История сравнительного правоведения и классификация правовых систем

Семинарское занятие № 1.

(2 часа.)

Сравнительное правоведение: предмет, метод, наука и учебная дисциплина

Цель семинарского занятия– рассмотреть и определить понятие, сущность и значение сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины.

Основные вопросы:

1. Определение, сущность и значение сравнительного правоведения:

а) понятие, содержание и назначение сравнительного правоведения;

б) объект и предмет сравнительного правоведения;

в) функции сравнительного правоведения;

г) структура сравнительного правоведения;

д) место сравнительного правоведения в системе юридических наук.

2. Методология сравнительно-правовых исследований:

а) понятие и структура методологии сравнительно-правовых исследований;

б) концептуальные подходы в методологии сравнительно-правовых исследований;

в) методологические принципы сравнительного правоведения;

г) методы сравнительно-правовых исследований;

д) виды сравнения.

Семинарское занятие № 2.

Время – 2 часа.

История сравнительного правоведения и классификация правовых систем

Цель семинарского занятия– рассмотреть историю становления и развития сравнительного правоведения, проанализировать классификацию правовых систем.

Основные вопросы:

1. Становление и развитие сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины:

а) зарождение идей сравнительного правоведения;

б) немецкая концепция сравнительного правоведения;

в) французская школа сравнительного законодательства;

г) эволюция идей сравнительного правоведения в XX столетии;

д) развитие идей сравнительного правоведения на постсоветском пространстве.

2. Классификация правовых систем:

а) множественность и различие правовых систем;

б) сближение национальных правовых систем;

в) обзор классификации (группировка) правовых систем в современной компаративистике;

г) критерии классификации правовых систем современности;

д) национальная правовая система и правовая семья;

е) понятие правового стиля и классификация правовых систем на основе правового стиля.

Семинарское занятие № 3.

(2 часа.)

Правовые системы Англии , Соединенных Штатов Америки и Стран Британского содружества

Цель семинарского занятия– рассмотреть и определить особенности семьи общего права

Основные вопросы:

1. Семья общего (англо-американского) права:

а) история возникновения английского общего права;

б)историческое значение английского права;

в) понятие семьи общего права;

г) география распространения общего права;

д) структура английского общего права, общее право и право справедливости;

е) источники английского общего права. Британский конституционализм. Судебный прецедент. Прецедентное и статутное право Англии и их соотношение. Законодательство и судебное правотворчество. Правовая доктрина. Концепция нормы права. Обычай как источник права;

ж) судоустройство и судопроизводство в английском общем праве.

2. Право Соединенных Штатов Америки: источники и составляющие:

а) происхождение и история становления американского права;

б) специфические черты правовой системы США;

в) федеральное право и право отдельных штатов;

г) структура права США;

д) прецедент и закон в правовой системе США;

е) судебная система США.

3. Понятие, сущность, особенности географического распространения английского общего права и его влияние на правовые системы стран Британского Содружества.

4. Особенности правовых систем некоторых государств Британского Содружества

Семинарское занятие № 4.

(2 часа.)

Семинарское занятие № 5.

(2 часа.)

Мусульманская правовая семья и индусское право

Цель семинарского занятия– изучить основные положения и особенности мусульманской правовой семьи и индусского права.

Основные вопросы:

  1. Мусульманская правовая семья на правовой карте мира:

а) исторические условия формирования мусульманской правовой семьи;

б) особенности мусульманского права;

в) источники мусульманского права;

г) структура мусульманского права.

  1. Индусская правовая система:

а) религиозно-философские основы индусского права;

б) кастовое деление в становлении индусской правовой семьи;

в) индусское право в колониальный период;

г) источники и структура индусского права;

д) современное состояние индусского права.

Семинарское занятие № 6.

Время – 2 часа.

Дальневосточная правовая семья и правовая семья Африканского континента (семья обычного права)

Цель семинарского занятия– рассмотреть и выделить особенности дальневосточной правовой семи и семи обычного права.

Основные вопросы:

1. Понятие, сущность и общая характеристика дальневосточной правовой семьи:

а) философские основы китайского правопонимания;

б) исторические условия формирования китайского права;

в) источники и структура китайского права;

г) значение конфуцианства;

д) школа легистов;

е) кодификация права при сохранении традиционных идей;

ж) национальное право КНР;

з) судебная система Китая.

2. Правовая система Японии:

а) история становления японского права;

б) специфика японского права;

в) источники современного японского права;

г) структура современного японского права;

д) судебная система Японии.

3. Понятие, сущность, истоки, особенности и структура правовой семьи Африканского континента.

Семинарское занятие № 7

(2 часа )

Семинарское занятие № 8

(2 часа.)

Семинарское занятие № 9.

Время – 2 часа.

Семинарское занятие № 1.

(2 часа.)

Сравнительное правоведение: предмет, метод, наука и учебная дисциплина

Цель семинарского занятия– рассмотреть и определить понятие, сущность и значение сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины.

Основные вопросы:

1. Определение, сущность и значение сравнительного правоведения:

а) понятие, содержание и назначение сравнительного правоведения;

б) объект и предмет сравнительного правоведения;

в) функции сравнительного правоведения;

г) структура сравнительного правоведения;

д) место сравнительного правоведения в системе юридических наук.

2. Методология сравнительно-правовых исследований:

а) понятие и структура методологии сравнительно-правовых исследований;

б) концептуальные подходы в методологии сравнительно-правовых исследований;

в) методологические принципы сравнительного правоведения;

г) методы сравнительно-правовых исследований;

д) виды сравнения.

Семинарское занятие № 2.

Время – 2 часа.

История сравнительного правоведения и классификация правовых систем

Цель семинарского занятия– рассмотреть историю становления и развития сравнительного правоведения, проанализировать классификацию правовых систем.

Основные вопросы:

1. Становление и развитие сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины:

а) зарождение идей сравнительного правоведения;

б) немецкая концепция сравнительного правоведения;

в) французская школа сравнительного законодательства;

г) эволюция идей сравнительного правоведения в XX столетии;

д) развитие идей сравнительного правоведения на постсоветском пространстве.

2. Классификация правовых систем:

а) множественность и различие правовых систем;

б) сближение национальных правовых систем;

в) обзор классификации (группировка) правовых систем в современной компаративистике;

г) критерии классификации правовых систем современности;

д) национальная правовая система и правовая семья;

е) понятие правового стиля и классификация правовых систем на основе правового стиля.

Семинарское занятие № 3.

(2 часа.)

Наши рекомендации