Рассмотрение трудовых споров в суде. Сроки обращения в суд
В суде рассматриваются трудовые споры по заявлению:
1) о недействительности трудового договора в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Беларусь;
2) работника или нанимателя, если они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;
3) работника, если комиссия по трудовым спорам не рассмотрела его заявление в установленный десяти-дневный срок;
4) прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам противоречит законодательству.
Непосредственно в суде рассматриваются трудовые споры по заявлениям:
1) работников, работающих у нанимателей, где комиссии по трудовым спорам не созданы;
2) работников - не членов профсоюза, если они не обратились в комиссию по трудовым спорам;
3) работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, для которых предусмотрен иной порядок их рассмотрения;
4) нанимателей о возмещении им причиненного работниками материального ущерба;
5) работников по вопросу применения законодательства о труде, который в соответствии с законодательством был решен нанимателем и профсоюзом в пределах предоставленных им прав;
6) работников об отказе нанимателя в составлении акта о несчастном случае либо несогласии с его содержанием.
Непосредственно в суде рассматриваются также споры об отказе в заключении трудового договора с:
1) лицами, приглашенными на работу в порядке перевода от другого нанимателя;
2) молодыми специалистами, окончившими высшее или среднее специальное учебное заведение, аспирантами, завершившими обучение в очной аспирантуре, лицами, окончившими профессионально-техническое учебное заведение и направленными в установленном порядке на работу к определенному нанимателю;
3) другими лицами, с которыми наниматель в соответствии с законодательством обязан заключить трудовой договор;
4) лицами по дискриминационным мотивам. При рассмотрении индивидуальных трудовых споров работники освобождаются от уплаты судебных расходов.
Заявление о разрешении трудового спора подается в суд в следующие сроки:
• в течение 10 дней со дня вручения копии решения КТС в случае обжалования;
• в течение I месяца со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;
• в течение 3 месяцев со дня нарушения права работника;
• в течение 1 года со дня обнаружения причиненного работником материального ущерба организации (по вопросам взыскания с работника этого ущерба).
Принятие заявления и рассмотрение трудового спора в суде осуществляются в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Заявление о разрешении трудового спора подается в суд в следующие сроки:
• в течение 10 дней со дня вручения копии решения КТС в случае обжалования;
• в течение I месяца со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;
• в течение 3 месяцев со дня нарушения права работника;
• в течение 1 года со дня обнаружения причиненного работником материального ущерба организации (по вопросам взыскания с работника этого ущерба).
Принятие заявления и рассмотрение трудового спора в суде осуществляются в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
28. Правовое регулирование деятельности профсоюзов. Основные полномочия профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений
Одним из основных признаков свободного демократического общества является право на объединение в профессиональные союзы. В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов.
Профессиональный союз - добровольная общественная организация, объединяющая граждан, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов,вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, международными пактами об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах, конвенциями МОТ и иными ратифицированными Республикой Беларусь международными договорами.
Субъектом трудового права является не сама организация, а ее органы на всех уровнях - от первичного (профкома Организации) до республиканского (Совета ФПБ).Совет федерации профсоюзов избирается съездом и выступает как сторона в переговорах с органами исполнительной власти.
Правовое регулирование деятельности профсоюзов осуществляют Закон РБ «О профессиональных союзах» 1992 г. в редакции от 14 января 2000 г. с последующими изменениями и дополнениями; указ «О развитии социального партнерства» от 15.06.1995; указ «О мерах по совершенствованию взаимодействия органов государственного управления и профсоюзов» от 16.12.1997; положение «О Национальном совете по трудовым и социальным вопросам», утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 5.05.1999; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; международные пакты о правах человека; конвенции МОТ: «О свободе ассоциаций и защите права на организации» 1948 г.; «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» 1948 г.; «О трудовых отношениях на государственной службе» 1978 г.
В настоящее время деятельность профсоюзов регулируется Законом Республики Беларусь "О профессиональных союзах" от 22 апреля 1992 г. (в редакции Закона от 14 июля 2000 г.), который устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, нанимателями, их объединениями, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.
Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации.Порядок создания, условия приема граждан в органы определяется уставом, который утверждается и принимается каждым профсоюзом самостоятельно. Уставы подлежат регистрации в таком же порядке, как и уставы общественных организаций.
К основным правам профсоюзов относятся:
- права профсоюзов по защите трудовых прав граждан;
- права профсоюзов по социальной защите граждан:
- участие профсоюзов в решении вопросов разгосударствления и приватизации государственной собственности;
- права профсоюзов в области охраны труда и окружающей среды;
- права профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (соглашений);
- полномочия профсоюзов в области социального обеспечения и социального страхования;
- полномочия профсоюзов в области охраны здоровья;
- права профсоюзов на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде и профсоюзах;
- право профсоюзов на информацию;
- право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных и других кадров;
- право профсоюзов на объявление забастовок.
Имущественные гарантии деятельности профсоюзов в законодательстве сформулированы как их права: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право юридического лица и др.
Личные гарантии - это дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным в профсоюзные органы.
Гарантии профсоюзным работникам, не освобожденным от основной работы:
I) инспекторы по охране труда и контролю за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, работники, уполномоченные профсоюзом на участие в создаваемых на предприятии, в учреждении, организации комиссиях по коллективным переговорам, рассмотрению трудовых споров, примирительных комиссиях, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются;
2) увольнение по инициативе нанимателя за невиновные действия допускается помимо общего порядка увольнения: а) работников, избранных в состав профсоюзных органов, с письменного предварительного уведомления (не позднее чем за два месяца) профсоюзного органа, членом которого они избраны; б) работников, избранных руководителями профсоюзных органов и не освобожденных от работы, только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа.
Защита прав профсоюзов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Не допускаются незаконное ограничение прав профсоюзов и создание препятствий в реализации ими своих полномочий.
Ответственность профсоюзов заключается в том, что профсоюз, нанесший своими незаконными действиями ущерб государству, физическим или юридическим лицам, обязан возместить его в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.