Координатор по господдержке СО НКО
За реализацию мероприятий по поддержке СО НКО на федеральном уровне отвечает Министерство экономического развития России. Информация о сути этих мероприятий размещена в специальном подразделе «Социально ориентированные НКО» портала министерства.
Информационная поддержка СО НКО: каналы коммуникации
Как помочь представителям федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления обеспечить качественную информационную поддержку социально ориентированных НКО? Как задействовать весь комплекс каналов и ресурсов для поддержки НКО?
В первую очередь необходимо ответить на вопрос: зачем вообще это нужно представителю власти?
Второй вопрос: что именно делать?
И третий – как обеспечить поддержку СО НКО, какие именно каналы коммуникации задействовать в первую очередь?
Зачем это нужно?
.Эффективность управления
Ряд стратегических документов, принятых на самом высоком уровне, декларирует, что поддержка некоммерческого сектора является ключом к обеспечению стабильного общественного развития. Игнорировать этот посыл представители органов власти не могут, и перед ними встает вопрос о том, как претворить его в конкретные дела. Тема оценки эффективности глав российских регионов и органов местного самоуправления уверенно держится в актуальной повестке дня. Информационная поддержка СО НКО в некоторых случаях непосредственно, а в некоторых косвенно соотносится с этим трендом.
Так, некоторые из 30 показателей, перечисленных в Указе Президента РФ № 607 от 28 апреля 2008 года, имеют прямое отношение как к деятельности СО НКО, так и к реализации информационных кампаний.
Например, в п. 2 Перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов говорится о доле населения, охваченного медицинскими профилактическими осмотрами. Любые профилактические программы подразумевают информационные кампании, и наиболее эффективно они реализуются при опоре на деятельность профильных СО НКО.
Практически треть критериев оценки эффективности управления может быть обеспечена высокими результатами благодаря поддержке деятельности СО НКО, если целенаправленно поддерживать их деятельность, предоставлять информационные возможности от органов власти и местного самоуправления. Наиболее четко это видно при анализе критерия 30 – «Удовлетворенность населения: медицинской помощью, качеством дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования, наконец, удовлетворенность работой органов местного самоуправления». В данном случае гарантии положительного эффекта и рост показателей удовлетворенности могут быть обеспечены опять же массовой серьезной информационной поддержкой деятельности всех НКО, работающих в указанных социальных сферах.
.Лояльность населения
Системная информационная поддержка СО НКО обеспечивает представителю власти не только одобрение «сверху», но и повышение лояльности «снизу», со стороны населения. Допустим, чиновник вынужден пойти на непопулярные меры. Пользующиеся его поддержкой НКО и их благополучатели не только отнесутся к этому с пониманием, но и, возможно, выступят с разъяснениями необходимости подобных мер. Достижение высокого уровня лояльности населения к представителям власти наиболее вероятно при реализации механизмов принятия решений, касающихся региональных проблем, с участием населения на основе информационного взаимодействия с НКО.
. Улучшение имиджа региона
В рамки разработки стратегий территориального развития включаются распространение благоприятного образа региона, укрепление позитивного отношения к нему со стороны инвесторов (как российских, так и иностранных), населения (местных жителей, жителей соседних областей и в целом страны), государственных структур, зарубежных стран. Формирование имиджа региона обеспечивает внимание к региону, эффективное лоббирование его интересов, изменение инвестиционного климата, получение дополнительных ресурсов для развития региональной экономики и т.д.
Следовательно, одна из задач для лидера, развивающего территорию, которой он управляет, – формировать признаки и характеристики, ассоциирующиеся на эмоционально-психологическом уровне у широкой общественности и значимой целевой аудитории с его конкретной территорией. Именно через информационную поддержку деятельности СО НКО можно формировать представление о наличии конструктивной и активной региональной жизни, а также ее кадрового, творческого, социально-демографического потенциала. Каждая СО НКО, публично решая ту или иную проблему, обеспечивает построение образа региона из множества конструктивных элементов, складывающихся в общую единую систему регионального развития. В этой системе одни НКО обеспечивают диагностику и измерение точек социальной напряженности, другие – реализацию потенциала населения, создавая условия для его стабильности и прироста на территории, третьи решают возникающие
в ходе роста и развития социальные затруднения и задачи.
