Функции государства. Формы и методы реализации функций государства
Под функциями государства понимают «основное направление и ориентированное содержание деятельности государства»[4]. В таком направлении выражается сущность и назначение государства в обществе.
Среди многочисленных классификаций функций государства общепринятым является их деление по сфере политической направленности на внутренние и внешние.
К внутренним функциям современного государства относят те, которые связаны с реализацией политической власти внутри страны. Данные функции можно объединить в две группы: регулятивные и охранительные.
К регулятивным относятся:
- экономическая функция, которая заключается в выработке государством стратегии и тактики экономического развития, установлении правовых основ деятельности хозяйствующих субъектов, привлечении инвестиций, налоговой и ценовой политики, управлении государственной собственностью, обеспечении нормального функционирования инфраструктуры (дорог, транспорта, информационной системы, топливно-энергетического комплекса и т.п.);
- социальная функция, выражающаяся в обеспечении нормальных условий жизни для всех членов общества независимо от их конкретного участия в производстве материальных благ, оказании социальной помощи нуждающимся, установлении минимального размера оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, студентам, выделении средств на культурный отдых, просвещение и т.п.;
- политическая функция, связанная с гармонизацией интересов и достижением компромисса в существовании различных социальных групп, учета их интересов и реализации в государственных актах через правотворческую деятельность как государственных органов, так и принимаемых непосредственно населением (плебисцит, референдум и др.);
- функция финансового контроля, состоящая в выявлении и учете доходов населения, хозяйствующих субъектов, взимании и направлении в бюджет налогов, сборов и пошлин, оптимизации межбюджетных отношений между федерацией и ее субъектами, контроле за исполнением финансовых обязательств субъектов федерации и т.п..
К охранительным функциям (обеспечивающим защиту всех регулируемых правом общественных отношений) относятся:
- охрана прав и свобод граждан (деятельность правоохранительных органов, возможность использования судебной защиты прав и свобод, в том числе и механизмов международных институтов защиты);
- охрана окружающей среды (разработка и принятие природоохранного законодательства, регулирование вопросов взаимодействия хозяйствующих и иных субъектов по использованию природных объектов, установление необходимых запретов, применение мер принуждения к правонарушителям, стимулирование создания и внедрения природосберегающих и безотходных технологий, организации производства и т.п.);
- обеспечение режима законности и правопорядка (деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законных предписаний всеми участниками общественных отношений, а также контроль исполнения правовых норм).
Внешние функции государства – это основные направления его деятельности на международной арене, взаимодействие с другими государствами. К таким функциям относятся:
- оборона государства или защита Отечества (поддержание достаточного уровня обороноспособности страны в целях предупреждения и отражения вооруженной агрессии и организации борьбы против подрывной деятельности иностранных государств);
- экономическая экспансия, или расширение сферы своего влияния (реализация интересов государства в области экономики, торговли, научно-технического сотрудничества с целью интеграции в мировую экономику на выгодных для страны условиях);
- поддержание мира и безопасности (сохранение мира, предотвращение войны, ликвидация ядерного оружия, сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью и терроризмом);
- дипломатическая (сотрудничество с другими государствами для нахождения взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы народа и человечества в целом и требуют международного реагирования при сбоях в демографической, сырьевой, космической, экологической и иных подобных сферах).
Возможны и иные основания для разделения функций государства, например: по видам ветвей государственной власти (законодательные, управленческие, судебные функции); по времени действия (постоянные и временные); по социальной значимости (основные (главные) и неосновные (второстепенные) функции).
Необходимо учитывать, что функции государства не являются чем-то раз и навсегда данным, застывшим и неизменным: как само общество, государство находится в постоянном развитии, а значит, развиваются и изменяются его направления деятельности и задачи. На трансформацию функций государства оказывает определенное воздействие конкретно-исторические условия развития. Так, элементы общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь в силу их особой значимости самостоятельными функциями (например, функция организации общественных работ в азиатских странах возникает в связи с необходимостью выполнения ирригационных работ, связанных с поливным земледелием). На них влияют и новые условия жизнедеятельности (например, обеспечение прав и свобод граждан в современных развитых странах, осуществляющих переход к построению правового государства) и глобальные общественные проблемы, от которых зависит само существование цивилизации (экология, ядерное (биологическое, бактериологическое) оружие, техногенные факторы, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). Появляются новые, жизненно важные направления деятельности государства, связанные с обеспечением его статуса в ряду других государств: развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества, создание условий для успешной научной деятельности, подъем науки, поддержка и защита интеллектуальной собственности.
Для обеспечения реализации своих функций государство создает специальную структурную организацию, которая называется государственным аппаратом (механизмом государства). Это система государственных органов, располагающих полномочиями и материально-техническими возможностями (а в случае необходимости наделенных правом применять меры принуждения) для осуществления функций государства.
Осуществляя свои функции, государство использует разнообразные методы (совокупность способов и приемов реализации), которые можно разделить на правовые и неправовые (организационные).
Среди правовых форм можно выделить следующие: правотворческая (разработка и принятие нормативно-правовых актов); правоприменительная (государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права); правоохранительная (осуществление правового контроля и реализация юридической ответственности).
К неправовым (организационным) методам следует отнести: экономические (дотации, госзаказы, кредитование, займы, регулирование цен, антимонопольная политика и т.д.); политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и др.); идеологические (обращение к населению, призывы, популяризация определенных идей и воззрений); организационные (планирование, программирование, учет, контроль, мониторинг и др.). Необходимо учитывать, что организационные методы нередко реализуются через правовое регулирование (например, утверждение плана приказом и т.п.).
Помимо вышеуказанных, к методам реализации функций государства можно отнести: убеждение и принуждение, поощрение и наказание.