ТЕМА № 7. Характеристика нравственных качеств работников аппарата суда.

Общечеловеческие и корпоративные нравственные качества Особенности судейской деятельности и её этические основы.

Классификация и содержание нравственных качеств личности работника аппарата суда.

Нравственные качества, выражающие отношение личности к обществу, Отечеству: патриотизм, чувство долга, преданность Родине, высокая социальная ответственность.

Нравственные качества, выражающие отношение работников аппарата суда к профессиональной деятельности: верность профессиональному долгу, независимость, беспристрастность, принципиальность, самообладание, мужество, выдержка, стойкость, смелость, бескорыстие.

Нравственные качества, выражающие отношение сотрудников к людям: справедливость, великодушие, терпимость, отзывчивость, чуткость, требовательность, правдивость, прямота, доброжелательность, вежливость.

Нравственные качества, выражающие отношение сотрудника к самому себе: совестливость, скромность, профессиональная гордость, взыскательность, чувство собственного достоинства, честь.

РАЗДЕЛ 3. ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И

СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

ТЕМА №8. Этические аспекты профессионального общения.

Профессиональное общение как социально-психологическая категория.

Виды де­лового общения. Структура общения. Принципы этики делового общения. Этико-психологические аспекты воспри­ятия и понимания человека человеком. Этические требования к проведению деловых бесед, дискуссий, судебных прений. Реализация этических требований в различных формах делового общения сотрудников судебных органов.

Кодекс судейской этики как модель поведения и критерий определения меры ответственности за нарушение этических норм. Этические аспекты взаимодействия судьи и сторон в условиях состязательного правосудия. Нравственное содержание судебных прений. Ответственность судьи за нарушение этических правил определяемая Федеральным законом РФ «О статусе судей».

ТЕМА №9. Авторитет сотрудников работника аппарата суда и этикет в профессиональном общении.

Сущность и содержание авторитета. Виды авторитета. Структура авторитета. Влияние авторитета на эффективность деятельности судьи.

Этикет как устойчивый порядок и совокупность правил, регулирующих отношения между людьми. Сущность и структура этикета. Основ­ные принципы этикета. Виды этикета

Вежливость, доб­рожелательность, толерантность, тактичность как сущностные характеристики современно­го этикета. Профессиональный такт. Сущностные признаки и черты профессионального такта работника аппарата суда.

Конвенциональный характер этикета и его роль в создании уважительного отношения к субъектам профессионального общения Особенности проявления этикета в судейской деятельности.

Планы семинарских занятий

Тема №1 «Предмет, объект и исторические этапы становления этики» - 2ч.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятия предмета и объекта этики.

2. Содержание этики как общей теории морали.

3. Основные этапы становления этической мысли.

4. Функции этики.

Цели занятия:

1.Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня нравственной куль­туры будущего юриста.

2.Расширить материал, изложенный в лекции, раскрывающий основные этапы становления этической мысли.

3. Более подробно обсудить этические проблемы в современном мире.

4. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания обу­чаемых по рассматриваемой теме.

Литература:

Основная:

1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юри­ста : учеб. пособие для студентов учреждений СПО / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2004. - 224 с.

2. Гусейнов А. А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Ап­ресян. - М: Гардарики, 2004. -472 с.

3. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика: учебное пособие для студентов вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. / Е.В. Золотухина-Аболина. – М., 2005. - 416 с.

4.Этика : учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. - М: Гардарики, 2003. - 496 с.

5.Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. - М. : Щит-М 2005. - 524 с.

Дополнительная:

1.Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. - 672 с.

2.Скрипник А.П Этика: учебник / А.П Скрипник. - М : Проект, 2004. - 352 с.

3.Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А. А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. - М: Гардарики, 2001. -671 с.

Темы научных сообщений:

1. Этические аспекты буддизма – 7 мин.

2. Моральные заповеди христианства и их сущность – 7 мин.

Тема №2 « Мораль как объект этики» - 2ч.

Вопросы для обсуждения.

1. Сущность морали и её принципы.

2. Исторические истоки морали.

3. Структура морали.

4. Источники развития морали

Цели занятия:

1.Способствовать дальнейшему формированию у студентов нравственного сознания, нравственной ценностной ориентации.

2.Расширить материал, изложенный в лекции, раскрывающий происхождение и сущность морали, ее структуру, принципы, роль в жизни общества и профессиональной деятельности юриста.

3. Более подробно обсудить проблемы морали в современном мире.

4. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания обу­чаемых по рассматриваемой теме.

Литература:

Основная:

1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юри­ста : учеб. пособие для студентов учреждений СПО / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2004. - 224 с.

