Принципы земельного права. Методы правового регулирования земельных отношений
Существующую систему принципов земельного права составляют общеправовые принципы, свойственные земельному праву как составной части правовой системы, и отраслевые, присущие земельному праву как отдельной отрасли этой системы».
Принципы земельного права - это его основополагающие, руководящие начала, отражающие наиболее существенные особенности земельного права, его задачи, систему норм и институтов.
Будучи сформулированными наукой земельного права, принципы приобретают обязательную силу после их соответствующего закрепления в земельном законодательстве и в результате применения на практике.
Важнейшим принципом правового регулирования является принцип приоритета. Охрана земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Согласно этому принципу землепользователи и землевладельцы осуществляют владение и пользование, а собственники, кроме того, распоряжение землей свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Одним из центральных принципов земельного права является принцип рационального использования и охраны земель. Обеспечение рационального использования и охраны земель закреплено в преамбуле Кодекса о земле в качестве одной из задач правового регулирования земельных отношений. Под рациональным использованием земли понимается достижение максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом полезного взаимодействия земли с другими природными факторами и при охране земли в процессе использования как специфического условия всякой деятельности и главного средства производства в сельском хозяйстве.
Принцип рационального использования земель находит закрепление в нормах ряда институтов земельного права, которыми регламентируются вопросы использования отдельных категорий земель: сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи и др. Рациональное использование земель предполагает получение наибольшего количества продукции с каждой единицы земельной площади в сельском и лесном хозяйстве, размещение различных несельскохозяйственных объектов на минимально необходимых по размерам земельных участках или участках, соответствующих установленным нормативам, размещение в городах жилых строений в соответствии с установленными нормативами плотности заселения и т.д.
Рациональное использование, например, сельскохозяйственных угодий предполагает такое экономически эффективное использование соответствующих площадей, при котором средняя урожайность (продуктивность) отвечает кадастровой оценке земли. Только эффективное использование земли может быть признано рациональным. Одновременно такое использование земли предполагает неразрывную взаимосвязь использования земли с ее охраной.
Целевое использование земель как принцип правового регулирования состоит в том, что земельное законодательство допускает использование земель строго в соответствии с той целью, для которой они предоставлены, и разрешено использование в соответствии с требованием законодательства. Данный принцип закреплен в структуре земельного фонда, подразделение которого на отдельные категории земель производится в соответствии с основным целевым назначением (ст. 6 Кодекса о земле). В рамках отдельно взятой категории земель законодатель допускает те или иные цели хозяйственного использования земельных участков. Наконец, использование земельного участка не по целевому назначению влечет его изъятие (ст. 60 Кодекса о земле).
Законодатель в настоящий период исходит из принципа многообразия форм использования земли. Этот принцип означает, что хозяйственное использование земли возможно на основе права собственности, на праве пожизненного наследуемого землевладения, постоянного пользования и других правах. По действующему законодательству допускаются такие формы использования земли, как использование ее на основе права частной собственности, в том числе общей долевой, общей совместной собственности. Разрешается пользование земельным участком на основе аренды и земельного сервитута.
Принцип равноправного развития различных форм хозяйствования на земле характеризует стремление законодателя упрочить правовое положение собственников, владельцев и пользователей земли. Они в соответствии с положениями земельного законодательства не находятся в состоянии подчинения по отношению друг к другу, обладают во многом одинаковыми юридическими правами и обязанностями по использованию земли. Достаточно указать, что законодатель в одной главе 7 Кодекса о земле регламентирует права и обязанности землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков.
Введение данного принципа потребовало закрепления за субъектами земельных правоотношений права самостоятельно хозяйствовать на земле. Не допускается вмешательство органов государства в хозяйственную деятельность землевладельцев или землепользователей.
Принцип охраны и защиты прав на землю субъектов земельных отношений проявляется в правоохранительной функции земельного права. Участники земельных правоотношений имеют широкие возможности для защиты своих нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Причем в последние годы расширились возможности прибегнуть к судебной форме защиты. Земельные споры в настоящее время разрешаются как исполнительно-распорядительными органами, так и судами (общей юрисдикции и хозяйственными судами).
