Трехзвенная структура общих судов
Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка.Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:
1. единолично – несложные семейные и административные дела;
2. коллегиально – все остальные.
2. Губернский суд был административно-управленческим органом по отношению к народным судам. Он рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.
Его структура:
1. пленум;
2. уголовное отделение;
3. уголовное кассационное отделение;
4. гражданское отделение;
5. гражданское кассационное отделение;
6. дисциплинарная коллегия.
3. Верховный Суд РСФСР – высший судебный орган.
Члены Верховного Суда РСФСР назначались ВЦИКом РСФСР.
Его структура:
1. президиум (компетенция – административные полномочия в регулировании деятельности судов);
2. пленарные заседания, пленумы (компетенция: толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора, выборы дисциплинарной коллегии);
3. кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам (включали трех судей);
4. специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.
Судебная коллегия – суд первой инстанции.
После 1923 г. судебная коллегия: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам.
В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.
Компетенция Верховного Суда СССР:
1. надзор за законностью решений и приговоров судов;
2. разъяснение применения и толкование общесоюзного законодательства (они носили обязательный характер);
3. вынесение решений о неконституционности законодательных и подзаконных актов;
4. пересмотр решений и приговоров с точки зрения соответствия общесоюзному законодательству;
5. решение дел исключительной важности, уголовных дел в отношении высших должностных лиц СССР и дел персональной подсудности, споров между союзными республиками – первая инстанция.
Структура Верховного Суда СССР:
1. пленум;
2. коллегии: гражданско-судебная, уголовно-судебная, военная и военно-транспортная.
Верховный суд союзной республики – высший судебный орган. Он избирался Верховным советом союзной республики сроком на 5 лет. Суды не были независимыми. Контроль за их деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.
Его функции:
1. кодификация законодательства СССР;
2. юридические консультации;
3. обязательные заключения для СНК СССР.
Гражданский кодекс 1922 года. Изменения в гражданском законодательстве в 30-е годы.
Гражданское право
ГК РСФСР. Гражданский кодекс состоял из 435 статей, объединенных в 4 раздела: общая часть, вещное, обязательственное, наследственное право. Гражданско-правовые нормы дифференцировались в нем по принципу обязательности. В условиях нэпа, когда автономия сторон в гражданском правоотношении была достаточно широка, в ГК превалировали диспозитивные нормы. По мере усиления «социализации» гражданского права, то есть проникновения в него плановых начал, возрастало число принудительных норм. Часть норм носила декларативный характер. Таковыми были в значительной степени провозглашенные в кодексе права российских граждан на свободу передвижения и поселения на всей территории страны, свободного выбора невоспрещённых законом занятий, приобретения и отчуждения имущества, совершения сделок, организации промышленных и торговых предприятий. Некоторые статьи кодекса содержали неправовые критерии. Так, ст. 1 «О применении гражданского законодательства на практике» устанавливала порядок защиты имущественных прав только в случае их соответствия «социально-хозяйственному назначению». Это давало судьям, не связанным четкими правовыми нормами, большой простор для толкования закона.
Закон ориентировался при этом на временный и относительный характер права переходного периода. Предполагалось, что правовая норма в скором времени будет заменена техническими и организационными нормами. Принципу законности противопоставлялся принцип целесообразности, что на практике приводило к правовому нигилизму со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Законодатель всячески подчеркивал, что имущественные права частных лиц (как физических, так и юридических) являются уступкой во имя развития производительных сил страны и должны быть подчинены общей идее – «о господствующей роли социалистической собственности».
Teм не менее закон допустил наряду с государственной и кооперативной формами собственности частную собственность в 3 се формах: единоличная собственность физических лиц, собственность нескольких лиц, не составляющих объединения (например, семейная), и собственность частных юридических лиц (компаний, акционерных обществ).
В государственной собственности оставались земля, леса, воды, недра, железные дороги, самолеты. Морские суда могли находиться в собственности отдельных граждан и акционерных обществ. Для привлечения частного капитала в целях восстановления флота государство делало ему уступку. Частная собственность распространялась на мелкие промышленные и торговые предприятия. В связи с этим государство провело денационализацию ранее экспроприированной у частных лиц собственности, но в весьма ограниченных размерах и без восстановления отмененных в ходе революции прав бывших собственников. Закон создавал гарантии только для вновь приобретенных прав, но запрещал восстанавливать прежние имущественные права.
Объем и размеры права частной собственности строго ограничивались (определялся круг объектов, допускаемых в частную собственность, устанавливались предельные размеры частного предприятия и наследственной массы, получаемой частным лицом и т.п.). Ограничивалось также право частного собственника распоряжаться своей собственностью. Так, разрешив собственность на жилье (бывшие муниципализированные строения), закон ограничил возможности сдачи его внаем введением нормы жилой площади, тарифов сдаточных цен, сроков сдачи. Был введен специальный термин «обладание» (ст. 58 ГК), означавший, что предмет, находящийся в частной собственности, не может вливаться в гражданский оборот. Его нельзя продать или купить.
Обязательственное право. С развитием частного предпринимательства возродилось обязательственное право. Закон распространил его на две категории субъектов гражданско-правовых отношений: правоспособных граждан и юридических лиц. Права юридического лица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц. Правоспособность и дееспособность в полном объеме наступали по достижении 18 лет.
ГК РСФСР регламентировал общие условия заключения договора. Он признавал его недействительным, если договор заключался одной из сторон под влиянием «крайней нужды» и на невыгодных для нее условиях. Договор мог быть расторгнут не только по инициативе сторон, но и по инициативе госорганов или общественных организаций, Такая норма имела ярко выраженную социальную направленность.
Одной из особенностей обязательственного права стало применение статей Уголовного кодекса в качестве санкций за нарушение гражданских договорных отношений. Но добросовестному контрагенту ГК гарантировал судебную защиту его имущественных прав.
Закон разрешал все виды договоров: купли-продажи, мены, дарения, имущественного найма, займа, подряда, товарищества, поручительства и др. Но размеры договорных сумм и сроки договоров строго оговаривались. Скажем, дарение не могло превышать 10 тысяч рублей, купля-продажа – только на внутреннем рынке и пр. Система публичных торгов для сдачи подрядов обеспечивала льготные условия для государственных и кооперативных предприятий, которые вскоре вообще перестали участвовать в торгах и получать подряды без них.
Широкое распространение в условиях нэпа получили концессионный договоры и договоры об аренде государственных промышленных предприятий частными лицами и кооперативными организациями. На основе концессий частный капитал привлекался к производству горпопромысловых работ, к поиску, разведке, добыче и переработке полезных ископаемых. Концессионеры получали на определенный срок государственное предприятие, обязывались вкладывать в него определенный капитал, поддерживать его на современном техническом уровне. Концессионный договор предусматривал преимущественную продажу продукции государству по обусловленным ценам, ограничивал право концессионера распоряжаться концессионным имуществом.
Арендный договор на государственное промышленное предприятие близок по своей сути к концессионному. Расторгнуть его можно было только в судебном порядке. Арендатор имел право сбывать продукцию предприятия на вольном рынке, мог оговорить право получения для него государственного сырья. Но он брал на себя и целый ряд обязательств. Количество и номенклатуру изделий определял договор, как и долю продукции, обязательной для сдачи государству, предприятие необходимо было поддерживать на должном уровне.