Статья 66. Назначение наказания за неоконченное преступление
1. При назначении наказания за неоконченное преступление учитываются обстоятельства, в силу которых преступление не было доведено до конца.
2. Срок или размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК за оконченное преступление.
3. Срок или размер наказания за покушение на преступление не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК за оконченное преступление.
4. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы за приготовление к преступлению и покушение на преступление не назначаются.
45. Понятие, квалификация и значение покушения на преступления. Виды покушения. Отличия покушения от приготовления к преступлению
Статья 29 УК РФ:
1. Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного УК.
2. Неоконченным преступлением признаются приготовление к преступлению и покушение на преступление.
3. УО за неоконченное преступление наступает по статье УК, предусматривающей ответственность за оконченное преступление, со ссылкой на статью 30 УК.
Статья 30 УК РФ:
1. Приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
2. Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому и особо тяжкому преступлениям.
3. Покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам.
Покушение отличается от приготовления тем, что является посягательством на охраняемый уголовным правом объект, а действия при покушении входят в объективную сторону совершаемого преступления. В силу этого обстоятельства покушение характеризуется большей степенью общественной опасности, чем приготовление.
Объективная сторона покушения характеризуется 3 признаками:
· действие (бездействие) непосредственно направлено на совершение преступления;
· совершение (исполнение) преступления прервано;
· совершение (исполнение) преступления прервано по не зависящим от виновного обстоятельствам.
Субъективная сторона покушения характеризуется только прямым умыслом. На преступления с косвенным умыслом покушаться нельзя по определению, равно как и на неосторожное преступление.
Содержание умысла при покушении на преступления с материальным составом состоит в том, что лицо осознает общественную опасность действия (бездействия), непосредственно направленного на совершение преступления, предвидит возможность или неизбежность преступных последствий и желает их наступления. При покушении на преступление с формальным составом виновный осознает общественно опасный характер совершаемых действий и желает их совершить.
По субъективной стороне следует разграничивать покушение и оконченное преступление. С этим судебная практика сталкивается в тех случаях, когда покушение на совершение одного преступления по признакам объективной стороны полностью соответствует признакам состава оконченного преступления, описанного в другой статье УК (пример: при покушении на убийство причинен тяжкий вред здоровью потерпевшего, что полностью охватывается диспозицией Статьи 111 УК РФ).
Покушение на преступление подразделяется на:
1) оконченное;
2) неоконченное.
1) Оконченное покушение – виновный сделал все, что считал необходимым, для доведения преступления до конца, однако по не зависящим от него обстоятельствам до конца преступление доведено не было (пример: виновный стреляет в потерпевшего с целью лишения жизни, но промахивается).
2) Неоконченное покушение – виновный не сделал всего того, что считал необходимым для доведения преступления до конца (пример: вор был задержан в момент проникновения в квартиру; у лица, напавшего на инкассатора, выбили из рук пистолет).
Разграничение видов покушения имеет важное значение для индивидуализации наказания и для применения нормы о значении добровольного отказа. При разграничении оконченного и неоконченного покушения решающее значение имеет представление лица о том, закончил ли он действия по совершению преступления или же считал, что эти действия еще не завершены.
В теории УП и в судебной практике выделяется также негодное покушение:
1) Для покушения на нереальный объект характерно, что реальный объект, на причинение вреда которому направлен умысел виновного, вообще не ставится в опасность (пример: эпизод из «Записок о Шерлоке Холмсе» А. Конан Дойла, когда полковник Моран стреляет в манекен, принимая его за живого Холмса, которого намеревается убить). Действия виновного в силу фактической ошибки объективно не могут причинить вред объекту посягательства.
2) Покушение с негодными средствами – попытка совершить преступление с помощью таких средств и орудий, которые объективно не могут причинить вред. При этом имеется умысел на совершение преступления, однако объективная сторона отсутствует в силу того обстоятельства, что примененные средства не способны привести к осуществлению преступного деяния (пример: попытка лица убить потерпевшего из ружья, которое оказалось неисправным, или попытку отравить порошком, ошибочно принимаемым виновным за яд). Негодное покушение надлежит квалифицировать как покушение на то преступление, совершить которое намеревался виновный.
Если действия, совершенные лицом при покушении на одно преступление, содержат одновременно признаки иного оконченного преступления, все содеянное надлежит квалифицировать по правилам идеальной совокупности: как оконченное преступление и как покушение на другое преступление (пример: лицо на почве мести поджигает дом своего врага в ночное время, с тем чтобы лишить его жизни; однако потерпевшему удается спастись).