подготовки перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение (ч. 3 ст. 22 ЛК);
- перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (ч. 6 ст. 29 ЛК);
- правил пожарной безопасности в лесах (ч. 4 ст. 53 ЛК);
- правил санитарной безопасности в лесах (ч. 3 ст. 55 ЛК);
- порядка организации авиационных работ по охране и защите лесов и выполнения этих работ (ч. 2 ст. 57 ЛК);
- порядка проведения лесоустройства (ч. 2 ст. 67 ЛК);
- порядка определения функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установления и изменения границ лесопарковых зон, зеленых зон (ч. 7 ст. 105 ЛК);
- иных правил, прямо предусмотренных ЛК РФ.
По иным вопросам лесных отношений, связанным прежде всего с лесопользованием, нормативные акты должны издаваться Министерством природных ресурсов и экологии РФ или иным федеральным органом исполнительной власти (Федеральным агентством лесного хозяйства и др.).
Основными функциями государственного управления лесными отношениями являются:
- распределение и перераспределение лесов между лесопользователями;
- планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов;
- государственная инвентаризация лесов;
- государственный лесной реестр;
- государственный кадастровый учет лесных участков;
- государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними;
- государственный лесной контроль и надзор;
- лесоустройство;
- воспроизводство лесов и лесоразведение;
- охрана и защита лесов.
Особыми функциями государственного управления лесными отношениями, непосредственно связанными с землями лесного фонда, являются государственный кадастровый учет лесных участков, а также государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними.
С 1 марта 2008г. государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с п. 2 ст. 7 данного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.
Государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Статьей 16 Федерального закона от 4 декабря 2006г. N 201-ФЗ "О введении в действие ЛК РФ" из объектов недвижимого имущества исключены леса и многолетние насаждения. К недвижимым вещам на основании ст. 130 ГК РФ относятся земельные участки. Поскольку в ст. 7 ЛК РФ понятие лесного участка дано как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета лесных участков, следовательно, государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними осуществляется в порядке проведения государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, определенные в качестве лесных участков.
Государственная регистрация прав на лесные и многолетние насаждения и сделок с ними не осуществляется.