ТЕМА № 7. Характеристика нравственных качеств работников аппарата суда.
Общечеловеческие и корпоративные нравственные качества Особенности судейской деятельности и её этические основы.
Классификация и содержание нравственных качеств личности работника аппарата суда.
Нравственные качества, выражающие отношение личности к обществу, Отечеству: патриотизм, чувство долга, преданность Родине, высокая социальная ответственность.
Нравственные качества, выражающие отношение работников аппарата суда к профессиональной деятельности: верность профессиональному долгу, независимость, беспристрастность, принципиальность, самообладание, мужество, выдержка, стойкость, смелость, бескорыстие.
Нравственные качества, выражающие отношение сотрудников к людям: справедливость, великодушие, терпимость, отзывчивость, чуткость, требовательность, правдивость, прямота, доброжелательность, вежливость.
Нравственные качества, выражающие отношение сотрудника к самому себе: совестливость, скромность, профессиональная гордость, взыскательность, чувство собственного достоинства, честь.
РАЗДЕЛ 3. ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И
СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ
ТЕМА №8. Этические аспекты профессионального общения.
Профессиональное общение как социально-психологическая категория.
Виды делового общения. Структура общения. Принципы этики делового общения. Этико-психологические аспекты восприятия и понимания человека человеком. Этические требования к проведению деловых бесед, дискуссий, судебных прений. Реализация этических требований в различных формах делового общения сотрудников судебных органов.
Кодекс судейской этики как модель поведения и критерий определения меры ответственности за нарушение этических норм. Этические аспекты взаимодействия судьи и сторон в условиях состязательного правосудия. Нравственное содержание судебных прений. Ответственность судьи за нарушение этических правил определяемая Федеральным законом РФ «О статусе судей».
ТЕМА №9. Авторитет сотрудников работника аппарата суда и этикет в профессиональном общении.
Сущность и содержание авторитета. Виды авторитета. Структура авторитета. Влияние авторитета на эффективность деятельности судьи.
Этикет как устойчивый порядок и совокупность правил, регулирующих отношения между людьми. Сущность и структура этикета. Основные принципы этикета. Виды этикета
Вежливость, доброжелательность, толерантность, тактичность как сущностные характеристики современного этикета. Профессиональный такт. Сущностные признаки и черты профессионального такта работника аппарата суда.
Конвенциональный характер этикета и его роль в создании уважительного отношения к субъектам профессионального общения Особенности проявления этикета в судейской деятельности.
Планы семинарских занятий
Тема №1 «Предмет, объект и исторические этапы становления этики» - 2ч.
Вопросы для обсуждения.
1. Понятия предмета и объекта этики.
2. Содержание этики как общей теории морали.
3. Основные этапы становления этической мысли.
4. Функции этики.
Цели занятия:
1.Способствовать дальнейшему формированию у студентов мировоззрения, ценностных установок, повышению профессионального и общего уровня нравственной культуры будущего юриста.
2.Расширить материал, изложенный в лекции, раскрывающий основные этапы становления этической мысли.
3. Более подробно обсудить этические проблемы в современном мире.
4. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания обучаемых по рассматриваемой теме.
Литература:
Основная:
1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста : учеб. пособие для студентов учреждений СПО / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2004. - 224 с.
2. Гусейнов А. А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М: Гардарики, 2004. -472 с.
3. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика: учебное пособие для студентов вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. / Е.В. Золотухина-Аболина. – М., 2005. - 416 с.
4.Этика : учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. - М: Гардарики, 2003. - 496 с.
5.Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. - М. : Щит-М 2005. - 524 с.
Дополнительная:
1.Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. - 672 с.
2.Скрипник А.П Этика: учебник / А.П Скрипник. - М : Проект, 2004. - 352 с.
3.Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А. А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. - М: Гардарики, 2001. -671 с.
Темы научных сообщений:
1. Этические аспекты буддизма – 7 мин.
2. Моральные заповеди христианства и их сущность – 7 мин.
Тема №2 « Мораль как объект этики» - 2ч.
Вопросы для обсуждения.
1. Сущность морали и её принципы.
2. Исторические истоки морали.
3. Структура морали.
4. Источники развития морали
Цели занятия:
1.Способствовать дальнейшему формированию у студентов нравственного сознания, нравственной ценностной ориентации.
2.Расширить материал, изложенный в лекции, раскрывающий происхождение и сущность морали, ее структуру, принципы, роль в жизни общества и профессиональной деятельности юриста.
3. Более подробно обсудить проблемы морали в современном мире.
4. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания обучаемых по рассматриваемой теме.
Литература:
Основная:
1. Афанасьева О.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста : учеб. пособие для студентов учреждений СПО / О.В. Афанасьева, А.В. Пищелко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2004. - 224 с.
