Изменения в государственной системе СССР и в праве в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
22 июня 1941 г. нацистская Германия, нарушив договор 1939 г., вероломно напала на СССР. Для руководства страной в условиях войны Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП (б) создали 30 июня во главе со Сталиным высший чрезвычайный орган – Государственный Комитет Обороны (ГКО) СССР, который сосредоточил в своих руках всю полноту власти в стране. Он действовал как через посредство конституционных органов власти (государственных, партийных, общественных), так и через специальные местные комитеты обороны в республиках, в областных центрах и отдельных городах, составленных из представителей советских органов, НКВД и военного командования. За годы войны ГКО принял более 10 тыс. постановлений, имевших силу законов военного времени. Ему удалось мобилизовать все силы и средства страны на отпор врагу, превратив её в единый военный лагерь.
В прифронтовых городах были созданы городские комитеты обороны в составе первого секретаря обкома или горкома ВКП (б), председателя исполкома, начальника УНКВД и коменданта города. Для проведения эвакуации промышленных предприятий, продовольственных запасов, населения на Восток страны были созданы специальные органы (Совет, Комитет) при ГКО, объединившиеся в конце декабря в Управление по делам эвакуации.
Конституционные органы государственной власти – Советы депутатов трудящихся – занимались перестройкой промышленности и сельского хозяйства на военный лад, обеспечением нужд фронта, проведением мобилизационных и оборонительных мероприятий. Избирательные кампании не проводились, а полномочия депутатов продлевались Президиумом Верховного Совета СССР. Усложнение управленческих функций и необходимость организации обороны страны усилили роль Совета Народных Комиссаров СССР, вызвали к жизни ряд новых наркоматов (миномётного вооружения, боеприпасов, патронной, танковой и др. промышленности).
В 1944 г. решением Верховного Совета СССР были расширены права союзных республик. Они получили возможность создавать свои войсковые формирования (прежде всего, в прибалтийских республиках), собственные, подчинённые НКО наркоматы обороны. Украина и Белоруссия становились субъектами международного права, могли заключать международные договоры и вступать в двусторонние соглашения с другими странами. В апреле 1945 г. они, наряду с СССР, стали членами ООН.
Вооружённые силы.Строительством Красной Армии Советское правительство активно занималось все 1930-е годы. В 1936 г. был снижен с 21 года до 19 лет, а для лиц с полным средним образованием – до 18 лет – призывной возраст. 1 сентября 1939 г. (в день нападения Германии на Польшу) принят Закон об обязательной военной службе. Он отменил классовый подход к призыву, сняв все прежние ограничения для «нетрудящихся» по военной службе. В результате к концу 30-х годов (за 9 лет) численность армии и флота выросла в три с половиной раза и достигла 5,4 млн. человек. Это было почти столько же, сколько в конце Гражданской войны. Однако к 1941 г., началу Великой Отечественной войны, Красная Армия, в результате массовых репрессий в отношении командного состава, подошла сильно ослабленной, что не могло не сказаться на её боеспособности.
За годы войны через службу в Красной Армии прошли свыше 30 млн. советских людей. Была перестроена система органов управления вооружёнными силами. Высшим органом стратегического руководства являлась Ставка Верховного Главнокомандованияв составе членов Политбюро ЦК ВКП (б) и руководителей Наркомата обороны. С 8 августа Верховным Главнокомандующим стал И.В. Сталин. Органами оперативного управления являлись Генеральный штаб Красной Армии, наркоматы обороны и Военно-Морского флота, военные советы фронтов. Командующим фронтами и армиями, командирам корпусов, дивизий, бригад были предоставлены права по присвоению воинских званий, назначению на должности командного и начальствующего состава, награждению от имени Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями. Военные комиссары, а с октября 1942 г. заместители командиров по политчасти, не обладая функциями контроля над командным составом, несли полную ответственность за боевую подготовку и боеспособность войск.
В военные годы заметно выросла роль военной прокуратуры, осуществлявшей вместе с территориальными прокурорскими органами надзор за законностью. Во главе с Главным военным прокурором, подчинённым Прокурору СССР, она следила за исполнением законов в вооружённых силах. В местностях, объявленных на военном положении, многие дела, входившие в компетенцию общих судов (хищения социалистической собственности, грабежи, разбои, бандитизм, умышленные убийства и т.п.), были переданы военным трибуналам. Из особых отделов НКВД были созданы Управления контрразведки «Смерш» (смерть шпионам) НКО и НК ВМФ СССР.
Правовая система, сложившаяся в довоенный период, в основном сохранялась и после вступления СССР в войну. Но формирование чрезвычайных органов и отношений не могло не сказаться на системе права и правового регулирования. Гражданско-правовые методы продолжали уступать своё место хозяйственно- и административно-правовым (в вопросах производства военной продукции, поставок нефти, угля, металла и др.). Были расширены права государства в отношении собственности: все граждане были обязаны временно сдать трофейное и брошенное имущество, радиоприёмники, в районе переправ могли изыматься лодки, повозки и пр. Особое внимание государство уделяло военнослужащим и их семьям, применяя специальные меры для защиты их имущественных прав.
