Правовой акт в системе источников права
Правовой акт представляет собой документ, несущий в себе указания, обязательства юридического характера. Как разновидность документов ему присущи, прежде всего, такие общие свойства, как документальное фиксирование информации, ее официально признанное закрепление и выражение в документах строго определенных форм. Вместе с тем правовой акт обладает специфическими признаками, выделяющими его среди других документов. Его отличает круг субъектов, управомоченных создавать и принимать акты как носителей властных функций и полномочий; он рассчитан на установление норм и их реализацию, т.е. на возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
Гарантией действенности правового акта является наделение его юридической силой, понимаемой в смысле общеобязательности в соотношениях с др. актами и непререкаемой обязательности для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами.
Правовому акту присущи определенные устойчивые признаки: а) это письменный документ определенного рода, обладающий особой формой выражения содержащейся в нем информации; б) он имеет официальный характер, что проявляется в издании его от имени органа, организации, либо государства; в) издание правового акта допускается строго в пределах компетенции управомоченного на его принятие субъекта; г) правовые акты обладает целевой ориентацией; д) правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений; е) он обладает общеобязательностью.
Возможны разные классификации правовых актов на основе тех или иных критериев.
По нормативной природе они делятся на нормативные и индивидуальные.
Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Это акт правотворчества, исходящий от компетентного органа и содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Нормативный акт является наиболее распространенным и первостепенным источником права.
Индивидуальные актынаправлены на регулирование одного конкретного отношения (например, приема на работу); после применения теряют юридическую силу; имеют персонального адресата. Примеры: приговор, приказ, распоряжение.
В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.
Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке парламентом или населением на референдуме, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Главными качествами закона являются его первичность, особый порядок принятия, высшая юридическая сила.
Классификация законов проводится по различным основаниям:
- по юридической силе они могут быть конституциями, федеральными конституционными законами, федеральными законами;
- субъектам законотворчества: принятые на референдуме и принятые органом соответствующей государственной власти;
- сфере действия: федеральные и субъектов федерации;
- отраслевой принадлежности: содержащие нормы конституционного, административного, трудового, семейного и т.д. права);
- внешней форме выражения: конституции, кодексы, уставы, законы, основы законодательства и т.п.;
- сроку действия: постоянные и относительно ограниченные;
- кругу лиц: действующими в отношении граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства.
Подзаконные правовые акты издаются на основе и во исполнение законов, строго в пределах полномочий компетентного органа или должностного лица; принимаются только в определенной форме (например, Президент РФ издает только нормативные указы, другого вида нормативных документов он издавать не вправе). Их цель – детализация положений закона (например, Налоговый кодекс РФ устанавливает общие правила налогообложения, а инструкции ведомства – конкретизируют и толкуют эти правила по конкретному виду налогов). Таким образом, подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Эти акты, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции издавшего их органа и имеют иерархическую структуру:
- ведущая роль у актов Президента РФ, принимающихся в форме указов (как правило, нормативные) и распоряжений;
- акты Правительства РФ – в форме постановлений (как правило, нормативные) и распоряжений;
- акты федеральных органов исполнительной власти – ведомственные акты.
Контрольные вопросы
1. Как соотносятся понятия «право» и «закон»?
2. Перечислите функции права.
3. Каковы отличия норм права от других социальных норм?
4. Какие виды источников права существуют в мировой практике?
5. Охарактеризуйте систему источников Российского права.
6. Дайте классификацию правовых актов по действию во времени, пространстве и по кругу лиц.
7. Раскройте суть основных правовых систем современности.