2. Гусейнов А. А. Этика: учебник для студентов вузов / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М: Гардарики, 2004. -472 с.
3. Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика: учебное пособие для студентов вузов. – Изд.3-е, перераб. и доп. / Е.В. Золотухина-Аболина. – М., 2005. - 416 с.
4.Этика : учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. - М: Гардарики, 2003. - 496 с.
5.Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. - М. : Щит-М 2005. - 524 с.
Дополнительная:
1.Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. - 672 с.
2.Скрипник А.П Этика: учебник / А.П Скрипник. - М : Проект, 2004. - 352 с.
3.Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А. А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. - М: Гардарики, 2001. -671 с.
Темы научных сообщений:
1. О соотношении морали и нравственности – 7 мин.
2. Нравственные проблемы современного мира и пути их решения – 10 мин.
Тема №3 «Категории морали и проблемы морального выбора» - 2ч.
Вопросы для обсуждения.
1. Понятие и классификация категорий морали.
2. Основные категории морали: добро и зло, благо, счастье, совесть, долг.
3. Сущность справедливости и её виды.
4. Сущность морального выбора и его принципы.
5. Моральная мотивация, её источники и способы.
Цели занятия:
1. Показать актуальность изучения основных категорий морали.
2. Обсудить со слушателями сущность и нравственный смысл основных моральных категорий.
3. Углубить знания студентов по проблемам сущности категории «справедливость» и её значении в деятельности работников аппарата суда.
4. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания студентов по рассматриваемой теме.
Литература:
Основная:
1. Гусейнов А. А Этика: учебник для студентов вузов / АА Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М: Гардарики, 2004. - 472 с.
2. Этика : учебник для студентов вузов / под общ. ред. АА. Гусейнова, Е.Л. Дубко. - М: Гардарики, 2003. - 496 с.
3. Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник / под общ. ред. Г.В. Дубова. - М.: Щит-М 2005. - 524 с.
Дополнительная:
1. Красникова Е.А Этика и психология профессиональной деятельности : учебник для студентов учреждений СПО / Е.А Красникова. - И: ФОРУМ -ИНФРА-М 2005. -208 с. - (Профессиональное образование) *
2. Пашин С.А Судейская этика / С.А Пашин. - М: Комплекс-Прогресс, 2001. -56 с.
3. Порубов НИ. Юридическая этика : учеб. пособие / НИ. Порубов, АН По-рубов. - Минск: Высшая школа, 2003. - 352 с.
4. Скрипник АП. Этика: учебник / АП. Скрипник. - М: Проект, 2004. - 352 с.
5. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А А Гусейнова; Ин-т философии РАН. - М: Гардарики, 2001. -671 с.
Темы научных сообщений:
1.Соотношение добра и зла в жизни человека – 7мин.
2.Особенности морального выбора в деятельности судьи – 10мин.
Тема №4 «Роль и место морали в социальной и духовной жизни общества» - 2ч.
Вопросы для обсуждения.
1. Соотношение морали и права.
2. Мораль и политика.
3. Мораль и насилие: моральная оценка войны, ненасилие.
4. Мораль и проблемы терроризма.
Цели занятия:
1. Обсудить роль и место морали в социальной и духовной жизни общества, российского социума.
2. Углубить знания студентов по вопросам соотношения морали и политики, морали и права, проблемам насилия и ненасилия.
3. Проверить уровень усвоения программного материала, оценить знания обучаемых по рассмотренной теме.
Литература:
Основная:
1. Гусейнов А А Этика: учебник для студентов вузов / АА Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М: Гардарики, 2004. - 472 с.
2. Кобликов АС. Юридическая этика: учебник для вузов / АС. Кобликов. - 3-е изд., с изм. - М: НОРМА, 2005. - 176 с. *
3. Этика : учебник для студентов вузов / под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. - М: Гардарики, 2003. - 496 с.
4. Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник / под общ. ред. Г. В. Дубова. - М.: Щит-М 2005. - 524 с. *
Дополнительная:
1. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности : учебник для студентов учреждений СПО / Е.А. Красникова. - И.: ФОРУМ -ИНФРА-М 2005. -208 с. - (Профессиональное образование) *
2. Порубов Н.И. Юридическая этика : учеб. пособие / Н.И. Порубов, А.Н. Порубов. - Минск: Высшая школа, 2003. - 352 с.
3. Пост Э. Большая книга этикета / Э. Пост. - М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. 4-е изд., сокр. - 672 с.
4. Скрипник А.П. Этика: учебник / А.П. Скрипник. - М : Проект, 2004. - 352 с.
5. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А. А. Гусейнова; Ин-т философии РАН. - М: Гардарики, 2001. -671 с.
Темы научных сообщений, докладов:
1. Нравственное содержание политики: мифы и реальность – 10 мин.