История сравнительного правоведения и классификация правовых систем
Семинарское занятие № 1.
(2 часа.)
Сравнительное правоведение: предмет, метод, наука и учебная дисциплина
Цель семинарского занятия– рассмотреть и определить понятие, сущность и значение сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины.
Основные вопросы:
1. Определение, сущность и значение сравнительного правоведения:
а) понятие, содержание и назначение сравнительного правоведения;
б) объект и предмет сравнительного правоведения;
в) функции сравнительного правоведения;
г) структура сравнительного правоведения;
д) место сравнительного правоведения в системе юридических наук.
2. Методология сравнительно-правовых исследований:
а) понятие и структура методологии сравнительно-правовых исследований;
б) концептуальные подходы в методологии сравнительно-правовых исследований;
в) методологические принципы сравнительного правоведения;
г) методы сравнительно-правовых исследований;
д) виды сравнения.
Семинарское занятие № 2.
Время – 2 часа.
История сравнительного правоведения и классификация правовых систем
Цель семинарского занятия– рассмотреть историю становления и развития сравнительного правоведения, проанализировать классификацию правовых систем.
Основные вопросы:
1. Становление и развитие сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины:
а) зарождение идей сравнительного правоведения;
б) немецкая концепция сравнительного правоведения;
в) французская школа сравнительного законодательства;
г) эволюция идей сравнительного правоведения в XX столетии;
д) развитие идей сравнительного правоведения на постсоветском пространстве.
2. Классификация правовых систем:
а) множественность и различие правовых систем;
б) сближение национальных правовых систем;
в) обзор классификации (группировка) правовых систем в современной компаративистике;
г) критерии классификации правовых систем современности;
д) национальная правовая система и правовая семья;
е) понятие правового стиля и классификация правовых систем на основе правового стиля.
Семинарское занятие № 3.
(2 часа.)
Правовые системы Англии , Соединенных Штатов Америки и Стран Британского содружества
Цель семинарского занятия– рассмотреть и определить особенности семьи общего права
Основные вопросы:
1. Семья общего (англо-американского) права:
а) история возникновения английского общего права;
б)историческое значение английского права;
в) понятие семьи общего права;
г) география распространения общего права;
д) структура английского общего права, общее право и право справедливости;
е) источники английского общего права. Британский конституционализм. Судебный прецедент. Прецедентное и статутное право Англии и их соотношение. Законодательство и судебное правотворчество. Правовая доктрина. Концепция нормы права. Обычай как источник права;
ж) судоустройство и судопроизводство в английском общем праве.
2. Право Соединенных Штатов Америки: источники и составляющие:
а) происхождение и история становления американского права;
б) специфические черты правовой системы США;
в) федеральное право и право отдельных штатов;
г) структура права США;
д) прецедент и закон в правовой системе США;
е) судебная система США.
3. Понятие, сущность, особенности географического распространения английского общего права и его влияние на правовые системы стран Британского Содружества.
4. Особенности правовых систем некоторых государств Британского Содружества
Семинарское занятие № 4.
(2 часа.)
Семинарское занятие № 5.
(2 часа.)
Мусульманская правовая семья и индусское право
Цель семинарского занятия– изучить основные положения и особенности мусульманской правовой семьи и индусского права.
Основные вопросы:
- Мусульманская правовая семья на правовой карте мира:
а) исторические условия формирования мусульманской правовой семьи;
б) особенности мусульманского права;
в) источники мусульманского права;
г) структура мусульманского права.
- Индусская правовая система:
а) религиозно-философские основы индусского права;
б) кастовое деление в становлении индусской правовой семьи;
в) индусское право в колониальный период;
г) источники и структура индусского права;
д) современное состояние индусского права.
Семинарское занятие № 6.
Время – 2 часа.
Дальневосточная правовая семья и правовая семья Африканского континента (семья обычного права)
Цель семинарского занятия– рассмотреть и выделить особенности дальневосточной правовой семи и семи обычного права.
Основные вопросы:
1. Понятие, сущность и общая характеристика дальневосточной правовой семьи:
а) философские основы китайского правопонимания;
б) исторические условия формирования китайского права;
в) источники и структура китайского права;
г) значение конфуцианства;
д) школа легистов;
е) кодификация права при сохранении традиционных идей;
ж) национальное право КНР;
з) судебная система Китая.
2. Правовая система Японии:
а) история становления японского права;
б) специфика японского права;
в) источники современного японского права;
г) структура современного японского права;
д) судебная система Японии.
3. Понятие, сущность, истоки, особенности и структура правовой семьи Африканского континента.
Семинарское занятие № 7
(2 часа )
Семинарское занятие № 8
(2 часа.)
Семинарское занятие № 9.
Время – 2 часа.
Семинарское занятие № 1.
(2 часа.)
Сравнительное правоведение: предмет, метод, наука и учебная дисциплина
Цель семинарского занятия– рассмотреть и определить понятие, сущность и значение сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины.
Основные вопросы:
1. Определение, сущность и значение сравнительного правоведения:
а) понятие, содержание и назначение сравнительного правоведения;
б) объект и предмет сравнительного правоведения;
в) функции сравнительного правоведения;
г) структура сравнительного правоведения;
д) место сравнительного правоведения в системе юридических наук.
2. Методология сравнительно-правовых исследований:
а) понятие и структура методологии сравнительно-правовых исследований;
б) концептуальные подходы в методологии сравнительно-правовых исследований;
в) методологические принципы сравнительного правоведения;
г) методы сравнительно-правовых исследований;
д) виды сравнения.
Семинарское занятие № 2.
Время – 2 часа.
История сравнительного правоведения и классификация правовых систем
Цель семинарского занятия– рассмотреть историю становления и развития сравнительного правоведения, проанализировать классификацию правовых систем.
Основные вопросы:
1. Становление и развитие сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины:
а) зарождение идей сравнительного правоведения;
б) немецкая концепция сравнительного правоведения;
в) французская школа сравнительного законодательства;
г) эволюция идей сравнительного правоведения в XX столетии;
д) развитие идей сравнительного правоведения на постсоветском пространстве.
2. Классификация правовых систем:
а) множественность и различие правовых систем;
б) сближение национальных правовых систем;
в) обзор классификации (группировка) правовых систем в современной компаративистике;
г) критерии классификации правовых систем современности;
д) национальная правовая система и правовая семья;
е) понятие правового стиля и классификация правовых систем на основе правового стиля.
Семинарское занятие № 3.
(2 часа.)