Как правило, именно НКО выступают инициаторами и организаторами специальных мероприятий, тематических форумов, конгрессов, фестивалей, конкурсов, конференций, проявляя и подтверждая готовность к внедрению значимых для населения инноваций и развивая событийную составляющую жизни региона. Таким образом, при обеспечении целенаправленной и системной информационной поддержки СО НКО со стороны администраций выигрывают, с одной стороны, структуры гражданского общества, активные граждане и их организованные группы – социально ориентированные некоммерческие организации, а с другой – структуры и представители органов
управления территорией.
Что именно делать?
На любом уровне управления территорией – от федерального округа до сельского поселения могут быть инициированы и проведены рекламно-информационные кампании по поддержке СО НКО сразу по нескольким ключевым направлениям, с использованием различных методов и каналов коммуникации (от встреч с населением или специальных видеороликов и другого рода рекламы до создания позитивных образов в рамках литературных произведений и телевизионных продуктов).
. Возможные направления рекламно-информационных кампаний:
. кампании стимулирования СМИ и журналистов(федеральные, региональные конкурсы для журналистов, освещающих социально значимые проекты СО НКО, а также социальные инициативы, кооперацию, самоорганизацию, успешное решение проблем СО НКО, эффективное межсекторное партнерство);
. кампании по продвижению конструктивной социальной активности,распространению позитивных культурных образцов социальной активности, успешного опыта социально значимых проектов СО НКО, гражданских инициатив;
. кампании публичного продвижения СО НКО(поддержка результатов реализованных общественно значимых проектов СО НКО в публичном пространстве);
. кампании по содействию развитию компетентного пониманияважности гражданского участия и активности и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в области межсекторного партнерства.
. Роль социальной рекламы
В рамках каждой кампании рекомендуется использовать социальную рекламу, пропагандирующую образцы конструктивной социальной активности, позитивного коллективного действия, продуктивной культуры. Для этого важно провести инвентаризацию и оценку качества того незначительного числа существующей социальной рекламы в области социальной активности граждан и содействовать заказам, созданию, размещению, продвижению социальной рекламы, пропагандирующей образцы конструктивной социальной активности.
. Какие СО НКО поддерживать?
Один из важных вопросов при реализации информационных кампаний на местах – определение приоритетов для выбора поддерживаемых СО НКО. Рекомендуется обеспечивать поддержку всех действующих на территории СО НКО, без разделения на «своих» и «независимых». С точки зрения эффективности информационной поддержки НКО приоритет рекомендуется отдавать:
. инфраструктурным общественно значимым проектам СО НКО с обязательным условием вовлечения жителей на локальном уровне;
. проектам, предусматривающим прямое изучение социально ориентированными НКО мнения жителей;
. проектам, стимулирующим кооперацию граждан для решения актуальных проблем на базе СО НКО, реализацию объединяющих идей;
. проектам по стимулированию индивидуальной активности граждан, направленной на формирование сообществ и включение их в деятельность СО НКО.
. Формы информационной поддержки
Информационная поддержка – это не только размещение информации в различных медиаканалах. В чем еще может состоять информационная поддержка:
. объявление премий, проведение конкурсов и другие формы общественного и административного поощрения успешных активистов, разработка системы поощрений – от статуса почетного гражданина до премиальных поездок для обмена опытом;
. предоставление общественным объединениям информации, полученной в рамках социологических и прочих исследований, выполненных по заказу государственных органов,
поддержка открытых и публичных исследований общественного мнения, проводимых по инициативе НКО;
. формирование регулярно действующих переговорных площадок для диалога НКО и власти, НКО и бизнеса;
. поддержка участия активистов НКО в мероприятиях, посвященных проблемам развития территорий, социального развития, а также в собраниях бизнес-ассоциаций;
. поддержка мероприятий, направленных на подготовку консолидированной позиции по какой-либо проблеме, теме (конференция, рабочий семинар, общественные слушания);
. организация и поддержка конкурсов социальных идей, проектов, гражданских инициатив, конкурсов социальных предпринимателей;
. проведение открытых творческих конкурсов и фестивалей на основе конкретного задания по продвижению СО НКО для молодых специалистов и студентов в рамках разработки концепций, макетов и роликов социальной рекламы, с возможностями реализации проектов-победителей;
. развитие информационной инфраструктуры:
поддержка действующих информационных ресурсов некоммерческого сектора, местных информационных и рекламных агентств;
поддержка на конкурсной основе интернет-сайтов, форумов, специализированных сетей и площадок по развитию гражданских инициатив;
развитие практики дистанционного обучения, видео- и интернет-конференций с социальными активистами;
поддержка формирования собственной медиаиндустрии общественного сектора, общественных СМИ, содействие созданию собственных СМИ крупными СО НКО.