В условиях войны возродилась трудовая повинность. Для работы в производстве и строительство с 1942 г. стали проводиться мобилизации трудоспособного населения, уклонение от которых влекло за собой уголовное наказание. Мобилизованными на период войны объявлялись и все рабочие и служащие военной промышленности. Самовольный уход их с предприятий приравнивался к дезертирству и наказывался лишением свободы на срок от 5 до 8 лет. Причём такие дела были отнесены к компетенции трибуналов.
С этого же времени вводились мобилизации горожан на сельскохозяйственные работы в колхозах, совхозах и МТС, отменены отпуска (кроме отпусков для подростков до 16 лет), которые заменялись денежной компенсацией, переводившейся в сберегательные кассы в качестве замороженных до конца войны вкладов рабочих и служащих. Представители этносов, родственных с нациями враждебных государств, в том числе немцы, финны и др., были мобилизованы в «трудовую армию» с лагерным режимом содержания.
В годы войны вместе с централизованным распределением продуктов и карточной системой функционировал свободный рынок сельхозпродуктов.С 1944 г. открылась сеть коммерческих магазинов, предлагавших товары по более высоким, чем нормированные, ценам. В деревне возродились многочисленные мелкие индивидуальные хозяйства, на существование которых государство закрывало глаза. Были повышены налоги, подоходный и сельский, введён военный налог и др. С весны 1942 г. начался выпуск военных займов, облигации которых распространялись в обязательном порядке. Значительные суммы крестьяне переводили в специальный Фонд обороны.
Укрепляя семью, советское законодательство вернулось в 1944 г. к признанию зарегистрированного брака единственной его формой, порождающей юридические права и обязанности супругов. Указ Президиума Верховного Совета СССРот 8 июля этого года отменил было и право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и взыскания алиментов, если брак не был зарегистрирован. Но это право женщин было восстановлено при Л.И. Брежневе. Ещё более ужесточился порядок развода. Он мог быть оформлен только публично, в суде, который определял и все его юридические последствия.
Указом были установлены государственные пособия многодетным и одиноким матерям, учреждены медали материнства двух степеней (за 5 и 6 детей), орден «Материнская Слава» трёх степеней (за 7, 8 и 9 детей), и почётное звание «Мать-героиня» за 10 детей. Для выплаты пособий увеличили введённый ещё в 1941 г. налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.
В годы войны в СССР были осуществлены акции выселения отдельных народов из Европейской части страны в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Одновременно упразднялись некоторые автономные республики. Первыми были переселены осенью 1941 г. российские немцы, жившие компактными анклавами со времён Екатерины II не только в АCCР немцев Поволжья, но и на Украине, в Крыму, на Кавказе. За ними последовали в 1943–1944 гг. крымские татары, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы и некоторые другие народы Кавказа. Такая политика имела под собой реальные основания. Так, в лице немцев Гитлер видел своеобразную «пятую колонну», которая должна была способствовать германизации территорий СССР, которые он намеревался захватить. Советское правительство знало и об антисоветских настроениях значительной части немецкого населения, не говорившего по-русски и оказавшего в своё время отчаянное сопротивление политике коллективизации. В среде кавказских народов были в военные годы активные пособники оккупантов, целые воинские формирования, которые воевали на стороне фашистов. Советское правительство предпочло переселение целых семей необходимости вести вооружённую борьбу с терроризмом.
Выселенные народы находились на спецпоселении, особом административно-правовом режиме, до конца 1950-х гг. Они пользовались всеми гражданскими правами, кроме права на свободное передвижение за пределы района расселения, куда они могли выехать только по разрешению органов внутренних дел. Первыми были сняты с учёта спецпоселения в конце 1955 г. немцы, за ними последовали остальные народы, у которых были восстановлены автономные области и республики, кроме немецкой.
В 1943 г. специальным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации» предусматривался ряд мер, направленных на развитие земледелия, жилищного строительства, скотоводства, на установление налоговых льгот организациям и лицам. После войны эти льготы были распространены и на спецпоселенцев.
В годы войны произошло ужесточение норм уголовного права. Антисоветские слухи, «возбуждающие тревогу среди населения», стали квалифицироваться как контрреволюционная агитация. Вводилась ответственность за разглашение государственной тайны, спекуляцию (продажу махорки и самогона), за уклонение от государственных повинностей, за «разбазаривание продуктов» должностными лицами и пр. Для некоторых субъектов уголовного права («фашистских преступников и их пособников») была введена смертная казнь через повешение и каторжные работы.