2. Гусейнов А. А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Ап­ресян. - М: Гардарики, 2004. -472 с.

3. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика: учебное пособие для студентов вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. / Е.В. Золотухина-Аболина. – М., 2005. - 416 с.

4.Этика : учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. - М: Гардарики, 2003. - 496 с.

5.Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. - М. : Щит-М 2005. - 524 с.

Дополнительная:

1.Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. - 672 с.

2.Скрипник А.П Этика: учебник / А.П Скрипник. - М : Проект, 2004. - 352 с.

3.Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А. А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. - М: Гардарики, 2001. -671 с.

Темы научных сообщений:

1. О соотношении морали и нравственности – 7 мин.

2. Нравственные проблемы современного мира и пути их решения – 10 мин.

Тема №3 «Категории морали и проблемы морального выбора» - 2ч.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие и классификация категорий морали.

2. Основные категории морали: добро и зло, благо, счастье, совесть, долг.

3. Сущность справедливости и её виды.

4. Сущность морального выбора и его принципы.

5. Моральная мотивация, её источники и способы.

Цели занятия:

1. Показать актуальность изучения основных категорий морали.

2. Обсудить со слушателями сущность и нравственный смысл основных моральных категорий.

3. Углубить знания студентов по проблемам сущности категории «справедливость» и её значении в деятельности работников аппарата суда.

4. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания студентов по рассматриваемой теме.

Литература:

Основная:

1. Гусейнов А. А Этика: учебник для студентов вузов / АА Гусейнов, Р.Г. Ап­ресян. - М: Гардарики, 2004. - 472 с.

2. Этика : учебник для студентов вузов / под общ. ред. АА. Гусейнова, Е.Л. Дубко. - М: Гардарики, 2003. - 496 с.

3. Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. - М.: Щит-М 2005. - 524 с.

Дополнительная:

1. Красникова Е.А Этика и психология профессиональной деятельности : учебник для студентов учреждений СПО / Е.А Красникова. - И: ФОРУМ -ИНФРА-М 2005. -208 с. - (Профессиональное образование) *

2. Пашин С.А Судейская этика / С.А Пашин. - М: Комплекс-Прогресс, 2001. -56 с.

3. Порубов НИ. Юридическая этика : учеб. пособие / НИ. Порубов, АН По-рубов. - Минск: Высшая школа, 2003. - 352 с.

4. Скрипник АП. Этика: учебник / АП. Скрипник. - М: Проект, 2004. - 352 с.

5. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А А Гусейнова; Ин-т философии РАН. - М: Гардарики, 2001. -671 с.

Темы научных сообщений:

1.Соотношение добра и зла в жизни человека – 7мин.

2.Особенности морального выбора в деятельности судьи – 10мин.

Тема №4 «Роль и место морали в социальной и духовной жизни общества» - 2ч.

Вопросы для обсуждения.

1. Соотношение морали и права.

2. Мораль и политика.

3. Мораль и насилие: моральная оценка войны, ненасилие.

4. Мораль и проблемы терроризма.

Цели занятия:

1. Обсудить роль и место морали в социальной и духовной жизни общества, российского социума.

2. Углубить знания студентов по вопросам соотношения морали и политики, морали и права, проблемам насилия и ненасилия.

3. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания обу­чаемых по рассмотренной теме.

Литература:

Основная:

1. Гусейнов А А Этика: учебник для студентов вузов / АА Гусейнов, Р.Г. Ап­ресян. - М: Гардарики, 2004. - 472 с.

2. Кобликов АС. Юридическая этика: учебник для вузов / АС. Кобликов. - 3-е изд., с изм. - М: НОРМА, 2005. - 176 с. *

3. Этика : учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. - М: Гардарики, 2003. - 496 с.

4. Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник / под общ. ред. Г. В. Дубова. - М.: Щит-М 2005. - 524 с. *

Дополнительная:

1. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник для студентов учреждений СПО / Е.А. Красникова. - И.: ФОРУМ -ИНФРА-М 2005. -208 с. - (Профессиональное образование) *

2. Порубов Н.И. Юридическая этика : учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. По­рубов. - Минск: Высшая школа, 2003. - 352 с.

3. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. - 672 с.

4. Скрипник А.П. Этика: учебник / А.П. Скрипник. - М : Проект, 2004. - 352 с.

5. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А. А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. - М: Гардарики, 2001. -671 с.

Темы научных сообщений, докладов:

1. Нравственное содержание политики: мифы и реальность – 10 мин.

Наши рекомендации