Религиозное правосудие в мусульманской правовой системе.

Мусульманская форма правосудия и мусульманское деликтное право являются частью шариата и соответственно основываются на всех предписаниях ислама.

Первоисточники мусульманского правосудия:

1) Нормы Корана, состоящего из обращений Аллаха к его Пророку Мухаммаду(мир Ему) и обращений самого Пророка(мир Ему).

2) Относится сунна – основанная на действиях и изречениях Мухаммад (мир Ему) (хадисах).

3) Иджма – нормы, составленные по единодушному согласию муджтахидов, имеющих право на иджтихад. В современный период Коран и Сунна имеют скорее историческое значение, поскольку лишь нормы, опосредованные иджмой, могут служить для практического применения судьями и привлечения к уголовной ответственности.

4) Кияс – представляет собой толкования по аналогии с правилами иджмы, призванные восполнить пробелы уголовно-правового регулирования.

Принимая во внимание религиозную основу мусульманского правосудия, одних лишь ссылок нацелесообразность, разум, справедливость и обычай для привлечения к ответственности недостаточно.

Решение суда о признании лица виновным – фетв – обязательно должно опираться на фикх. Одной из частей фикха является «эхком» – узаконения, касающиеся уголовных преступлений, наказаний и судопроизводства. В государствах со смешанной правовой системой преступные посягательства регламентируются Уголовным кодексом.

С точки зрения религиозно-нравственных аспектов показательно знакомство с основными

концепциями исламского правосудия.

В мусульманской уголовно-правовой теории «преступление» и «грех» представляют собой тождественные понятия.

Таким образом, нарушение религиозных заповедей, например, касающихся запрета на убийство, воровство и прелюбодеяние, рассматриваются в качестве недопустимых нарушений религиозных и уголовно-правовых предписаний одновременно.

Данное обстоятельство находит свое отражение и в приведенной выше системе источников исламского правосудия.

Перечень преступных посягательств на основные ценности мусульман закрепляется:

1) в Коране – Священном писании, содержащем положения о должном непреступном поведении, а также об ответственности за нарушения установленного долга;

2) в толковании Священных текстов (иджме и киясе);

3) в принятых на основе религиозных норм светских законах с нравственно-правовым содержанием (эхкоме – ордонансе, низаме или Уголовном кодексе).

Анализ источников мусульманского права, нацеленных на охрану основ веры, позволяет сделать вывод о том, что исламское правосудие защищает от преступных посягательств пять главных для мусульманина категорий: душу, религию, разум, имущество и честь. В частности, убийство является преступлением против души, вероотступничество от ислама («ридда») подрывает религию, употребление опьяняющих напитков разрушает разум, воровство рассматривается как покушение на имущество, прелюбодеяние – это покушение на честь и продолжение рода.

Мусульманское уголовное право является крайне важным инструментом в урегулировании общественных отношений в мусульманском мире и защищает прежде всего интересы общины.

Разрабатывая теорию уголовных правонарушений, мусульманские юристы исходили из двух религиозных постулатов ислама.

Во-первых, они считали, что все поступки и даже мысли людей предопределяются

волей Аллаха. Однако установленные божественным откровением рамки достаточно гибки, чтобы позволить человеку во многих случаях самостоятельно выбирать вариант своего поведения. В этой связи

любой серьезный проступок рассматривается как наказуемое нарушение мусульманских запретов, смысл которых заключается в общей направленности ислама и его правовых принципов и норм.

Во-вторых, принципиально важным моментом является рассмотрение правонарушения как непослушания воле Аллаха. Следовательно, любое неправомерное в юридическом смысле поведение есть не просто отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая «земная» санкция, но в то же время – религиозный грех, влекущий наказание Аллаха.

Правосудие в мусульманском деликтном праве не исключает презумпцию невиновности и

состязательность сторон. В соответствии с канонами ислама главные качества в судье –богобоязненность и объективность.

С обвиняемыми нельзя обращаться как с преступниками до полного завершения дела и признания их виновными. Никто не может быть лишен свободы до вынесения обвинительного приговора независимым и беспристрастным судом. Никто не должен

подвергаться угрозам, наказанию и лишению свободы по чужой вине или в целях устрашения и усмирения остальных граждан. Не одобряются проведения закрытых судилищ и тайных наказаний из-за опасения применения пыток и негуманного обращения с мусульманами.

Шариат представляет собой важную часть специфической исламской цивилизации, которая продолжает существовать с укоренившимися традициями духовной ответственности на огромной территории – от Марокко до Филиппин и от Волги до Замбези, оправдывая, с несколько неожиданной стороны.

Мусульманское правосудие является чрезвычайно гибким. Шариат приспосабливается к

современным условиям посредством применения формально не противоречащих Корану адатов и регламентов, издаваемых властями.

Так, в Пакистане действуют уголовно-правовые акты, основанные на принципах шариата: о преступлениях против собственности, о наказании прелюбодеяния и ложного

обвинения в совершении этого преступления, о запрещении употребления алкогольных напитков. В Саудовской Аравии принят ряд низамов, которые рассматриваются в качестве актов с неизменными мерами ответственности в шариате. К таким низамам можно отнести акты об ответственности за гомосексуализм, подделку документов, фальшивомонетничество, взяточничество, коммерческие злоупотребления и мошенничество.

В целом анализ особенностей мусульманского правосудия имеет существенное практическое значение, поскольку позволил уяснить нюансы законодательного урегулирования уголовно-правовых отношений, своеобразие некоторых юридических дефиниций, основные цели наказания и отправления

правосудия.

Наши рекомендации