Принцип платности землепользования пришел на смену бесплатному использованию земли. Его появление связано с переходом к преимущественно экономическим методам управления земельными ресурсами. Пользование земельными ресурсами в Республике Беларусь платное. Формами платы за земельные участки являются земельный налог или арендная плата.
Порядок налогообложения, ставки земельного налога и предельный размер арендной платы за земельный участок устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Методы правового регулирования в земельном праве включают в себя ряд правовых приемов, средств и способов воздействия земельного права на земельные общественные отношения.
Земельное право использует:
* метод власти и подчинения (административно-правовой) - императивный метод;
* метод юридического равенства (гражданско-правовой или метод автономии) - диспозитивный метод.
В земельном праве происходит трансформация, изменение имущественных и управленческих отношений, наполнение их новым содержанием, возникают новые виды общественных отношений, требующих самостоятельного правового регулирования:
* административно-правовой метод в земельном праве не применяется без учета специфики регулируемых отношений. Он не распространяется на все земельные отношения. Суть этого метода состоит в применении властных полномочий и государственного принуждения для того, чтобы довести поведение участников земельных отношений до моделей, закрепленных нормами права;
* использование императивного метода возможно в нескольких формах: одна из них - в возможности одной из сторон правоотношения непосредственно и самостоятельно применить к другой меры государственного принуждения к исполнению обязанности в случае нарушения нормы права. Вторая заключается в использовании государственного принуждения специально уполномоченными органами;
* Кодекс о земле провозгласил в качестве задач и целей правового регулирования равноправное развитие различных форм хозяйствования на земле, а также защиту прав на землю субъектов земельных отношений. Таким образом, самостоятельность землепользователей приобретает все большее значение, расширяется использование диспозитивного метода.
В земельном праве оба метода широко используются в сочетании друг с другом.
Следует учитывать, что метод правового регулирования занимает не главное, а вспомогательное место при характеристике земельных отношений и особенностей земельного права.
Метод земельного права, как и любой другой отраслевой метод регулирования общественных отношений, характеризуют четыре основных признака:
* характер правового положения участников земельных отношений;
* особенность возникновения правовых связей между ними;
* специфика разрешения конфликтов;
* особенности мер принудительного воздействия на правонарушителей.
В юридической литературе существует мнение о том, что к методам правового регулирования земельных отношений, которые больше всего соответствуют предъявляемым к ним требованиям, следует отнести:
а) метод подчинения;
б) метод воздержания;
в) метод согласования;
г) метод рекомендаций;
д) метод равенства и автономии участников земельных отношений.
Система земельного права
Система земельного права - научно обоснованное расположение земельно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании земельных отношений.
Система земельного права формируется под влиянием объективных (особенности земли как объекта правового регулирования) и субъективных (государственная земельная политика) факторов и включает в себя следующие элементы:
- общую и особенную часть;
- земельно-правовые институты;
- земельно-правовые нормы.
Институт земельного права представляет собой систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно обособленную группу земельных отношений.
Общая часть земельного права включает правовые институты, содержащие общие положения земельно-правового регулирования, действие которых распространяются на все регулируемые отношения.
В общей части по предмету правового регулирования можно выделить следующие институты:
• институт, регулирующий право собственности на землю;
• институт, регулирующий отношения землевладения и землепользования;
• институт государственного регулирования и управления землями;
• институт ответственности за нарушение земельного законодательства;
• институт правовой охраны земель.
Особенная часть земельного права объединяет институты, различающиеся по объекту правового регулирования и устанавливающие правовой режим отдельных категорий земель. В соответствии с имеющейся классификацией земель на категории особенная часть земельного права включает следующие институты:
1) правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
2) правовой режим земель населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов;
3) правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;
4) правовой режим земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5) правовой режим земель лесного фонда;
6) правовой режим земель водного фонда;
7) правовой режим земель запаса.
Система земельного права соотносится с системой земельного законодательства (законодательства об охране и использовании земель) как содержание и форма и в полной мере не совпадает в силу комплексного характера земельного права.
В дальнейшем понятия «земельное законодательство» и «законодательство об охране и использовании земель» будут использоваться как синонимы.